СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ КРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
Секция: Социология управления
LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ КРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
THE SOCIAL MECHANISM OF CRISIS MANAGEMENT: A MODERN VIEW
Anna Tishkina
Graduate student, Belgorod state university, Russia, Belgorod
Аннотация. Кризисные явления в мировой практике управления демонстрируют необходимость совершенствования механизмов управления в современных организационных структурах на всех уровнях.
В данной статье рассматриваются такие аспекты, как управленческие подходы, применяемые в кризисном управлении, и эволюция механизмов социального управления.
Автором обосновывается положение о том, что для эффективного кризисного управления в него должны быть вовлечены все участники данного процесса.
Abstract. Crisis phenomena in the world management practice demonstrate the need to improve management mechanisms in modern organizational structures at all levels.
This article discusses such aspects as managerial approaches used in crisis management and the evolution of social management mechanisms.
The author substantiates the provision that all participants in this process should be involved should be involved in it for effective crisis management.
Ключевые слова: социология управления; кризис; кризисное управление; социальный механизм; информационные технологии.
Keywords: sociology of management; crisis; crisis management; social mechanism; information technology.
В настоящее время отмечается увеличение кризисных явлений в различных сферах общественной жизни. Понятие «кризис» в социологии следует рассматривать как острую форму проявления социального противоречия, связанную с нарушением социальной стабильности.
Для решения существующих проблем необходимы инновационные управленческие подходы и новые технологии. В связи с этим и возникает необходимость разработки и внедрения новых социальных механизмов кризисного управления, способных отвечать на вызовы современности.
Среди управленческих подходов, применяемых в кризисном управлении, можно отметить отдельные приемы, входящие в сферу изучения социологии управления и требующие более детального научного рассмотрения. Исследования данного вопроса имеют практическое значение для применения механизмов управления как в государственных, так и в коммерческих организациях.
Общую теорию кризисов в динамике разработал А.А. Богданов. С его точки зрения, кризис представляет собой явление смены формы организации системы, перелом в процессе развития. На основании этого было выделено два типа кризисов. При соединительном кризисе осуществляется образование новых цепочек связей, а при разделительном – разрыв уже взаимодействующих связей [1, с. 660].
Стоит отметить, что понимание социального управления модернизируется в связи с изменениями во всех общественных сферах и переходом к новому этапу общественного развития.
Например, механизмы социального управления в аграрном обществе были заложены на основе традиций, а в индустриальном обществе – на технологических и производственных факторах, а вектор социального управления целеустремлен не на отдельного сотрудника, а на социальную систему, тем самым выдвигая необходимость формализации механизмов управления, утверждения производственных стандартов, отношений в контрактной форме взаимодействия.
В постиндустриальном обществе вектор социального управления смещается с вертикальных отношений на горизонтальные. На первый план выдвигается публичное управление, которое уже несет в себе современную динамику, сопряженную с возникшей возможностью участия в управлении и процессах широких слоев населения. Изначально роль широких слоев населения в управлении ограничивалась участием в выборах, однако понятия открытого правительства, сетевого управления и разделяемого управления оказали влияние на формирование новой парадигмы социального управления, которое представляет собой активное участие различных социальных групп в управленческих процессах.
Одним из социальных механизмов кризисного управления являются современные информационные технологии, технологии электронного правительства, которые призваны координировать эффективное взаимодействие между структурой государственной власти и заинтересованных лиц на всех этапах управленческого цикла. В связи с этим, активное участие гражданского общества проявляется в поиске и создании новых идей и проектов решений, обсуждениях инициатив законопроектов, сборе и анализе данных, необходимых для обоснованного принятия решения, а также голосовании и контроле за исполнением и оценками эффективности государственных институтов. Данный механизм способствует успешному согласованию интересов государства и общества, а также достижению целей социального управления. К таким механизмам социального кризисного управления можно отнести:
- создание необходимой правовой базы, способной решать наиболее важные проблемы современности (например, Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р);
- создание организационных механизмов: специализированных подразделений, которые отвечают за эффективное взаимодействие с гражданами в каждодневном оперативном режиме;
- преобразование деловой культуры в сфере стиля работы госслужащих с гражданами – формирование психологической готовности и развитие навыков эффективного взаимодействия;
- формирование технологической инфраструктуры для обеспечения эффективной коммуникации органов власти и граждан в процессе разработки и реализации управленческих решений, а также оценки результатов исполнения.
Однако, стоит отметить, что современные механизмы социального кризисного управления включают в себя изменения не только со стороны государственных институтов. Сюда также необходимо отнести необходимость роста гражданской активности, развитие навыков совместной слаженной работы по участию в управлении общественными процессами, а также анализировать и выделять наиболее важные актуальные вопросы, руководствуясь только достоверной информацией.
Опорой антикризисного управления и главным фактором его осуществления должен быть человек. Его заинтересованность, активность, творческий потенциал имеют большое значение, так как именно это является коммуникационной основой управления [2, с. 78].
Современное социальное кризисное управление представляет собой многогранный, разносторонний процесс, для эффективного взаимодействия которого в него должны быть вовлечены все участники данного процесса.