Проблемы оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, оказывающих услуги населению, на примере опыта Республики Тыва
Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Социология
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Проблемы оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, оказывающих услуги населению, на примере опыта Республики Тыва
Problems of the population's assessment of the effectiveness of the activity of heads of local self-government bodies, unitary enterprises and institutions rendering services to the population, оn the example of the Republic of Tuva
Syldysmaa Dichit
undergraduate, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Russia, Tomsk
Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт проведения опросов с применением IT-технологий на территории Республики Тыва. Изучены результаты оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления проблемы оценки населением унитарных предприятий и учреждений, оказывающих услуги населению. Определены проблемы организации и проведения опросов с применением IT-технологий.
Abstract. This article considers the experience of conducting surveys using IT technologies in the territory of the Republic of Tyva. The results of the population's assessment of the effectiveness of the activity of heads of local self-government bodies of the problem of assessing the population of unitary enterprises and institutions rendering services to the population are studied. The problems of organizing and conducting surveys using IT technologies are determined.
Ключевые слова: опросы населения; применение IT-технологий; оценка эффективности; проблемы оценки.
Keywords: population surveys; application of IT-technologies; efficiency mark; problems of evaluation.
Задача построения системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления стала актуальной после старта административной реформы первого десятилетия XXI века. В целях определения единых методологических подходов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления принято Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – Постановление Правительства № 1317).
В соответствии с Постановлением Правительства № 1317 [1] ежегодно проводится мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В рамках данного мониторинга осуществляется оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, оказывающих услуги населению, посредством опросов с применением IT-технологий (далее – опрос). Однако утвержденная методика оценки на практике представляется недостаточно проработанной и не позволяет получить надежную информацию, необходимую для принятия качественного управленческого решения.
Опыт проведения опросов с применением IT-технологий на территории Республики Тыва напрямую отражает пробелы утвержденной методики. Вместе с тем пробелы могут быть допущены на уровне субъекта РФ, так как согласно Постановлению Правительства № 1317 порядок организации и проведения опроса с применением IT-технологий определяется субъектом самостоятельно.
В Республике Тыва механизм организации и проведения опроса устанавливается в соответствии с «Порядком организации и проведения опросов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий для оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Тыва или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований Республики Тыва», утвержденным Указом Главы Республики Тыва от 17 февраля 2015 г № 20 (далее – Порядок) [4]. Согласно указанному Порядку опрос проводится ежегодно в период с 1 января до 31 декабря на официальном сайте Республики Тыва. Организатором является Министерство информатизации и связи республики. Организатор опроса [4]:
· определяет исполнителя опроса и утверждает форму анкеты опроса;
· организует проведение опроса в соответствии с Порядком;
· самостоятельно определяет инструментарий опроса по критериям, утвержденным Постановлением Правительства № 1317;
· обеспечивает объективность и профессионализм проведения опроса;
· гарантирует оптимально возможную репрезентативность;
· подводит итоги опроса;
· представляет результаты опроса экспертной комиссии.
Участие в опросе населения с применением IT-технологий является свободным и добровольным. Каждый респондент может участвовать в опросе населения с применением IT-технологий не более одного раза.
В феврале 2015 года после утверждения Порядка, форма анкеты опроса была размещена на официальном сайте республики. Анкета опроса содержит вопросы, определяющие уровень удовлетворенности населения деятельностью руководителей органов местного самоуправления и руководителей организаций по критериям, утвержденным Постановлением Правительства № 1317.
В настоящее время имеются результаты опроса за два года. Результаты опроса населения «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Тыва за 2015–2016 гг» [2] представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты опроса населения Республики Тыва
Муниципальное образование |
Количество участников |
Удовлетворенность населения (% от числа опрошенных) |
||||||||||||||||
Деятельность главы администрации |
Деятельность председателя администрации |
Качеством автомобильных дорог |
Транспортным обслуживанием |
Уровнем организации теплоснабжения |
Уровнем организации водоснабжения |
Уровнем организации электроснабжения |
||||||||||||
|
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
||
Городские округа |
||||||||||||||||||
г.Кызыл |
33 |
52 |
32 |
32,6 |
35,8 |
36,5 |
16,5 |
21,15 |
12 |
15,4 |
36 |
36,5 |
20,4 |
23,1 |
44,8 |
46,15 |
||
г.Ак-Довурак |
4 |
35 |
50 |
29 |
75 |
29 |
25 |
23 |
50 |
28,5 |
75 |
40 |
50 |
45,7 |
25 |
43 |
||
Муниципальные районы |
||||||||||||||||||
Бай-Тайгинский |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
33 |
0 |
0 |
0 |
33 |
0 |
33 |
0 |
0 |
0 |
33 |
||
Барун-Хемчикский |
2 |
15 |
0 |
26,6 |
50 |
26,6 |
0 |
20 |
0 |
26,6 |
50 |
26,6 |
0 |
13,3 |
0 |
26,6 |
||
Дзун-Хемчикский |
1 |
4 |
0 |
50 |
0 |
75 |
0 |
25 |
0 |
50 |
50 |
75 |
50 |
50 |
0 |
25 |
||
Каа-Хемский |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Кызылский |
3 |
4 |
0 |
25 |
33 |
25 |
0 |
25 |
0 |
50 |
33 |
25 |
0 |
25 |
0 |
50 |
||
