Статья:

Единство и консолидация нации как условие успешной реализации целей и задач Программы «Руханижанғыру»

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Инджиголян А.А., Ескожин Е.Б. Единство и консолидация нации как условие успешной реализации целей и задач Программы «Руханижанғыру» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 42-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Единство и консолидация нации как условие успешной реализации целей и задач Программы «Руханижанғыру»

Инджиголян Анжела Алвановна
канд. социол. наук, доцент, Карагандинский Государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Ескожин Ерканат Болатович
магистрант, Карагандинский государственный университет им. Букетова Е.А., Казахстан, Караганда

 

Unity and consolidation of the nation as a condition for the successful implementation of the goals and objectives of the Rouhani Zhanғyru Program

 

Anzhela Injigolyan

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Karaganda State University them. E.A. Buketova, Kazakhstan, Karaganda

Erkanat Yeskozhin

master student, Karaganda State University. Buketova EA, Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. В современных условиях развития института нацио­нального государства в условиях полиэтничности и поликонфессио­нальности важную роль играет идеологическое обеспечение процессов консолидации нации на принципах общего гражданства. В статье проанализировано содержание и функциональная направленность одного из важнейших программных документов, принятых в Республике Казахстан.

Abstract. In the modern conditions of the development of the institution of the national state in the context of polyethnicity and multi-confessionalism, an important role is played by ideological support for the processes of consolidation of the nation on the principles of common citizenship. The article analyzes the content and functional orientation of one of the most important program documents adopted in the Republic of Kazakhstan.

 

Ключевые слова: модернизация; социальные ценности; единство; патриотизм; гражданская идентификация; идеология.

Keywords: modernization; social values; unity; patriotism; civil identification; ideology.

 

12 апреля 2017 года был опубликован важнейший программный документ-статья Главы Государства Н.А. Назарбаева «Болашаққабағдар: руханижаңғыру», направленная на модернизацию общественного сознания. 

Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, одними из которых являются культурно и генетически свойственные казахстанцу ценности единства и консолидации — вот основная идейная составляющая программной статьи нашего президента.

Реализу программных положений «Руханижанғыру», в современных условиях развития Казахстана, который в настоящее время выстраивает свою концептуальную государственную идеологию и национальную идею, необходимо переопределить и обозначить новые значения идеи единства в контексте формирования национальной идентичности.

Для успешного модернизационного прорыва нашей страны и нации в условиях цивилизационных вызовов XXI века важное место занимает идейно-духовная составляющая проводимых экономических, политических и социо-культурных реформ. Потому не случайно вопросы укрепления казахстанской идентичности и такой общенациональной ценности, как единство и консолидация общества, приобретают сегодня особое значение.

Как известно, с самых первых шагов суверенного Казахстана на уровне государства был сформирован взгляд на современное понимание нации как единного согражданства. При этом следует помнить, что в выработке модели национальной идентичности граждан Казахстана первостепенное значение имела созданная в 1996 году «Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан» [4], в которой Глава нашего государства стратегической тенденцией в развитии государственной идентичности обозначил становление государства-нации, в основе которой лежит идея социальной солидар­ности, впервые выдвинутая еще в трудах Э. Дюркгейма.

Актуальность данной исследовательской проблематики опреде­ляется необходимостью изучения феномена единства как осново­полагающей компоненты национальной идеи, имеющей важнейшее значение для духовного развития и укрепления национальной идентичности современного независимого Казахстана.

Как известно, утверждение и укрепление независимости и суверенитета любого государства немыслимо без закрепления самодоста­точного уровня национального духа и чувства сплоченности. В этом смысле концепция народного единства, а также воспитание на ее основе национального духа народа и чувства казахстанского патриотизма, несомненно, является одной их важнейших парадигм современной государственной политики и идеологии нашего молодого, но уже узнаваемого в мире государства.

