Региональная дифференциация исторических знаний общественно-активной молодежи
Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Региональная дифференциация исторических знаний общественно-активной молодежи
Нередко средства массовой информации дают подсветку случаев осквернения молодыми людьми исторических памятников, культурных объектов, государственной символики. Это происходит не системно, с разной периодичностью и в разных регионах России. Во многом, адекватное поведение молодого человека по отношению к объектам культурного наследия, памятникам истории должно закладывается в институте семьи, а также школе. Но как быть, если на изучение, к примеру, истории Великой Отечественной войны в курсе истории школы выделено 6-7 часов? В этом случае «на помощь» приходят некоммерческие, общественные организации патриотической направленности, погружаясь в работу которых, молодой человек не на словах, а на деле может «впитать» знания о героическом прошлом Родины. В связи с обозначенной проблемой, возникает вопрос: дает ли участие молодого человека в мероприятиях общественной организации патриотической направленности усиление знаний об истории своей страны и, как следствие, в какой степени это воспитывает уважительное отношение к прошлому.
В последние годы сохраняется положительная тенденция участия школьников во Всероссийских конкурсах и проектах. К их организации и проведению привлечены государственные органы всех ветвей власти, коммерческие и некоммерческие организации, общественные движения. Конкурсы проводятся по различным направлениям, так, чтобы каждый школьник мог раскрыть потенциал в интересующем его деле, сфере и направлении деятельности. Несмотря на то, что многообразие конкурсов для школьников достаточно широко, внутренний их мотив сводится к выявлению и поощрению талантливой, творческой, молодежи, формированию устойчивого «молодежного крыла» с активной гражданской позицией.
Предметом нашего исследования являются результаты предварительного тестирования участников IV Всероссийского конкурса творческих работ «Поиск. Находки. Открытия - 2019», проводимого Общероссийским общественным движением по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России», при поддержке ФГБУ «Роспатриотцентр», ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» [1].
Объектом исследования выступают исторические знания молодежи. Целевой группой являются школьники - члены общественных патриотических движений возраста от 12 до 16 лет.
Методы исследования - аналитический анализ, метод сравнения, группировка, детализация, обобщение, статистические приемы, графические методы представления информации.
Всероссийский конкурс творческих работ «Поиск. Находки. Открытия» направлен на выявление передовых проектов в области военно-патриотического воспитания молодежи и ее участие в работе по увековечению памяти погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны, поддержку талантливой и социально активной молодежи.
Конкурс проводится в целях патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи на основе изучения и пропаганды деятельности школьных и молодежных поисковых отрядов Российской Федерации и популяризацию поискового движения.
Задачи Конкурса:
- распространение опыта и результатов работы детских и молодежных поисковых отрядов;
- выявление и поощрение школьников – поисковиков, активно участвующих в поисковой работе;
- содействие в формирование кадрового резерва поисковых отрядов;
- оценка и повышение уровня профессиональной подготовки участников поисковых отрядов;
- обмен опытом работы по вопросам деятельности поисковых отрядов на территории Российской Федерации.
Впервые за время проведения конкурса, предварительным этапом является тестирование, включающее 40 вопросов по истории Великой Отечественной войны, вооружению РККА, поисковой работе, позволяющее определить уровень знаний участников. Вес каждого правильного ответа составляет 0,5 балла. Таким образом, участник, ответивший верно на все вопросы может заработать 20 баллов.
За обозначенный положением конкурса срок, численность участников тестирования составила 728 человек из 76 регионов России. Результаты теста отразим в таблице 1.
Таблица 1.
