Статья:

Удовлетворенность качеством образовательных услуг студентами учебных заведений среднего профессионального образования: актуальность проблемы

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Грашин В.А. Удовлетворенность качеством образовательных услуг студентами учебных заведений среднего профессионального образования: актуальность проблемы // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 10-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Удовлетворенность качеством образовательных услуг студентами учебных заведений среднего профессионального образования: актуальность проблемы

Грашин Валерий Александрович
студент, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», РФ, г. Самара

 

Satisfaction with the quality of educational services by students of educational institutions of secondary vocational education: the relevance of the problem

Valeriy Grashin

student, Samara National Research University Russia, Samara

 

Аннотация. В настоящее время, активно осуществляется государственная поддержка студентов, учебных заведений среднего профессионального образования, которые после окончания учебы устраиваются на работу в сельскохозяйственные организации. В Самарской области, пришли работать 33% (2018 год) учащихся училищ и сельхозтехникумов. Исследования удовлетворенности качеством образовательных услуг студентов учебных заведений среднего профессионального образования могут повлиять на ситуацию с кадровой обеспеченностью в сфере агропромышленного комплекса.

Abstract. Currently, there is an active state support for students, educational institutions of secondary vocational education, which, after graduation, get a job in agricultural organizations. In the Samara region, 33% (2018) of school and agricultural engineering students came to work. Studies of satisfaction with the quality of educational services of students of secondary vocational schools may affect the situation with personnel security in the field of agro-industrial complex.

 

Ключевые слова: удовлетворенность, качеством образовательных услуг.

Keywords: satisfaction, quality of educational services.

 

Актуальность исследования удовлетворенности потребителей образовательных услуг, их качеством, заключается в том, что полученные результаты позволяют не только изучить и проанализировать образовательный процесс, но и осуществлять эффективное управление. Таким образом, в ходе формирования внутри образовательной системы управления качеством подготовки выпускников главный акцент должен быть сделан на потребителя образовательных услуг, на учет его потребностей и степени удовлетворенности оказываемыми услугами [1].

Четыре группы показателей, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждены приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

открытости и доступности информации об организации;

комфортности условий, в которых осуществляется деятельность;

доброжелательности, вежливости, компетентности работников;

удовлетворенности качеством образовательной деятельности.

Для реализации задачи инновационной модели развития с учетом требований продовольственной безопасности усилия должны концентрироваться, в том числе на развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров. В указе Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» критериями устойчивости развития экономики страны определено преодоление дефицита квалифицированных кадров. Например,  на территории Самарской области действует Закон Самарской области от 09.02.2015 г №28-ГД, в соответствии с которым выплачивается единовременная выплата студентам, устраивающимся на работу в сельскохозяйственную организацию. Для студентов с высшим профессиональным образованием (далее – ВПО) она составляет – 69,0 тыс.рублей, для студентов со среднем профессиональным образованием (далее – СПО) – 34,0 тыс.руб. Ежемесячная выплата (в течение 3-х лет) для студентов с ВПО – 11,0 тыс.рублей, для студентов с СПО: 6,0 тыс.руб. (специалисты), 4,0 тыс.руб. (рабочие).

По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – министерство) на октябрь 2018 года всего в средних профессиональных учебных заведениях по направлению сельского хозяйства обучалось 5471 человек. Из 218 выпускников училищ сельскохозяйственной направленности в 2018 году в отрасль пришло 104 человека или 47,7%,  из 770 выпускников сельхозтехникумов на работу в организации АПК поступило 222 человека или 28,8 %. В среднем в отрасль пришли 33% учащихся училищ и сельхозтехникумов. Количество штатных единиц в сельскохозяйственном производстве составляет 16397 человек, но фактически работают 14476 человек.

По мнению министерства сельскохозяйственной отрасли в период весенних полевых работ не хватает более 700 механизаторов. Решить проблему министерство видит в развитие дуального образования. Члены Общественной палаты Самарской области предлагают активизировать работу по стимулированию молодых людей жить и работать на селе.

Кроме того, наряду с государственной моделью оценки удовлетворенности населения услугами в сфере образования в Самарской области вводится результаты независимой оценки качества оказания услуг организаций, осуществляющими образовательную деятельность [2].

Социально-функциональный подход, является доминирующим фактором в построении образовательных систем, на основе которого строят модели социализации и адаптации личности в обществе. Развитие человека осуществляется в соответствии с функционально-ролевым назначением [3].

Основой функционализма является то, что социальные и культурные явления анализируют с точки зрения функций, которые эти явления выполняют в обществе. В анализе социальных систем функционализм выделяет три аспекта: общую взаимосвязь и взаимозависимость частей системы; существование нормальных (уравновешенных) состояний системы; способы, которыми реорганизуются все части системы для возврата в нормальное состояние.

Сфера образования входит в основные функции социальной системы: приспособление, достижение цели, интеграция и воспроизведение структуры, которые обеспечиваются различными подсистемами общества. Так, внутри социальной системы функции приспособления обеспечивает экономическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры – система верований, мораль, институты образования, воспитания и т.д.

Т. Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующей основой которой являются нормы и ценности. Поскольку социальное партнерство в образовательной сфере, по сути, представляет собой согласование и учет интересов всех участников процесса подготовки квалифицированного специалиста, важно определить нормы и ценности, на основе которых разворачиваются взаимовыгодные партнерские отношения [4].

Объектом наших исследований будут выпускники учебных заведений среднего профессионального образования. Предмет исследований нашей работы станет удовлетворенность качеством предоставления образовательных услуг.

Мы планируем измерить индикаторы удовлетворенности качества образовательных услуг у студентов по следующим направлениям: организация образовательного процесса; информационное и методическое обеспечение; внеучебная деятельность; социальные и бытовые условия; характер социально-психологического и психолого-педагогического взаимодействия; мотивация к профессиональной деятельности.

Исследования удовлетворенности качеством образовательных услуг студентами учебных заведений среднего профессионального образования позволит осуществлять прогнозирование ситуации с кадровой обеспеченностью в сфере агропромышленного комплекса региона.

 

Список литературы:
1. Белоконь О. В., Белова Н.Ю. Удовлетворенность качеством образова-тельных услуг среднего профессионального образования как управленческая проблема / Белоконь Ольга Владимировна, Белова Надежда Юрьевна // Пе-дагогическое образование в России. — 2018. — № 6. — С. 22-27.
2. Постановление Губернатора Самарской области от 13.02.2018 № 21 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Са-марской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора Самарской области».
3. Ревазов В.Ч. Теоретические аспекты структурного функционализма Т. Парсонса // Проблемы научной мысли. - 2018. - Т. 6. № 3. - С. 54.
4. Прокофьев А.В. Социальная регуляция и мораль (к вопросу об источ-никах нравственной нормативности) //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2014. - № 2. - С. 24.