Статья:

Механизмы гражданского участия в местном сообществе (на примере городского округа «Город Белгород»)

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Ерофеев А.В. Механизмы гражданского участия в местном сообществе (на примере городского округа «Город Белгород») // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 51-55.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизмы гражданского участия в местном сообществе (на примере городского округа «Город Белгород»)

Ерофеев Алексей Владимирович
магистрант, Белгородский Национальный Исследовательский Университет, РФ, г. Белгород

 

В XXI веке в политической жизни и социально-экономических отношениях российского общества произошли серьезные перемены, положительного характера. Вместе с тем обнаружились и определенные проблемы, касающиеся концентрации власти на верхних уровнях, неэффективности иных элементов политической системы, общественных институтов, что естественным образом формирует преграды для дальнейшей демократизации общества. В этой связи возрастает интерес к гражданскому обществу, которое способно оказывать влияние на власть путем реализации разнообразных форм гражданского участия. Одним из основных механизмов обеспечения демократического характера взаимоотношений между государственной властью и гражданской активностью является местное самоуправление. Органы местного самоуправления принципиально отличаются от государственных тем, что они ориентированы на гражданское сообщество, общественное управление. Таким образом, местное самоуправление предоставляет каждому гражданину возможность быть непосредственным участником жизни своего муниципального образования.

Наиболее важным гражданское участие видится при решении местных проблем, связанных, например, со здравоохранением, окружающей средой, уровнем занятости и т.п. Такие проблемы требуют знания ситуации изнутри, которое зачастую отсутствует у политиков и государственных чиновников, занимающихся ими. В связи с этим, очевидной является необходимость развития гражданской активности населения, для наиболее полной включенности граждан в управление делами своего муниципального образования. Исходя из того, что население является первичным субъектом местного самоуправления, можно сделать вывод, что оно должно проявлять активное участие в жизни муниципального образования.

Итак, в городском округе «Город Белгород» местное самоуправление представлено Администрацией и Белгородским городским советом. Администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. К ее полномочиям относятся: формирование и исполнение городского бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, в установленном Собранием депутатов порядке; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания и т.п. Белгородский городской совет является представительным органом местного самоуправления. Выборы депутатов проходят по смешанной избирательной системе, где 27 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, и 27 мандатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, в соответствии с законодательством пропорционально числу голосов избирателей, которые получил каждый из списков кандидатов[1].

Для обеспечения включения широкого круга общественности в процесс местного самоуправления Белгородским городским Советом проводятся публичные слушания. Публичные слушания – это одна из форм реализации горожанами своего права на участие в принятии решений органами МСУ «путем проведения собраний для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов» [2]. Публичные слушания проводятся для информирования населения и органов МСУ о фактах обсуждаемых проблем и существующих мнениях о них; выявления общественного мнения по выносимым вопросам; осуществления диалога органов МСУ с местным сообществом и т.д.

Другим важным институтом гражданского участия, действующим в городе Белгороде, является территориальное общественное самоуправление (ТОС). ТОС представляет собой одну из форм участия населения в жизни местного самоуправления, осуществляемого на части территории поселения. При этом органы ТОС не являются органами МСУ, и передача им соответствующих полномочий Федеральным законом не предусматривается. Порядок организации и осуществления ТОС, помимо Федерального закона, устанавливается уставом муниципального образования и нормативно-правовыми актами соответствующего органа МО. Границы ТОС, утверждаются представительным органом муниципального образования исходя из предложений граждан, проживающих на данной территории.

Однако самоуправление граждан организовано не только по месту жительства, как в случае ТОС, но и по месту учебы, профессиональной деятельности. В соответствии с городской целевой программой «Развитие общественного самоуправления в г. Белгороде на 2008–2011 годы» [3] в городе созданы 27 Советов территорий. Единицами самоуправления являются внутригородские территории, которые совпадают с 27-ю избирательными округами. Таким образом, Совет территорий является центром общественного самоуправления определенного городского сегмента. Каждый Совет территории возглавляет депутат Совета депутатов города, принадлежащий к определенному избирательному округу.

Одним из проектов, предоставляющим возможность гражданского участия, является «Народная экспертиза». Данный проект запущен департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области, чтобы дать возможность гражданам высказать свои идеи по улучшению качества жизни в родном городе или селе и развитию всего региона в целом. Цель проекта – вовлечь белгородцев в процесс генерирования и обсуждения идей, принятия управленческих решений на муниципальном и региональном уровнях. Для достижения цели проекта запущены две информационно-коммуникационные площадки: офлайн и онлайн. Существует, например, раздел проекта под названием «Черный список», в котором граждане размещают свои жалобы на самые различные проблемы города. Офлайн-площадка проекта используется при отсутствии доступа к Интернету. С этой целью в городе установлены информационные ящики, позволяющие организовать сбор народных инициатив. Данная информация учитывается, систематизируется и используется в качестве ориентиров для дальнейшей работы муниципальными властями.

В областном центре существует похожий проект, который называется «Активный горожанин». Он разработан администрацией города Белгорода, и реализуется Муниципальным автономным учреждением «Институт муниципального развития и социальных технологий». Это относительно новый проект, существующий один год. Гражданам предлагается оставлять свои жалобы, предложения и обращения на сайте проекта, а также участвовать в различных социологических опросах, касающихся жизни города.

Важным институтом гражданского участия, являются политические партии. В настоящее время в городе Белгороде действуют 54 политические партии. Естественным образом, наибольшей популярностью пользуются парламентские партии.

 

Рисунок 1. Белгородский городской Совет V созыва

 

Также в городе Белгороде действует огромное количество общественных организаций, таких как Белгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»; Региональная общественная организация «Союз журналистов Белгородской области»; Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи»; Белгородская областная общественная организация «Областной совет женщин» и многие другие.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:

1. Гражданское участие является важным элементом местного самоуправления, так как проблемы муниципального образования требуют знания ситуации изнутри, которое зачастую отсутствует у политиков и государственных чиновников. В связи с этим, очевидной является необходимость развития гражданской активности населения, для наиболее полной включенности граждан в управление делами своего муниципального образования.

2. В городе Белгороде действует достаточно большое количество общественных организаций, что может свидетельствовать о достаточно высоком уровне гражданской активности населения.

3. В городе Белгороде существуют некоторые институциональные механизмы гражданского участия, в частности проекты воплощаемые органами местного самоуправления. В целом, можно сказать, что данные механизмы, на данный момент, находятся в стадии развития.

 

Список литературы:
1. Белгородский Городской Совет V созыва – [Электронный ресурс] – Официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода: [сайт] – Режим доступа: http://www.sovetdep31.ru/h/deputes/history.
2. Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний в городе Белгороде – [Электронный ресурс] – Решение совета депутатов города Белгорода от 24 ноября 2009 года № 281. Официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода [сайт] – Режим доступа: http://www.sovetdep31.ru/h/activity/publichnie-slushania/.
3. Городская целевая программа «Развитие общественного самоуправления в городе Белгороде на 2008–2011 годы»: Утверждена решением Совета депутатов г. Белгорода от 25 декабря 2007 г. №603.