Монгун-Тайгинский |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Овюрский |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
0 |
100 |
0 |
0 |
0 |
||
Пий-Хемский |
0 |
3 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
33 |
- |
0 |
- |
33 |
- |
0 |
- |
0 |
||
Сут-Хольский |
1 |
3 |
0 |
67 |
0 |
67 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
33,3 |
100 |
33,3 |
100 |
100 |
||
Тандинский |
1 |
16 |
0 |
37,5 |
0 |
68,75 |
0 |
25 |
100 |
37,5 |
100 |
25 |
0 |
43,7 |
100 |
68,7 |
||
Тере-Хольский |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Тес-Хемский |
4 |
4 |
25 |
0 |
25 |
25 |
25 |
75 |
50 |
50 |
25 |
25 |
25 |
25 |
50 |
25 |
||
Тоджинский |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
33 |
0 |
33 |
100 |
33 |
100 |
33 |
100 |
0 |
||
Улуг-Хемский |
3 |
6 |
33 |
50 |
33 |
50 |
33 |
0 |
67 |
33 |
67 |
16,6 |
67 |
33 |
67 |
33 |
||
Чаа-Хольский |
1 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
||
Чеди-Хольский |
0 |
2 |
- |
100 |
- |
100 |
- |
100 |
- |
50 |
- |
50 |
- |
50 |
- |
100 |
||
Эрзинский |
2 |
3 |
50 |
67 |
50 |
100 |
0 |
0 |
0 |
33 |
50 |
67 |
100 |
67 |
100 |
67 |
||
Итого |
60 |
160 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
На основе данных представленных в таблице 1 можно сказать, что в Республике Тыва за 2015 и 2016 гг. наблюдается низкий уровень участия населения в опросе с применением IT-технологий. В 2015 году по всем муниципальным образованиям республики в опросе приняли участие всего 60 человек, из них 33 – жители города Кызыл. Жители Монгун-Тайгинского, Пии-Хемского, Тере-Хольского и Чеди-Хольского районов не принимали участия в опросе.
В 2016 году количество голосов всего составило 160, что на 2,6 раза больше по сравнению с предыдущим годом, однако также имеются аутсайдеры. Значительное увеличение количества участников наблюдается в городах Кызыл и Ак-Довурак, в Барун-Хемчикском и Тандинском районах.
Подведение итогов на основе оценки 60 или 160 человек нецелесообразно, так как не отражается представления всей генеральной совокупности. Общая численность населения Республики Тыва на начало 2016 года составляет 315637 человек [5].
Если рассматривать динамику результатов за два года, то наблюдаются резкие скачки уровня удовлетворенности населения. На основе полученных результатов опроса невозможно сделать однозначных и общих выводов по причине того, что низкий процент участия населения в опросе не позволяет сформировать объективную и целостную картину эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления и предприятий и учреждений, оказывающих услуги населению. В качестве обобщающего вывода можно сказать, что результаты опроса нерепрезентативны. Несмотря на то, что опрос является добровольным и свободным, должны быть учтены мнения всех категорий населения. Это можно считать одним из упущений разработчиков методики проведения опросов с применением IT-технологий.
На основе анализа результатов опроса населения Республики Тыва с применением IT-технологий можно отметить, что основной проблемой, с которой столкнулись организаторы опроса, является низкий процент участия населения в опросе. Данная проблема обусловлена:
· отсутствием в утвержденной методике и в утвержденном Порядке мер, обеспечивающих учет мнения всех категорий населения;
· неинформированностью или незаинтересованностью населения, дефицитом доверия граждан к органам власти и опросу;
· неразвитостью информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Тыва. Как показывает статистическая отчетность о наличии доступа к сети Интернет [5], составленная Министерством информатизации и связи Республики Тыва, жители Монгун-Тайгинского и Тере-Хольского районов не имеют возможности пользоваться услугами проводного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет.
Также низкий процент участия населения в опросе не позволяет сформировать целостную и объективную картину об уровне удовлетворенности населения, что в свою очередь сказывается на качестве принимаемых управленческих решений.
Для решения выявленных проблем рекомендуется:
1. Пересмотреть методику оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления и унитарных предприятий и учреждений, оказывающих услуги населению, а именно предусмотреть меры, обеспечивающие учет мнения всех категорий населения, проживающих на территории субъекта РФ;
2. Расширить каналы информирования населения, учитывая интересы разных категорий. Каналы информирования населения о проводимом опросе разнообразны. Среди них можно выделить основные: личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно-информационные материалы, библиотеки, печатные, радио и телевизионные средства массовой информации, социальные сети и другие;
3. Обеспечить участие всех муниципальных образований в опросе. Необходимо обеспечить пункты доступа к модулю опроса для граждан, которые не имеют доступа к сети Интернет. Пункты могут быть организованы в библиотеках, школах, центрах культуры.
4. Обеспечить представление краткой аналитической информации по всем оцениваемым сферам в доступном языке. Так как население оценивает эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, оказывающих услуги населению, в краткой аналитической информации стоит привести соотношение плановых целей, задач, показателей, запланированных бюджетных средств с достигнутым результатом и фактическими расходами. В случае отклонения достигнутого результата от запланированного значения и сроков, также превышения расходов необходимо представить обоснованные причины.
Представление краткой аналитической информации о текущем состоянии оцениваемых сфер способствуют повышению информированности населения о социально-экономическом положении муниципального образования, также позволяют населению избежать ошибок при оценке. На практике граждане склонны относить к категории государственных и муниципальных услуг те услуги, за которые местные органы в действительности ответственности не несут. Во избежание ошибок оценки необходимо обеспечить осведомленность населения.
Таким образом, изучение опыта Республики Тыва позволило отметить пробелы утверждённой методики оценки и сделать вывод о необходимости совершенствования методологии оценки как на федеральном уровне, так и на региональном. На основе выявленных проблем были предложены рекомендации.