Статья:

Временная занятость как инструмент борьбы с безработицей в молодежной среде (на примере городского округа Верхняя Пышма)

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Новопашина Т.В. Временная занятость как инструмент борьбы с безработицей в молодежной среде (на примере городского округа Верхняя Пышма) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 41-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Временная занятость как инструмент борьбы с безработицей в молодежной среде (на примере городского округа Верхняя Пышма)

Новопашина Татьяна Владиславовна
магистрант, Уральский Федеральный университет им. первого Президента Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург

 

Temporary employment as a tool to combat unemployment among young people (on the example of the urban district of Verkhnyaya Pyshma)

 

Tatyana Novopashina  

Master student, Ural Federal University named after the first President of B.N. Eltsyn, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Безработица в молодежной среде обусловлена многими факторами: отсутствием рабочих мест, готовности молодежи к труду, неадекватной оценкой своих умений и навыков у молодых людей. Достаточно эффективным инструментом для борьбы с этим явлением может стать временная занятость. У муниципального органа по делам молодежи в городском округе Верхняя Пышма Свердловской области богатый опыт работы в этом направлении, которым автор поделится в данной статье.

Abstract. Unemployment in the youth environment is due to many factors: lack of jobs, the desire of young people to work, inadequate assessment of their skills among young people. Temporary employment can be quite an effective tool to combat this phenomenon. The municipal youth affairs agency of the Verkhnyaya Pyshma urban district of the Sverdlovsk region has extensive experience in this field, which the author will share in this article.

 

Ключевые слова: труд; молодежь; безработица; карьера; трудовые навыки; временная занятость; сезонная работа.

Keywords: work; youth; unemployment; career; work skills;
temporary employment; seasonal work.

 

Такое явление, как молодежная безработица, со временем только набирает обороты. Авторы данной статьи считают, что вести борьбу с этим явлением можно и нужно, начиная с самой юной категории молодежи – 14-17 лет.

Безработица среди молодых людей, лиц в возрасте 15-29 лет, считается одной из существенных социально-финансовых проблем для современного социума. Дефицит работы приводит юных людей к совершенной деградации: возникают проблемы в развитии и становлении человека, растет число разводов, падает рождаемость, возрастает количество правонарушений, становятся распространенными наркомания, пьянство, детская беспризорность. В настоящее время на территории Российской Федерации безработица среди молодых людей считается одной из острых проблем.

Молодые люди составляют 35% трудоспособного народонаселения государства, но, будучи наиболее приспособленными к обучению, энергичными, убежденными в собственных способностях и уверенными в будущем при сопоставлении с иными категориями населения, они в особенности уязвимы пред лицом жизненных трудностей, в частности они ощущают огромные проблемы при поиске работы и дальнейшем устройстве на работу [2].

А.О. Ситникова считает, что высокий уровень безработицы среди молодежи на сегодняшний день является неоспоримым фактом. Безработица сама по себе является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из острейших социально-экономических проблем современности.

Молодые специалисты не способны полностью оценить свои умения, навыки и возможности, поэтому они завышают свою пригодность на рынке труда. Также им трудно начинать свой путь становления еще потому, что все предприятия по-разному относятся к вопросам найма без опыта работы [3].

Сообразно результатам изучений факторами довольно высокой безработицы посреди молодых людей считаются:

‒ неимение системы распределения выпускников высших учебных учреждений на рабочие места в соответствии с приобретенной квалификацией;

‒ несоответствие между тем, какие квалификации на определенный момент востребованы на рынке труда, и тем, профессионалов каких квалификаций готовят институты;

‒ невысокая конкурентоспособность молодежи, объясненная высочайшими расходами на их приспособление к окружающей среде и рисками работодателей при их найме;

‒ уклонение нанимателей о принятия на работу юных, как правило, неопытных работников;

‒ низкая мотивация юных людей к работе;

‒ высочайшие запросы молодых людей к оплате труда;

‒ отсутствие необходимой программной и денежной базы в деятельности службы занятости по устройству на работу юных людей [2].

В настоящее время по статистическим данным Росстата нетрудоустроенных в ряду молодого поколения за 2018 г. в нашей стране составляет 30%. Особо большой уровень незанятости можно отметить у выпускников школ в промежуток 15 - 19 лет (29,2 % городской молодежи и 25,6 % сельской молодежи). В числе молодежи в возрасте 20-24 года уровень безработицы доходит до 15%, в том числе и городские жители (12,6%), и сельское население (15%). В таблице 1 представлена динамика изменения уровня безработицы за последние одиннадцать лет. Уровень безработицы в России за 2018 г. не вышел за пределы 5%, что указывает на незначительное улучшение тенденции развития экономики [1].

Таблица 1.