Сводные результаты предварительного тестирования по регионам
Регион РФ
|
Количество участников, чел |
Численность по полу, чел |
Средний балл по региону |
Среднее время по региону, мин |
Средний процент правильных ответов, % |
|
Муж. |
Жен. |
|||||
Алтайский край |
28 |
14 |
14 |
16,6 |
17:38 |
82,9 |
Амурская область |
1 |
0 |
1 |
15,5 |
24:47 |
77,5 |
Архангельская область |
7 |
4 |
3 |
14,6 |
14:49 |
73,2 |
Астраханская область |
7 |
0 |
7 |
17,8 |
21:41 |
88,9 |
Белгородская область |
1 |
1 |
0 |
16,5 |
15:20 |
82,5 |
Брянская область |
9 |
4 |
5 |
14,7 |
17:38 |
73,3 |
Владимирская область |
3 |
2 |
1 |
16,8 |
20:23 |
84,2 |
Волгоградская область |
17 |
10 |
7 |
16,7 |
17:58 |
83,4 |
Вологодская область |
1 |
1 |
0 |
18 |
19:23 |
90 |
Воронежская область |
1 |
0 |
1 |
15,5 |
12:45 |
77,5 |
Забайкальский край |
1 |
1 |
0 |
12,5 |
10:17 |
62,5 |
Ивановская область |
1 |
0 |
1 |
13,5 |
25:53 |
67,5 |
Иркутская область |
20 |
9 |
11 |
17,2 |
15:54 |
85,8 |
Кабардино-Балкарская Республика |
2 |
1 |
1 |
9 |
06:55 |
45 |
Калининградская область |
3 |
3 |
0 |
12,2 |
16:37 |
60,8 |
Калужская область |
3 |
2 |
1 |
19,2 |
08:12 |
95,8 |
Камчатский край |
3 |
2 |
1 |
16,7 |
19:02 |
83,3 |
Карачаево-Черкесская Республика |
7 |
3 |
4 |
12,6 |
19:41 |
63,2 |
Кемеровская область |
44 |
11 |
33 |
15,7 |
15:08 |
78,4 |
Кировская область |
4 |
3 |
1 |
18,4 |
14:23 |
91,8 |
Костромская область |
1 |
0 |
1 |
18 |
25:48 |
90 |
Краснодарский край |
50 |
22 |
28 |
15,8 |
18:11 |
79,2 |
Красноярский край |
10 |
1 |
9 |
13,5 |
16:51 |
67,3 |
Курганская область |
1 |
0 |
1 |
11 |
13:07 |
55 |
Курская область |
3 |
0 |
3 |
17,3 |
12:09 |
86,6 |
Ленинградская область |
8 |
2 |
6 |
11,4 |
14:45 |
56,9 |
Липецкая область |
14 |
10 |
4 |
17,1 |
14:57 |
85,4 |
Москва |
7 |
5 |
2 |
13,3 |
18:12 |
66,4 |
Московская область |
7 |
4 |
3 |
15,8 |
17:21 |
78,9 |
Мурманская область |
1 |
0 |
1 |
14 |
25:39 |
70 |
Нижегородская область |
32 |
9 |
23 |
16 |
16:07 |
80 |
Новгородская область |
13 |
7 |
6 |
15,5 |
14:17 |
77,7 |
Новосибирская область |
48 |
24 |
24 |
16,7 |
15:00 |
83,7 |
Омская область |
2 |
1 |
1 |
11,5 |
13:04 |
57,5 |
Оренбургская область |
9 |
4 |
5 |
17,2 |
21:10 |
75,8 |
Орловская область |
2 |
2 |
0 |
16,8 |
14:40 |
83,75 |
Пензенская область |
1 |
0 |
1 |
17,5 |
16:41 |
87,5 |
Пермский край |
7 |
2 |
5 |
17 |
16:55 |
85 |
Приморский край |
3 |
0 |
3 |
16,7 |
22:32 |
83,3 |
Республика Адыгея |
16 |
2 |
14 |
14,2 |
19:33 |
70,8 |
Республика Алтай |
16 |
7 |
9 |
14,7 |
15:55 |
73,3 |
Республика Башкортостан |
20 |
13 |
7 |
14,8 |
17:01 |
73,8 |
Республика Бурятия |
1 |
0 |
1 |
9,5 |
18:22 |
47,5 |
Республика Дагестан |
9 |
6 |
3 |
11,3 |
13:02 |
56,4 |
Республика Карелия |
1 |
0 |
1 |
17,5 |
16:05 |
87,5 |
Республика Коми |
7 |
1 |
6 |
15,6 |
13:49 |
77,8 |
Республика Крым |
3 |
1 |
2 |
11,5 |
15:11 |
57,5 |
Республика Марий Эл |
2 |
1 |
1 |
19,75 |
10:15 |
98,75 |
Республика Мордовия |
19 |
7 |
12 |
17,5 |
15:08 |
87,6 |
Республика Саха (Якутия) |
2 |
2 |
0 |
11,8 |
33:49 |
58,75 |
Республика Северная Осетия (Алания) |
3 |
2 |
1 |
15,5 |
17:11 |
75,5 |
Республика Татарстан |
6 |
2 |
4 |
12,3 |
17:03 |
61,3 |
Ростовская область |
6 |
3 |
3 |
13,3 |
17:38 |
66,3 |
Рязанская область |
11 |
6 |
5 |
15,1 |
14:37 |
75,7 |
Самарская область |
5 |
3 |
2 |
16,3 |
14:47 |
81,5 |
Санкт-Петербург |
1 |
0 |
1 |
19,5 |
10:41 |
97,5 |
Саратовская область |
2 |
0 |
2 |
15 |
17:53 |
75 |
Сахалинская область |
7 |
4 |
3 |
15,3 |
17:28 |
76,4 |
Свердловская область |
12 |
3 |
9 |
14,8 |
22:32 |
74 |
Севастополь |
1 |
0 |
1 |
15,5 |
13:15 |
77,5 |
Смоленская область |
9 |
2 |
7 |
15,6 |
18:18 |
78,3 |
Ставропольский край |
7 |
2 |
5 |
13,9 |
22:30 |
69,6 |
Тамбовская область |
5 |
4 |
1 |
15,4 |
13:35 |
77 |
Тверская область |
9 |
2 |
7 |
15,6 |
15:54 |
78,3 |
Томская область |
4 |
3 |
1 |
15,6 |
12:32 |
78,1 |
Тульская область |
10 |
3 |
7 |
17,8 |
12:42 |
88,8 |
Тюменская область |
32 |
15 |
17 |
17,6 |
14:51 |
88,1 |
Удмуртская Республика |
2 |
2 |
0 |
15,3 |
15:56 |
76,3 |
Ульяновская область |
14 |
8 |
6 |
17,9 |
17:47 |
89,5 |
Хабаровский край |
2 |
1 |
1 |
16,5 |
20:17 |
