Статья:

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Шевченко У.И. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 11(70). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ

Шевченко Ульяна Ивановна
магистрант, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

В мировой экономической системе существует множество подходов к измерению и оценке уровня безработицы на территории.

Международная организация труда (МОТ) — международная организация, специализированное подразделение ООН, специализирующаяся  на вопросах регулирования трудовых отношений, разработала свой порядок оценки уровня безработицы на территории, который так и называется — уровень безработицы по методологии МОТ.

Уровень безработицы по методологии МОТ представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы, зарегистрированной на территории, рассчитанное в процентах.

В соответствии со стандартами МОТ, под безработными понимаются граждане, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:

- не имели работы или доходного занятия;

- занимались поиском работы в течение 4-х недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы;

- были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

- не имели работы, но договорились о сроке ее начала (в течение 2-х недель после обследуемой) и не продолжали дальнейшего ее поиска;

- не имели работы, были готовы приступить к ней, но не искали работу, так как ожидали ответа от работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать 1 месяц.

Если граждане, относящиеся к категориям учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, они также учитываются в числе безработных [4].

Уровень безработицы по методологии МОТ является одним из показателей уровня эффективности деятельности региональных органов власти и находящейся на территории службы занятости населения.

Адаптированная для российского рынка труда методология МОТ получила название Выборочного обследования рабочей силы — ОРС, статистические данные по которым публикуются на официальном сайте Росстата и региональных органов статистики.

Методология организации ОРС утверждена приказом Федеральной службы статистики от 30.06.2017 №445 «Об утверждении основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы» [4].

В соответствии с Методологией формируются независимые месячные выборки. Выборочная совокупность формируется на федеральном уровне по каждому субъекту Российской Федерации отдельно по городскому и сельскому населению; отдельно по каждому месяцу. Результаты формирования выборочных совокупностей (счетных участков) и домашних хозяйств направляются Росстатом в территориальные органы Росстата [2].

В Тюменской области обследование уровня безработицы по методологии МОТ проводится региональными органами статистики — Тюменьстатом в соответствии с доведенным Росстатом планом.

Показатель безработицы, полученный путем ОРС по методологии МОТ, представляет собой уровень общей безработицы.

Показатель уровня общей безработицы является одним из официально принятых и используемых в Тюменской области показателей, применяемых для оценки уровня безработицы в регионе.

Вместе с тем, методология оценки уровня безработицы МОТ не может являться абсолютным показателем уровня безработицы в регионе, так как сама методология выборочных ОРС в виде опроса крайне зависима от произведенной выборки, постановки вопросов в анкете, субъективным желанием граждан отвечать на вопросы анкетеров.

В связи с этим параллельно с оценкой уровня безработицы по методологии МОТ, осуществляемой Тюменьстатом, органы службы занятости Тюменской области производят расчет ряда показателей, характеризующих уровень безработицы в регионе, исходя из сведений, содержащихся в ведомственной информационной системе.

С целью оценки состояния регионального рынка труда и уровня безработицы в регионе службой занятости используются следующие основные показатели:

- уровень экономической активности населения;

- уровень регистрируемой безработицы;

- коэффициент напряженности на рынке труда.

Уровень, или коэффициент экономической активности населения — это показатель, характеризующий отношение численности экономически активного населения к общей численности населения, зарегистрированной на территории.

Расчет коэффициента производится по формуле (1):

КЭАН = РЭАНt                                                                                                        (1)

где РЭАН — это численность экономически активного населения;

Рt — общая численность населения на t-ю дату.

Уровень регистрируемой безработицы представляет собой отношение численности официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных граждан к численности экономически активного населения на территории.

Расчет показателя производится по формуле (2):

УБЗ = (Бз/РЭАН)*100%                                                                                                (2)

где Бз — это численность зарегистрированных безработных;

РЭАН — численность экономически активного населения.

Важно понимать, что в соответствии с требованиями федерального законодательства в число регистрируемых безработных не включаются такие категории граждан, как пенсионеры и студенты очной формы обучения, даже если они находятся в активном поиске работы и готовы приступить к ней.

Коэффициент напряженности на рынке труда представляет собой отношение незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости к количеству заявленных на территории вакансий. Характеризует соотношение спроса и предложения на рынке труда.

Расчет показателя производится по формуле (3):

КН = (SНЕЗАН/NВАК)                                                                                                   (3)

где SНЕЗАН — это численность зарегистрированных незанятых граждан;

РЭАН — количеству заявленных на территории вакансий.

Чем ниже коэффициент — тем меньше напряженность на рынке труда, т.к. предполагает, что на каждого незанятого гражданина существует рабочее место.

Для проведения более узконаправленного анализа безработных граждан применяются различные мониторинги и показатели. Наиболее часто применяемые и эффективные из них:

- структурирование безработных по половозрастному признаку, уровню квалификации и образования, стажа трудовой деятельности;

- анализ продолжительности безработицы;

- профилирование безработных по уровню мотивации к трудоустройству и востребованности на рынке труда [1].

Применяемые органами службы занятости показатели оценки уровня безработицы также не в полной мере отражают объективную ситуацию на рынке труда, так как производят оценку на основании численности состоящих на регистрационном учете граждан. Однако, далеко не все ищущие работу граждане обращаются в официальные органы службы занятости и предпочитают осуществлять поиск работы самостоятельно.   

Также, как уже говорилось выше, на регистрационный учет в качестве безработных не могут встать некоторые категории граждан, которые в соответствии с Законом о занятости относятся к категории занятых, - пенсионеры, студенты очной формы обучения и т.д. Данные  граждане, однако, могут быть учтены при оценке уровня безработицы по методологии МОТ, т. к. соответствуют установленным критериям [3, 2].

В связи с изложенным можно сделать вывод, что существующие различные методики оценки безработицы в регионе не могут по-отдельности гарантировать реальную оценку состояния рынка труда и в частности уровня безработицы, но при этом прекрасно дополняют друг друга, позволяя при применении в совокупности произвести всестороннюю оценку безработицы в регионе, выявить «узкие места» и болевые точки регионального рынка труда и разработать максимально эффективные меры стабилизации ситуации и поддержке занятости населения.

 

Список литературы:
1. Горшенина, Е.В. Занятость и безработицы / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. 2017. № 3. С. 5.
2. Методологические положения по проведению выборочных об-следований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы): приказ Росстата №452 от 21.12.20г. // Доступ из справочно-правовой систе-мы «Консультатнт» . – URL:  http://www.consultant.ru/.
3. О занятости населения в РФ: Закон РФ №1032-1  от 19.04.1991 г.// Доступ из справочно-правовой системы «Консультатнт» . – URL:  http://www.consultant.ru/.
4. Об утверждении основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы: приказ Федеральной службы государственной статистики ; 445 от 30.06.2017 г.// До-ступ из справочно-правовой системы «Консультатнт» . – URL: http://www.consultant.ru/.