Сегодня нет сомнения в важности и необходимости этих явлений. Ибо не было и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан и которое напрямую связано с национальным единством его народа. Народное единство, национальный дух и патриотизм – это взаимосвязанные понятия. Эти понятия органически связаны с развитием нации.

История всего человечества показывает, что народное единство и национальный дух – это не совокупность бойцовских качеств отдельных героев и народных богатырей. Это высокие чувства, связанные с защитой Отечества, героической борьбой народа за судьбу страны, выпячиванием и доминированием ее судьбоносных интересов. Поэтому, вполне справедливо считают многие отечественные исследователи, что идея народного единства и укрепления государственности являются важнейшим условием качественного состояния национального духа. А воспитанный на этой основе казахстанский патриотизм, в свою очередь, есть один из основополагающих конституционных принципов существования и развития Республики Казахстан [2, с. 21].

Если говорить конкретно о народном единстве и патриотизме казахского народа, то можно отметить, что эти два феномена пережили вместе с самим народом разные этапы. На всем протяжении истори­ческого развития казахский народ показывал свой сильный характер и достоинство. История доказывает, что казахи всегда стойко выносили все беды и лишения, но не сломились. Как неоднократно отмечал Глава нашего государства Н. Назарбаев, наш народ всегда выходил из критических ситуаций разоренным, обнищалым и усталым, но не растерянным. «Много раз казахи стояли на грани гибели», – писал он в одной из своих книг. И далее, Президент с гордостью добавляет: «но воля к жизни, воля к свободе вновь и вновь поднимали народ с колен» [5, с. 285].

Феномен единства не возник сразу, не из чего. Он является логическим результатом становления и развития народа, с ним формируется и развивается. Вместе с тем уровень народного единения и консолидации нации, особенно в период исторических испытаний, и связанный с этими явлениями процесс формирование гражданской идентичности, всегда является критерием роста и силы общества. Как считает один из известных отечественных правоведов: «У идеологии единства и объединения казахской нации глубокие корни и в прошлом. Кочевое хозяйствование с постоянными перекочевками создавало условия и порождало необходимость их широкого, устойчивого общения в масштабах нации в целях разумного и справедливого, в рамках того общественного строя, использования земель и вод. Родовые институты, в том числе «Жеті жарғы» и другие укрепляли традиции и чувства единства родов и народа. Уникальное единство казахского языка, создание своей государственности – все это было сильными факторами единства и объединения народа, утверждения соответствующей объеди­нительной идеологии казахского народа» [1, с. 229].

В источниках объединительной идеологии современного казахстанского общества в настоящее время преемственно сохраняются некоторые факторы, которые в прошлом предопределяли утверждение, сохранение этой идеологии. В связи с этим Глава нашего государства еще в своих ранних работах отмечал, что «....ныне объединяющим началом для всей казахской нации является строительство казахстанской государственности с развитым патриотическим отношением к своему государству, и модернизация массового сознания, и консолидирующая роль казахского языка, и целенаправленная деятельность так называемых локомотивных групп, и восстановление исторического сознания» [6, с. 239].

Сейчас, когда Казахстан как суверенное государство вступил на новый и бесповоротный путь цивилизованного демократического раз­вития можно с полной уверенностью говорить, что идея национального единства за годы независимости приобрела новое значение для граждан молодого государства и достигла небывалого уровня развития. Народ заново обрел силы и энергию, мобилизовал их для решения новых исторических задач. На этом пути, несомненно, целью постепенного эволюционного развития современного Казахстана стало укрепление гражданской идентичности в структуре социальных идентичностей граждан, как залог общественного единства и согласия.