82,5 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
5 |
3 |
2 |
17,2 |
16:04 |
86 |
Челябинская область |
11 |
3 |
8 |
16,5 |
18:37 |
82,5 |
Чеченская Республика |
2 |
0 |
2 |
16,5 |
22:33 |
82,5 |
Чувашская Республика |
63 |
30 |
33 |
17,9 |
14:15 |
89,6 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
7 |
3 |
4 |
13,6 |
16:17 |
68,2 |
Ярославская область |
14 |
9 |
5 |
16,7 |
17:34 |
83,6 |
*расчеты автора на основании выгрузки результатов тестирования
Подводя итог по общим результатам тестирования, можем сказать, что среднее время прохождения теста одним участником составило 16 минут 24 секунд. Отметим, что время ответа на каждый вопрос было ограничено одной минутой, а общее время прохождения теста составляло 40 минут соответственно. Таким образом, в среднем, время, затрачиваемое к ответу на один вопрос, составляет 24,6 секунды. Наименьшее время прохождения теста среди участников составляет 3 минуты 07 секунд, наибольшее – 46 минут 11 секунд.
Естественно, время прохождения теста не может дать нам объективную картину и понимание того, какой на самом деле уровень тематических знаний участников демонстрируют результаты теста. Для этого обратимся к балльному рейтингу.
Максимальный балл за прохождение теста составил 20 баллов (максимальный результат, все ответы на вопросы были даны верно), минимальный балл – 1,5 (даны правильные ответы на 3 вопроса из 40). Среднее количество баллов для участников тестирования составило15,95 баллов (32 правильных ответа).
Таким образом, можем сделать вывод о том, что в среднем, школьники - активисты патриотических движений возраста 12-16 лет справляются с тестированием на знание исторических фактов на 80%.
Опираясь на полученные результаты, отразим на диаграммах распределение по количеству участников по регионам и федеральным округам.
Рисунок 1. Количественные результаты тестирования в разрезе регионов
Наибольшие показатели количества участников тестирования видим в Приволжском (25% от общего числа), Сибирском (24%), Центральном (15%) и Южном (14%) федеральных округах. Менее активно приняли участие школьники Уральского, Северо-Западного, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов.
Лидерами по числу заявившихся на участие в конкурсе и прошедших тестирование на тематические знания в патриотической среде стали учащиеся школ Чувашской республики, Краснодарского края и Новосибирской области.
Выделим регионы с наиболее высокими результатами, ограничив выборку теми субъектами, количество тестируемых школьников в которых составило более 5 человек.
Рисунок 2. Рейтинг регионов с наиболее высокими результатами тестирования
По данным рисунков, учащиеся, активисты патриотических движений Чувашской Республики и Ульяновской области имеют наибольшую подготовленность в области истории и поисковой работы.
Согласно реестру поисковых отрядов, в региональное отделение ООД «Поисковое движение России» в Чувашской Республике входит 39 поисковых отряда, в Ульяновской области работу ведут 10 отрядов [2].
В пятерку регионов с наибольшими результатами также входят Тульская, Астраханская и Тюменская области. Школьники в этих регионах в среднем дали верные ответы на 88% вопросов теста.
Отметим также, что средняя доля правильных ответов участников по всем исследуемым регионам лежит в интервале от 45 до 98,75%, то есть член патриотического движения в возрасте от 12 до 16 лет в среднем дает от 18 до 39 верных ответов на тематические вопросы.
Таким образом, систематизируя результаты теста, мы сформировали балльный рейтинг, выстроили динамику по уровню подготовленности участников по федеральным округам, выявили регионы с наиболее высокими и низкими результатами подготовки участников. Полученные результаты наглядно дают понять, что школьники - члены общественных патриотических движений имеют достаточно высокий уровень знаний в тематической области. Тестирование является простым способом вовремя увидеть «пробелы» в области исторического знания и патриотического воспитания, а также может стать отправной точкой для изучения молодым человеком героического прошлого своего народа и формирования устойчивой гражданской позиции и социальной активности.