Статья:

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ: ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Экономическая социология и демография

Выходные данные
Инджиголян А.А., Шайхиев Е.С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ: ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(62). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 21-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ: ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Инджиголян Анжела Алвановна
канд. социол. наук, ассистент профессора, Карагандинский университет им. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Шайхиев Едиль Саинович
студент, Карагандинский университет им. Букетова, Казахстан, г. Караганда

 

INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN KAZAKHSTAN: STAGES AND PROSPECTS

 

Angela Injigolyan

Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor, Karaganda University after Buketov, Kazakhstan, Karaganda

Edil Shaikhiev

Student of Karaganda University after Buketov, Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. В статье изложен опыт развития и институционализации нового явления в Казахстане – феномена социального предпринимательства, на примере Карагандинской области. Авторы приводят данные по реализованным проектам, охвату и содержанию проектной деятельности по поддержке социального предпринимательства, осуществляемой в Казахстане с помощью государственных программ. В частности, одним из центров популяризации социального предпринимательства как идеи и как вида деятельности стал институт Ассамблеи Народа Казахстана. 

Abstract. The article presents the experience of development and institutionalization of new phenomena in Kazakhstan − a phenomenon of social entrepreneurship, for example, in the Karaganda region. The authors present the data on the implemented projects, coverage and content of the project activity in support of social entrepreneurship, implemented in Kazakhstan with the help of state programs. In particular, one of the centers for the promotion of social entrepreneurship as an idea and as a kind of activity became the Institute of the Assembly of the People of Kazakhstan.

 

Ключевые слова: социальное предпринимательство; Ассамблея народа Казахстана; трекер; бизнесинкубирование; институционализация.

Keywords: social entrepreneurship; Assembly of the People of Kazakhstan; tracker; business incubation; institutionalization.

 

В Карагандинской области продолжает свою работу проект Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области «Школа социального предпринимательства «Social Trust».

Задачи проекта:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- содействие профессиональной ориентации;

- обеспечение стабильного и независимого финансирования;

- создание новых подходов для решения социальных проблем;

- обеспечение помощи нуждающимся;

- устойчивое поступательное развитие экономического сектора страны.

Социальное предпринимательство – новый, перспективный вид деятельности в Казахстане для людей, которые хотят реализовать свой внутренний потенциал, инициативность, обеспечить работой себя и решить некоторые проблемы в социальной жизни. История развития социального предпринимательства началась недавно с 90 годов 20 века. Наиболее развит этот вид деятельности в Великобритании и США, популярность в России приобретает, начиная с 2000 годов.  

В Казахстане широкую известность социальное предпринимательство приобрело недавно и пока связывается с именами отдельных ярких общественных деятелей или представителей малого и среднего бизнеса, в частности, таких популяризаторов как основатель социальной мастерской «Green TAL» Эмин Аскеров (г. Астана), председатель правления ОО «Союз воспитанников детских домов и школ-интернатов «Нур», основатель социального предприятия «Шанырак» Геннадий Франк (г. Уральск), директор благотворительного магазина «Радость» Меруерт Аргимбаева (г. Караганда). Эти предприниматели успешно развивают своё производство или оказывают услуги населению и в тоже время, занимаются у себя трудоустройством людей с ограниченными возможностями («Green TAL»), выпускников детских домов, многодетных матерей («Шанырак»), используют доходы предприятия на благотворительные цели − реабилитация и поддержка больных детей («Радость»).

В Карагандинской области продвижением и поддержкой идей развития социального предпринимательства среди более широкого круга как уже успешных предпринимателей, так и тех, кто только начинает свой бизнес, особенно среди социально-уязвимых категорий населения уже третий год активно занимается Ассамблея Народа Казахстана.

На протяжении двух лет проект ШСП «Social Trust» реализуется как идея развития социального предпринимательства, нового направления деятельности, совмещающего в себе стремление начать или развить и масштабировать свой бизнес, и решить наиболее острые проблемы в социальной жизни общества.

Школа приобрела известность и завоевала авторитет среди широкого круга общественности, представителей этнокультурных объединений, предпринимателей, социально-уязвимых групп населения, среди которых есть многодетные матери, матери «особенных» детей, выпускники детских домов, инвалиды, безработные и др.

Об этом свидетельствует масштаб мероприятий, проведённых в рамках проекта − более 449 выпускников, из них 213 человек в 2020 году посредством проведения 8 семинаров-тренингов с участием руководителя Социальной мастерской «Green TAL», основателя школы социального предпринимательства Эмина Аскерова (г.Нур-Султан), директора благотворительного магазина «Радость» Меруерт Аргимбаевой (г.Караганда), бизнес-тренеров ЧУ «Centre AT», Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», Фонда развития предпринимательства «ДАМУ», Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

В содержание программы семинаров-тренингов входит следующее:

- история успеха социальных предпринимателей;

- формы финансовой поддержки предпринимательства со стороны государства и международных фондов;

- суть социального предпринимательства, его критерии и задачи, выявление общественных социальных проблем;

- маркетинг и продвижение;

- составление бизнес-плана, риски, этапы развития предприятия;

- налоги и бухгалтерия;

- формирование команды, поиск сотрудников;

- взаимодействие с людьми с особыми потребностями, инклюзивное общество.

