Статья:

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социология управления

Выходные данные
Камешева С.Г. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН / С.Г. Камешева, Г.К. Бектурганова, Б.У. Байхожаева, А.К. Хаймулдинова // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(93). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Камешева Салтанат Газизовна
магистрант, НАО "Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева", Казахстан, г. Астана
Бектурганова Гюльмира Каировна
канд. хим. наук, старший преподаватель, НАО "Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева", Казахстан, г. Астана
Байхожаева Бахыткуль Узаковна
д-р техн. наук, проф., заведующая кафедрой, НАО "Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева", Казахстан, г. Астана
Хаймулдинова Алтынгуль Кумашевна
канд. техн. наук, доц., НАО "Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева", Казахстан, г. Астана

 

CONDITIONS OF CORRUPTION AND ORGANIZATIONAL CULTURE OF PUBLIC SERVICE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 

Saltanat Kamesheva

Master's student of L.N. Gumilyov Eurasian National University NAO, Kazakhstan, Astana

Gulmira Bekturganova

Candidate of Chem. Sciencies, Senior Lecture of L.N. Gumilyov Eurasian National University NAO, Kazakhstan, Astana

Bakhytkul Baikhodzhayeva

Doctor of Tech. Sciencies, professor, Head of Department of L.N. Gumilyov Eurasian National University NAO, Kazakhstan, Astana

Altyngul Khaimuldinova

Candidate of Tech. Sciencies, associate professor of L.N. Gumilyov Eurasian National University NAO, Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. Данная статья посвящена значению организационной культуры и предупреждением коррупционных рисков. Рассматриваются эффективные инструменты, направленные на соблюдение этических норм и борьбу со злоупотреблениями служебным положением на государственной службе.

Abstract. The article discusses the importance of organizational culture and the prevention of corruption risks. Effective tools aimed at complying with ethical standards and combating abuse of official position in the public service are considered.

 

Ключевые слова: государственное управление, коррупционные риски, организационная культура, этические нормы, модернизация государственной службы.

Keywords: public administration, corruption risks, organizational culture, ethical standards, modernization of the civil service.

 

Проблема коррупции является одной из острейших проблем нашей современности, которая подрывает доверие населения к государству и замедляет развитие цивилизованного гражданского общества, тормозя социально-экономический прогресс, нанося вред в самых различных сферах жизнедеятельности общества.

При определении условий возникновения коррупции должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры.

В соответствии с законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции»,  коррупция – это незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ [4].

Приведем следующие признаки данного явления:

  • в качестве субъекта выступают государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора;
  • неправомерное использование перечисленными субъектами своего служебного положения либо должностного статуса и авторитета вопреки государственным интересам, а также нормам права и морали, этичного поведения, как правило, может выражаться в действии либо бездействии;
  • использование полномочий указанных субъектов в целях личного обогащения либо иной выгоды, в том числе и в интересах третьих лиц [5].

С целью исключения возможных злоупотреблений государственными служащими своими полномочиями были приняты правовые нормы различного законодательного уровня, организационной культуры, устанавливающие ответственность лиц, совершивших коррупционное правонарушение. Также были приняты меры по недопущению сращивания руководящих чиновников с коммерческими и иными организациями, в том числе запрещающие занятие предпринимательской деятельностью указанных лиц через своих родственников [3].

В настоящее время почти в каждом государственном органе РК имеется так называемая служба собственной безопасности, цель деятельности которой заключается в выявлении и пресечении коррупционных правонарушений.

Некоторые авторы подразделяют проблемы, способствующие возникновению коррупции, на два вида: общие и специфические [1].

К общим можно отнести те проблемы, что присущи как Казахстану, так и большинству стран, которые находятся на переходном этапе развития от централизованной к рыночной формам экономики. К ним можно отнести следующие:

  • слабое развитие демократических процессов;
  • неразвитое гражданское общество;
  • отрыв власти от интересов общества;
  • не достаточно высокая эффективность деятельности государственных органов;
  • несовершенство права;
  • слабая экономика;
  • внутренняя и внешняя политика [6].

К специфическим можно отнести те проблемы, что связаны с переходным этапом построения государственного устройства и гражданского общества после распада Советского Союза:

  • неэффективная работа судебных органов;
  • слабое развитие правосознания населения;
  • ориентированность правоохранительных органов и иных государственных органов на защиту государственных интересов;
  • традиционное подчинение должностных лиц приказам руководства, в том числе незаконным.