Анализ состояния проблемы молодежной безработицы в Свердловской области

 

Анализ состояния проблемы молодежной безработицы в Свердловской области позволяет отметить, что имеются позитивные сдвиги в реализации государственной молодежной политики. В первую очередь она направлена на обеспечение экономических, правовых и организационных условий для самореализации личности молодого человека. В регионе был принят и осуществляется закон «О молодежи». Правительством Свердловской области также приняты и реализуются Постановления Правительства: «Об организации общественных работ в Свердловской области в 2019 году»,  «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы», «О Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года», «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года», «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года»,  а также Указ Губернатора Свердловской области «О Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года – «Новое качество жизни уральцев». В них находят отражение вопросы, связанные с трудоустройством, профессиональной ориентацией и адаптацией молодежи. В областной программе содействия занятости населения достаточно полно представлена молодежная политика в сфере занятости. В частности, заложены меры по оптимизации регионального рынка труда и определены направления политики занятости.

 Государственная служба занятости является основным исполнителем и координатором реализации программы, реализует комплекс мер по снижению безработицы вообще и молодежной в частности.

Молодежь с 16 до 18 лет (подростковая группа) в большинстве своем состоит из учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность.

 Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка [5].

Вероятно, по этой причине число устраиваемых на работу подростков в городском округе Верхняя Пышма с каждым годом растет. Сотни подростков ежегодно обеспечивают себя досугом и небольшим заработком, работая в ростовых куклах, раздавая листовки и пр., а также устраиваются официально, с заключением трудового договора и занесением записи в трудовую книжку. Авторы могут привести статистику последних 5 лет по трудоустройству молодежи в муниципальный орган. Так, в 2015 и 2016 году молодежную биржу труда «Центр занятости молодежи «Старт» на базе муниципального казенного учреждения «Управление физической культуры, спорта и молодежной политики городского округа Верхняя Пышма» (Управление) трудоустроились 500 молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет. В 2017 и 2018 году – 600 подростков. В 2019 году будут трудоустроены 700 человек.

С настоящего года эта квота делится на летний, весенний и осенний период.

Летом трудоустраиваются 600 человек. Из них 200 работают при школах, в составе школьных отрядов. 400 подростков в июне, июле и августе разделяются на отряды при ЖЭУ управляющих компаний в помощь работникам коммунальной сферы, а также «отряды мэра», которые передвигаются по всей территории города Верхняя Пышма. Перечень работ согласован с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области. На сегодняшний день это:

- благоустройство дворов, детских игровых и спортивных площадок;

- расклейка объявлений, расчистка входных групп от них;

- озеленительные работы;

- рекультивация газонов;

- очистка территорий скверов, дворов от мусора;

- уборка скошенной травы, расчистка газонов от камней;

- уборка школьных кабинетов и коридоров;

- работа в архивах;

- работа в библиотеке с книгами. 

В весенний период (март) трудоустраиваются 50 подростков. Еще столько же – в осенний (ноябрь). Месяцы выбраны, исходя из каникулярного времени школьников, чтобы у детей была возможность получить заработок и быть обеспеченными полезным досугом дольше. Согласно законодательству, в учебное время  несовершеннолетний может работать не более двух часов в день. В каникулярное время – 4 часа. Перечень работ изменяется, дети редко проводят время на улице. На смену подсобным работам приходит работа с архивными документами, разработка афиш мероприятий и пр.

Все дети устраиваются с четким соблюдением трудового законодательства [4]. С каждым ребенком заключается трудовой договор, запрашивается пакет документов, необходимый для трудоустройства несовершеннолетнего. Заработная плата исчисляется, исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ). Так, за 4 часа рабочего времени устроенная в молодежной бирже труда молодежь в возрасте от 14 до 30 лет получает половину МРОТ с прибавлением уральского коэффициента – около 6400 рублей. Кроме того, подростки получают денежные вознаграждения от Верхнепышминского центра занятости, потому как трудоустраиваются и на базе этого учреждения. Выплата одному ребенку составляет около 1700 рублей.  

Кроме трудовой занятости, подростки обеспечиваются досуговой деятельностью. Всевозможные спартакиады, турниры, экологические акции и конкурсы, беседы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и безопасного поведения, поддержку талантливой молодежи – каждый ребенок после работы, а иногда – и в рабочее время, может найти себе занятие по душе. Также проводятся мероприятия, направленные на командообразование – открытие и закрытие смен молодежной биржи труда. Все это направлено на поддержание интереса молодых горожан к трудовой занятости.