На сегодня 60 участников подготовили бизнес планы, создано 25 проектов по реализации бизнеса, 22 выпускника подали заявки в различные международные и отечественные фонды по поддержке предпринимательства.

Также, необходимо отметить 6 участников, которые получили грант акима области на развитие своего бизнеса и бизнес-идеи на сумму 1 млн. тенге. Среди проектов можно отметить создание салона красоты, организация швейной мастерской по пошиву мягких модулей для детских учреждений и кабинетов ЛФК, организация подологии, прессотерапии и другое.

Полученная от слушателей положительная обратная связь и отзывы показали, что проект не только востребован, но должен развиваться в новых форматах. Так родилась идея на базе Дома дружбы г. Караганды создать бизнес-инкубатор − предоставить возможность начинающим предпринимателям, получившим теоретические знания, закрепить их в процессе практической работы с индивидуальным тестированием предложенных проектов опытными тренерами-трекерами – сотрудниками УЦ «Про Бизнес» М.Шиллер, Ж.Кульмагамбетовой и Ю.Тен. В рамках встреч, участникам представилась возможность услышать историю успеха выпускника бизнес-инкубатора BI09 − Жандоса Мадена, который в свое время поставил для себя амбициозные планы и благодаря трекерам осуществил его в жизнь.

В целом, трекер – это человек, который обладает предпринимательским опытом, умеющий задавать правильные вопросы, которые помогают искать пути развития и реализации в принятых ими решениях. Главная задача у трекера сфокусировать на ключевых моментах, сопроводить от идеи, постановки цели до достижения поставленных целей. Трекеры в социальном предпринимательстве очень важны, чтоб было чёткое понимание, как достигнуть не только монетизации, но и сохранить баланс в решении социальных задач.

В этом смогли убедиться участники 3-х тренингов в рамках работы бизнес-инкубатора, проведённых в ноябре. Тренинги проводились как в оффлайн, так и в онлайн режимах. 4 группы предпринимателей, объединённых общим проектом, получили постпроектное сопровождение и консультирование.

Итогом бизнес-инкубирования станет тестинговый готовый «продукт» – целевой группы проекта, лендинг страницы, продукции, завершённый бизнес план для инвестора.

Проект приобрел известность и завоевал авторитет среди широкого круга общественности, представителей этнокультурных объединений, предпринимателей, социально-уязвимых групп населения, среди которых есть многодетные матери, матери «особенных» детей, выпускники детских домов, инвалиды, безработные и др. [1, с. 57].

В течение 2019-2021 гг. в рамках проекта «Школа социального предпринимательства «Social trust» проведено 8 семинаров-тренингов, из них 4 в онлайн формате, 5 мастер-классов, 3 тренинга по работе бизнес-инкубатора. Общий охват составил около 600 человек.

В 2020 году по итогам семинаров-тренингов 60 участников подготовили бизнес планы, создано 25 проектов по реализации бизнеса, 22 выпускника подали заявки в различные международные и отечественные фонды по поддержке предпринимательства, 6 участников получили грант акима области на развитие своего бизнеса и бизнес-идеи на сумму 1 млн. тенге. Среди проектов можно отметить создание салона красоты, организация швейной мастерской по пошиву мягких модулей для детских учреждений и кабинетов ЛФК, организация подологии, прессотерапии и другое.

Переходя к встречам по бизнес-инкубированию, нужно отметить следующее.

Бизнес-инкубатор предоставляет возможность начинающим предпринимателям, получившим теоретические знания, закрепить их в процессе практической работы с индивидуальным тестированием предложенных проектов опытными тренерами-трекерами.

Трекер – это человек, который обладает предпринимательским опытом, умеющий задавать правильные вопросы, которые помогают искать пути развития и реализации в принятых ими решениях.

Главная задача у трекера сфокусировать на ключевых моментах, сопроводить от идеи, постановки цели до достижения поставленных целей.

В рамках 8 встреч по бизнес-инкубированию участники проекта создадут тестинговый готовый «продукт», среди которых будет разработан бизнес план для инвестора. Социальное предпринимательство в Казахстане находиться на пути своего становления. Будем надеяться, что опыт Карагандинской области будет успешно масштабирован в других регионах страны.

 

Список литературы:
1. Осенова К.Н. В Караганде реализуется Проект по развитию социального предпринимательства. Республиканский журнал  Достык - Дружба. – Алматы,2020, № 5.