Отношение будущих пенсионеров к предполагаемой пенсионной реформе
Секция: Политическая социология
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Отношение будущих пенсионеров к предполагаемой пенсионной реформе
Согласно Федеральному закону о «Трудовых пенсиях в РФ», пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц [4, с. 16].
Впервые в России о пенсиях стали говорить в XVII веке, но окончательный вариант пенсионного законодательства был принят Николаем I, который подписал «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим (военным и гражданским)». Уже к концу XIX века пенсию за выслугу лет стали получать чиновники всех ведомств, некоторые офицеры, учителя и преподаватели, рабочие казенных заводов, а также ученые, инженеры, врачи и фельдшеры казенных предприятий [1, c. 50-55].
В 1917 году произошла смена политического режима в РФ. Пришедшая к власти политическая партия провела реформу в области пенсионного обеспечения, в ходе которой пенсионные выплаты стали массовыми. Также правительством был введен ряд надбавок к пенсии для различных категорий людей: военно-увечных, научных работников и преподавателей вузов, учителей городских и сельских школ. В 1956 год был принят закон «О государственных пенсиях», предусматривавший пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца [1, с. 50-55]. Назначение пенсионных выплат по нормам, закрепленным в законе 1956 года, осуществлялось вплоть до конца 1980-х годов.
К моменту распада СССР и появления нового государства – Российской Федерации – тенденция к старению населения усиливалась. В 1997 году для решения проблем, возникших в пенсионной системе, была создана система персонифицированного учета пенсионных прав граждан [1, с. 50-55]. Результатом проведенных в конце 1990-х – начале 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. В 2012 году Правительство РФ утвердило стратегию долгосрочного развития пенсионной системы. Одной из важных составляющих пенсионной системы РФ является возраст выхода людей на пенсию.
Пенсионный возраст – это одна из важнейших характеристик социальной жизни населения, устанавливающая определенный возрастной промежуток, достигнув который, гражданин имеет право на использования благ социального государства, а в частности на получение пенсионных выплат.
В России пенсионный возраст не подвергался изменению с момента его установления в 1932 году. Начиная с мая 2018 года, идея о повышении возраста выхода на пенсию стала одним из центральных вопросов внутренней политики РФ. 16 июня 2018 года в Государственную думу был внесен законопроект о повышении пенсионного возраста. Данная реформа затрагивает интересы различных слоев населения: лиц, достигших пенсионного возраста; а также трудоспособных граждан. Согласно законопроекту, были внесены изменения возрастных границ выхода на пенсию: у женщин они составили 60 лет, у мужчин – 65 лет.
Сторонники данной реформы аргументируют свою позицию тем, что:
- В России один из самых низких порогов выхода на пенсию в мире (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Возраст выхода на пенсию в мире
- Увеличение числа продолжительности жизни: в 2015 году число пенсионеров составило 20% в то время, как к 2018 год данное число выросло до 32% (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Процентное соотношение по годам
- 26,4% от общего числа пенсионеров занимаются трудовой деятельностью. Среди пенсионеров по старости занят почти каждый четвертый, а среди тех, кто оформил пенсию недавно, работают более половины, а это значит, что утраты трудоспособности с достижением пенсионного возраста не происходит, а, следовательно, он может быть повышен [1, с. 193].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современные изменения в пенсионной реформе имеют неоднозначную оценку различных категорий людей. Так как пенсионное обеспечение граждан является важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – это предоставление человеку средств к существованию.
В данном исследовании мы попытались выяснить, каково отношение людей к новой политике государства в сфере пенсионного обеспечения. Проведя апробирование ответов участников социального опроса, было выявлено, что большинство людей имеют среднюю осведомленность о проводимой пенсионной реформы (см. Рисунок 3).
Рисунок 3. Оценка осведомленности о пенсионной реформе
Подавляющее число респондентов категорически против повышения пенсионного возраста в РФ – 72% (см. Рисунок 4).
Рисунок 4. Отношение к увеличению пенсионного возраста
Проведённый нами опрос показал, что, по мнению опрошенных, отрицательное отношение людей к повышению пенсионного возраста связано с тем, что:
- в пожилом возрасте у людей снижается работоспособность, становится трудно работать (29%);
- при повышении пенсионного возраста многие не доживут до пенсии, накоплении сгорят (25%);
- в пожилом возрасте у людей ухудшается здоровье (13%).
Рассматривая гендерную особенность, можно сказать, что мужчины придерживаются мнения о том, что наиболее популярным ответом о причине увеличения пенсионного возраста является то, что при повышении пенсионного возраста многие не доживут до пенсии, накоплении сгорят. Так ответило 34 % опрошенных. Женщины же в свою очередь считают, что повышение пенсии связано с тем, что в пожилом возрасте у людей снижается работоспособность, становится трудно работать (38 %). Возрастные особенности, проявились следующим образом: респонденты в возрасте 18-30, 56 и старше считают, что в пожилом возрасте у людей снижается работоспособность, становится трудно работать; 31-45 лет – срок выхода на пенсию должен зависеть от условий труда (28 %); а люди в возрасте 46-55 лет связывают повышение пенсии с тем, что при повышении пенсионного возраста многие не доживут до пенсии, накоплении сгорят (24 %).
Особым интересом, для нас было выяснить: каков оптимальный возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин. Большинство респондентов считают, что наиболее приемлемым является раннее установленный пенсионный возраст (мужчины – 60 лет, женщины – 55).
По данным опроса мы выяснили, что основными причинами повышения пенсионного возраста люди считают следующие:
- демографический кризис: на смену двум гражданам, уходящим на пенсию, приходит только один работник – 28%;
- желание чиновников дольше оставаться на своем рабочем месте – 24% (см Рисунок 5).
При анализе гендерной специфики стало известно, что мужчины склоны считать основной причиной повышения возраста выхода на пенсию – желание чиновников дольше оставаться на своем рабочем месте (32 %); в свою очередь женщины – демографический кризис: на смену двум гражданам, уходящим на пенсию, приходит только один работник (30 %). Возрастной аспект не выявлен.
Рисунок 5. Причины повышения пенсионного возраста
Рассматривая вопрос об участии в акциях протеста, количество опрошенных разделилось поровну: одни склоны считать, что в данных акциях необходимо участвовать; вторая половина предпочли занять нейтральную позицию (см. Рисунок 6).
Рисунок 6. Участие в акциях протеста
Таким образом, в ходе проведения социологического исследования было выявлено, что люди негативно относятся к политике государства в области пенсионного обеспечения в РФ.
Список литературы:
- Головченко Г.Я., Дукарт С.А. Занятость лиц пенсионного возраста / Г.Я. Головченко, С.А. Дукарт - Томск: ТГУ, 2014. - 250 с.
- Соловьев А.К. Накопительная пенсия: институциональные и параметрические проблемы / А.К. Соловьев // Финансы. - 2018. - № 2. - C. 55-61.
- Соловьев А.К. Проблемы сокращения бедности пенсионеров в России в условиях бюджетного кризиса / А.К. Соловьев // Соц. и пенс. право. - 2018. - № 1. - С. 44-49.
- Сулейманова Ф.О. Права лиц пожилого возраста на социальное обеспечение по российскому законодательству / Ф.О. Сулейманова // Соц. и пенс. право. - 2018. - № 2. - С. 15-20.