Ежегодно количество желающих трудоустроиться растет. Если еще в 2017 году специалисты набирали 1 смену за 10-15 рабочих дней, то в 2019 это время сократилось до 1 дня, а то и нескольких рабочих часов. Трудоустроиться получается примерно половине от всех желающих, а то и меньше. Чтобы утроиться, подростки занимают очередь с 6 часов утра ил раньше, подключают на помощь родителей, друзей. Но даже такие меры не всегда оказываются  эффективными - на всех мест не хватает. Отчасти, по нашему мнению, этому способствовала мощная информационная поддержка молодежной биржи труда. В 2017-2019 годах трудовая деятельность подростков регулярно освещалась в социальных сетях (где и находится по 8-10 часов в сутки молодежь 14-18 лет). Также эффективным себя показал метод «сарафанное радио» – подростки испытывают все больший интерес к молодежной бирже труда (МБТ) с каждым годом, потому что слышали об этом от знакомых, друзей, одноклассников и пр.

Но меры информационной поддержки не работают в случае с совершеннолетней молодежью. Она также устраивается в МБТ. Это молодые люди, нанятые в качестве руководителей трудовых отрядов. С ними заключаются отдельные трудовые договора, к ним предъявляются другие требования при трудоустройстве – например, справку об отсутствии судимости. Молодые руководители получают целый МРОТ, т.к. по окончании рабочего дня несовершеннолетних ведут их в школьные столовые, следят за режимом питания, а также заполняют необходимую документацию – табель посещаемости, ведомость проведения инструктажей и т.д. Также молодые бригадиры несут ответственность за несовершеннолетних во время их нахождения на рабочем месте в рабочее время.

Проблема в том, что желающих быть руководителями трудовых отрядов немного. Ежегодно специалисты Управления занимаются активным поиском потенциальных молодых руководителей, т.к. такого количества желающих, как в случае с несовершеннолетними, увы, не наблюдается.

В связи с этим снизились требования к бригадирам. Ранее требовался документ о среднем или высшем педагогическом образовании, сегодня уже достаточно аттестата об окончании 11 классов школы или средне-специального образовательного учреждения. Но все молодые руководители проходят обязательное собеседование, при котором оценивается способность нести ответственность, адекватность, готовность работать с детьми, а также другие личностные качества и навыки молодого человека.

 Интересно, что некоторые руководители отрядов после нескольких лет работы устраивались в детские сады и другие детские учреждения, набравшись опыта на молодежной бирже труда. Таким образом, можно сделать вывод, что трудоустройство молодежи на бирже труда не только непосредственно является инструментом борьбы с безработицей, но и способствует формированию новых навыков, которые будут полезны при трудоустройстве на работу с постоянной занятостью.

Но интерес у совершеннолетней молодежи наблюдается незначительный, в отличие от подростков. Прежде всего, это связано со стремлением «взрослой» молодежи найти работу с постоянной занятостью, обеспечив тем самым финансовую независимость от родителей и других старших родственников. Потому эффективным инструментом временную занятость можно назвать только для групп молодежи определенной, достаточно узкой возрастной группы – от 14 до 17 лет.

У временной занятости есть положительные и отрицательные стороны. Плюсы заключаются в том, что она позволяет улучшить материальное положение молодых людей и дает возможность освоить особенности трудовых отношений. Также временная занятость – отличная стартовая площадка, которая помогает приобрести навыки работы в трудовом коллективе, ознакомиться с трудовыми правами и обязанностями.

Негативные моменты заключаются в непродолжительности трудовой деятельности, отсутствии перспективы и возможности карьерного роста в одном месте работы.

Авторы данной статьи уверены: если с юных лет прививать молодым людям культуру трудовой деятельности, даже в форме временной занятости, это может поспособствовать осознанию молодежью необходимости трудовой деятельности, ускорению профессионального самоопределения, готовности получать достаток любыми законными способами в случае необходимости.

 

Список литературы:
1. Лузгина Ю. В., Панин Д. И. Молодёжная безработица: проблемы и пути решения // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.; [Электронный ресурс] - URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19290 (дата обращения: 22.06.2019).
2. Сергиенко М. А., Гончарова А. В. Молодежная безработица: проблемы и пути решения // Naukarastudent.ru. – 2016. – No. 11 (035) / [Электронный ресурс] – URL: http://naukarastudent.ru/35/3748/ (дата обращения: 22.06.2019)
3. Ситникова А. О. Безработица молодёжи как социальная проблема современности и пути её решения // Профессиональная ориентация. –2018. – №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bezrabotitsa-molodezhi-kak-sotsialnaya-problema-sovremennosti-i-puti-ee-resheniya (дата обращения: 22.06.2019). 
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 01.04.2019). Глава 42. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/f4d797991f289f93a83ffad2a70f4b05df5bb5a4/ (дата обращения: 02.07.2019)
5. Усманова Э. З., Рабцевич А. А. Проблема занятости и безработицы молодежи в современном обществе // Научный электронный архив. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/7315 (дата обращения: 22.06.2019).