Впервые как о стратегическом приоритете, о достижении национального единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов, было заявлено в Доктрине Национального единства Казахстана, принятой 29 апреля 2010 года. Ее следует, на наш взгляд, рассматривать как один из важнейших способов сближения национальной идеи государствообразующего этноса и национальной идеи казахстанского народа на перспективу, которая станет главным условием формирования необходимого уровня казахстанской идентичности

Здесь следует отметить, что национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она вытекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

В общественной жизни любой субъект, будь то государство, этническая общность, трудовой коллектив, малая группа или индивид, не может развиваться, не имея возможности постоянно идентифицировать себя. Данный процесс, конечно, более полно воплощается в тех государствах и странах, где признается необходимость национального единства, как исходного посыла демократии.

В этом контексте, как отмечал еще в конце 90-х годов известный казахстанский государственный деятель и ученый С. Дьяченко: «Стано­вится вполне очевидной необходимость того, чтобы в современном Казахстане осуществлялся процесс трансформации многонационального народа в единое согражданство, в котором гражданская и национальная идентификация совпадает с самооценками граждан себя как части независимого единого народа, обладающего основными признаками суверенитета» [3, с. 7].

Кульминацией и высшей точкой в развитии идеи Национального Единства явилась сформулированная Президентом страны идея «Мәңгілік Ел». Идея «Мәңгілік Ел» волновала его и в более ранний период времени, в частности, он к ней апеллировал на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан, 15 декабря 2010 года, она нашла отражение в одноименной триумфальной арке, названной «новым символом современного Казахстана и триумфа казахстанского народа, реализовавшего многовековую мечту о Независимости и суверенитете своей страны», которая была открыта 16 декабря 2011 года.

Возвращение к идее «Мәңгілік Ел» произошло 14 декабря 2013 года, когда с участием Президента РК Н. Назарбаева состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. В наиболее полной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента «Нурлы жол – путь в будущее» от 17 января 2014 года.

В 2015 году работа по оформлению идеи «Мәңгілік Ел» была заметно активизирована. Прежде всего, было четче обрисовано равенство всех граждан Казахстана, как основной составляющей идеи «Мәңгілік Ел». Что характерно, в своем выступлении на внеочередном съезде партии Нур Отан, состоявшемся 11 марта 2015 года в преддверии президентских выборов руководитель страны несколько иначе сформулировал составляющие своей идеи, связав ее с вопросами идентичности: «…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік Ел» – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства». Далее, подчеркивая значимость данной идеи, Президент нашей страны отмечал: «Системой общегражданских цен­ностей должна выступать идея «Мәңгілік Ел», оформленная в важнейший документ государства» [7].

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что сформулированные Н. Назарбаевым программа «Мәнгілік Ел» есть не что иное как неотьемлемая состаляющая общенациональной идеи нашего государства. Эта идея, несомненно, будет способствовать достойному вхождению Казахстана в глобальный мир, оптимальному участию нашей страны в сложных глобальных процессах. При этом, следует помнить, что в основе этой идеи лежат такие важнейшие ценности нашего государства как единство, мир, согласие в казахстанском обществе и национальная идентичность.

 

Список литературы:
1. Бектуров А. Идеология патриотизма // Мысль. -2002. - № 7.
2. Выступление Президента Республики Казахстан, Председателя партии «Нур Отан» Н.Назарбаева на XVI съезде партии [Электроный ресурс] // Официальный сайт Президента РК: [сайт]. URL: http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazahstan-predsedatelya-partii-nur-otan-nnazarbaeva-na-xvi-sezde-partii (Дата обращения : 17.03.2019).
3. Дьяченко С. О некоторых аспектах развития Казахстана на этапе демократического транзита: реалии и перспективы // Мысль. – 1999. - № 6.
4. Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан [Электроный ресурс] // Новости Казахстана:[сайт]. URL: / http://kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsl/dok_pegeez.htm (Дата обращения : 18.03.2019).
5. Ким В.В. Годы созидания. Анализ политических и конституционно- правовых взглядов первого Президента РК. – Алматы, 2001. 
6. Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. – Алматы, 1996. – 285 с. 
7. Назарбаев Н.А. В потоке истории – Алматы, 1999. – 298 с.