Организация работы с творческой молодежью города Белгорода
Секция: Социология культуры
VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Организация работы с творческой молодежью города Белгорода
Сегодня наблюдается целый ряд негативных процессов, которые наметились в сфере духовной жизни. К ним следует отнести утрату духовно-нравственных ориентиров, отчуждение молодых людей от культуры и искусства, существенное сокращение потока молодежи в учреждения культуры, снижение уровня обеспеченности многих подобных организаций.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации повлекли за собой довольно значительные изменения в структуре молодежи как цельной социально-демографической группы социума. В наше время появляются и новые сегменты, такие как предпринимательская молодежь, офисная молодежь, безработная молодежь.
Творческая молодежь на данный момент представляет собой социально-демографическую профессиональную группу, принадлежащую к сфере художественной культуры. К данной категории относятся молодые представители сферы искусства, студенты средних профессиональных и высших учебных заведений, получающие творческие профессии музыкантов, кинематографистов, актеров, художников, архитекторов, дизайнеров, режиссеров [3; 357]. Можно расширить данную профессиональную группу за счет журналистов и представителей других творческих профессий.
Творческая молодежь как профессиональный сегмент социально-возрастной группы обладает рядом специфических характеристик. В искусстве этому возрасту присуща довольно сильная динамика изменений в социализации, а также в профессиональном росте, формировании и осознании личных гражданских качеств. В этот период могут наблюдаться неустойчивость психики, переоценка своих достижений. Молодой человек зачастую постоянно находится в состоянии творческой конкуренции [4; 327].
Важное значение в этом случае имеет мотивация к развитию творческих способностей, понимание успеха, в первую очередь, как результата собственного труда, а не везения. Успешные студенты творческих вузов отличаются от молодых людей, занимающихся самостоятельно тем, что необходимость ежедневного труда у них выработана с детства (музыка, живопись, хореография и др.).
Также следует обратить внимание и на тот факт, что деятельность современных культурно-досуговых центров не всегда отвечает реальным запросам молодых людей.
Одной из основных проблем в самостоятельном обучении молодых людей музыке являются затруднения в понимании инструктивно-методического материала, адаптированного под данную категорию.
Это обусловлено тем, что предлагаемый в источниках материал ориентирован на определенный уровень развития в данной сфере, рассматриваемый автором.
В большинстве случаев молодые люди, развивающиеся в сфере творчества самостоятельно, с трудом могут получить необходимые знания для дальнейшей деятельности в данной сфере, испытывают трудности с их систематизацией, а также возникают затруднения с обретением должного начального опыта публичных выступлений.
Одной из причин, как нам видится, является, в большинстве случаев, недостаток знаний автодидактами теоретических основ, которые позволят развить различные техники исполнения со стороны молодых людей, а также и недостаточная распространенность циклов мастер-классов и серий тренингов, направленных на приобретение исполнительского опыта.
В настоящее время мы можем наблюдать хаотичные и несвязанные занятия, проходящие на базе творческих центров и музыкальных магазинов. Значительной проблемой в этом случае является отсутствие системности в данных мероприятиях, которые весьма часто несут однотипную информацию.
Данные трудности сопровождают большинство молодых людей, решивших реализовать себя на творческом поприще. Зачастую они не позволяют им в полной степени воплотить свои стремления в жизнь.
Сегодня в Белгородской области развиваются приоритетные направления культурно-досуговой работы. Выделяются наиболее важные задачи, соответствующие, в свою очередь, основным принципам государственной культурной политики, целям и задачам, определёнными областными программами развития отрасли.
С 2010 года в Белгородской области ведется работа над проблемами совершенствования функционирования культурно-досуговых учреждений, разрабатываются новые формы и методы организационно-структурных преобразований, внедряются в практику инновационные модели и технологии культурно-досуговой деятельности через систему повышения квалификации работников культуры, консультаций и оказания методической и практической помощи культурно-досуговым учреждениям.
Среди основных мероприятии отдела стоит выделить:
1. Всероссийский фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья».
2. Белгородская областная лига КВН «БелОблСмех».
3. Театрализованный праздник «День этноистории Белгородского края».
4. Конкурс научных работ, посвященных этноистории и этнокультуре Белгородского края.
5. Фестиваль современного театрального искусства «РАССВЕТ».
6. Фестиваль творчества молодых людей с ограниченными возможностями.
Немало важное значение для эффективного развития культурно-досуговых учреждений является изучение общественного мнения молодежи. Было установлено, что музыкальная сфера в городе находится в ситуации некого «застоя» [2; 95]. Исходя из результатов авторского исследования, видим, что молодые люди в большей степени не удовлетворены количеством и качеством проводимых мероприятий и концертов. Также следует отметить отсутствие крупных музыкальных фестивалей на территории города и области.
Рассмотрев основные направления деятельности в данном направлении, можно сделать вывод: несмотря на то, что в Белгородской области существует ряд учреждений, курирующих проведение творческих конкурсов и фестивалей для молодых людей, спектр направлений данных мероприятий необходимо расширить, исходя из развития творчества молодежи в целом, а не только отдельных направлений, к которым можно отнести народное творчество, театральное искусство и КВН. Многие же виды искусства не получили еще поддержки в своем развитии на территории области.