Правовые факторы, детерминирующие коррупционные правонарушения, в первую очередь зависят от некачественного законодательного регулирования общественных сфер жизни, а также пробелов и противоречий действующего права [7]. К ним относятся следующие:

  • низкое качество регламентации служебных полномочий сотрудников государственных органов;
  • несовершенство отраслевых законов, нормы которых при правоприменительной практике создают условия для совершения коррупционных деяний;
  • отсутствие жесткой правовой системы по борьбе с коррупцией, особенно в политической сфере;
  • законодательное закрепление иммунитета от уголовного преследования некоторых политических субъектов, в частности, таких как представители государственной власти, претенденты на эти должности (кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК и др.);
  • слабое избирательное законодательство, которое не обеспечивает фактической зависимости избираемых лиц от своих избирателей.

Также существует ряд детерминирующих коррупцию факторов организационно-управленческого характера:

  • малое количество конкурсов, проводимых на замещение вакантных высших государственных должностей;
  • отсутствие фактического финансового и иного рода контроля за работой политических субъектов;
  • отсутствие специальных независимых организаций, осуществляющих аудиторский контроль при проведении конкурсов для поступления на государственную службу;
  • фактическое отсутствие общественного контроля за сферой политических отношений.

Идеологические и воспитательные факторы, детерминирующие коррупционные правонарушения:

  • отсутствие политической культуры у рядовых граждан, что приводит к отдаче своих голосов в пользу конкретного кандидата;
  • фактическое отсутствие антикоррупционного воспитания в образовательных органах [2].

Социально-экономические факторы развития коррупции:

  • политика приватизации государственной собственности;
  • отсутствие прозрачности процесса распределения бюджетных средств;
  • отсутствие контроля за деятельности в области банковской сферы;
  • незаконное лоббирование интересов в законодательных органах;
  • слабая борьба с экономической преступностью [8].

Согласно проведенному анализу факторов, способствующих развитию коррупции в стране, можно сделать следующие выводы.

Сократить масштабы коррупции можно только при системном подходе к решению проблем и искоренению условий, порождающих данное явление.

Комплексный подход к решению проблемы коррупции подразумевает борьбу с ней на разных уровнях в различных сферах жизнедеятельности общества. В первую очередь, это подразумевает совершенствование антикоррупционного законодательства, а также ужесточение ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Привлечение к борьбе с коррупцией представителей общественности, СМИ. Принятие государством мер по развитию института гражданского общества, которое в дальнейшем будет принимать активное участие в борьбе с коррупцией.

В целях системного и планомерного развития государственной службы  утвержден в 2024 году стратегический документ «Концепция развития государственной службы Республики Казахстан на 2024–2029 годы», где ожидаемые результаты:

1) повышение удовлетворенности населения работой государственных служащих;

2) обеспечение равного доступа к государственной службе, расширение возможностей привлечения на государственную службу представителей частного сектора;

3) создание института ранней профессиональной ориентации, охватывающего школьный и вузовский уровни;

4) повышение привлекательности государственной службы за счет внедрения горизонтального карьерного продвижения, увеличение заинтересованности государственных служащих в получении новых знаний и навыков;

5) разработка и внедрение мер по повышению удовлетворенности социальным пакетом и мотивационной системой, включая нематериальные аспекты.

Развитие организационной культуры на государственной службе обеспечивает успех в деятельности государственного аппарата и формирует ее положительный имидж в обществе.

 

Список литературы:
1. Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией. – Алматы: Жеті Жаргы, 2003.
2. Агыбаев А.Н., Нукенов М.О. Понятие «коррупционная преступность» и система мер борьбы с ней // Проблемы совершенствования борьбы с преступностью, наркобизнесом, терроризмом, религиозным экстремизмом. – Караганда, 2001.
3. Алауханов Е.О. Проявление коррупции в обществе // Правовая реформа в Казахстане. – 2006. – № 4.
4. Закон Республики Казахстан от 18.11.2015 г. № 410-V «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000410 (дата обращения: 26.09.2024).
5. Каиржанов Е.И. Преступность – явление социальное // Предупреждение преступности. – 2003. – №1.
6. Рогова И.И., Мами К.А., Бычковой С.Ф. Основы противодействия коррупции. – Алматы: Интерлигал, 2004. – 328 с. 
7. Современные проблемы борьбы с преступностью // Материалы межд. науч.-теорет. конф., посвященной 70-летнему юбилею д-ра юрид. наук, проф. Е.И. Каиржанова. – Алматы, 2003.
8. Указ Президента Республики Казахстан от 17 июля 2024 года № 602  «Об утверждении Концепции развития государственной службы Республики Казахстан на 2024 - 2029 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/kaz/ (дата обращения: 26.09.2024).