Статья:

Уровень удовлетворенности студентов сельскохозяйственных направлений подготовки качеством образовательных услуг в средних профессиональных учреждениях Самарской области: независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Грашин В.А. Уровень удовлетворенности студентов сельскохозяйственных направлений подготовки качеством образовательных услуг в средних профессиональных учреждениях Самарской области: независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 16-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Уровень удовлетворенности студентов сельскохозяйственных направлений подготовки качеством образовательных услуг в средних профессиональных учреждениях Самарской области: независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности

Грашин Валерий Александрович
студент, Самарский национальный исследовательский университет имени акаде-мика С.П. Королева, РФ, г. Самара

 

SATISFACTION LEVEL OF STUDENTS OF AGRICULTURAL AREAS OF TRAINING WITH THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES IN SECONDARY PROFESSIONAL INSTITUTIONS OF THE SAMARA REGION: AN INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF THE CONDITIONS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

 

Valeriy Grashin

Student, Samara National Research University, Russia, Samara

 

Аннотация. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности средних профессиональных образовательных организаций Самарской области, проведенная в 2019 году в сфере сельскохозяйственного направления подготовки, показала, что средний итоговой балл оценки составил 83: открытость и доступность информации об организации – 77 баллов; комфортность условий предоставления услуг – 95 баллов; доступность услуг для инвалидов – 53 балла; доброжелательность, вежливость работников – 96 баллов; удовлетворенность условиями оказания услуг – 96 баллов.

Abstract. An independent assessment of the quality of the conditions for the educational activities of secondary vocational educational organizations in the Samara Region conducted in 2019 in the field of agricultural training showed that the average score of the final assessment was 83: openness and accessibility of information about the organization − 77 points; comfortable conditions for the provision of services − 95 points; accessibility of services for the disabled − 53 points; friendliness, politeness of employees − 96 points; satisfaction with the terms of service − 96 points.

 

Ключевые слова: удовлетворенность; качество образовательных услуг.

Keywords: satisfaction; quality of educational services.

 

Образование является социальной отраслью, обеспечивающей потребности человека в получении знаний. Исследования удовлетворенности качеством образовательных услуг студентов учебных заведений среднего профессионального образования позволит осуществлять прогнозирование ситуации с кадровой обеспеченностью в сфере агропромышленного комплекса региона [1, с. 10].

Гайдукова Г. Н. определяет качество образовательной услуги как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которая придает ему (процессу) способность удовлетворять образовательные потребности конкретных потребителей. Удовлетворение образовательных потребностей является целью образовательного учреждения, которое должно устанавливать ожидаемые и предложить неожидаемые потребности конкретных потребителей [2, с. 106].

Коплик С. В. говорит, что образовательные услуги на примере негосударственных организаций высшего образования позволяют удовлетворить образовательные потребности специфических групп людей в интересах развития собственного интеллекта, навыков, умений с целью формирования компетенций для успешной профессиональной деятельности, способствуют повышению производительности труда в обществе, развитию человеческого потенциала нации. Образовательные услуги негосударственных организаций высшего образования оперативно ориентируются на потребности рынка труда и потребителей образовательных услуг. Они расширяют доступность высшего образования, повышают уровень образования граждан, создают конкурентную среду как основу повышения качества образовательных услуг, выявляют резервы для динамичного развития системы образования [3, с.246].

Отметим, что основой оценки удовлетворенности образовательных услуг является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где вводятся норма − независимая оценка качества образования. В соответствии с действующим законодательством на основе результатов независимой оценки могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализующих образовательные программы.

Основным вектором трансформации образовательных услуг задаётся требование федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которыми главными направлениями являются: радикальное повышение их качества, максимальная ориентация на рынок труда, повышение грамотности населения.

Независимая оценка качества образования включает в себя два направления: независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В 2019 году министерством образования и науки Самарской области организовано проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательных организаций Самарской области. Общественным советом по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, был определен перечень образовательных организаций, в отношении которых в 2019 году проводилась независимая оценка, в том числе средние профессиональные учреждения региона [4]. Сбор, обобщение и анализ информации осуществлял АНО «Центр исследований рынка труда». Расчеты по показателям качества условий оказания услуг организациями в сфере общего образования проводились с учетом рекомендаций министерства труда и социальной защиты РФ. Баллы (от 0 до 100) определяются в % от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг, а также с учетом значимости показателя.

Для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями в 2019 году использовались результаты анкетирования следующих категорий получателей услуг: представителей общественности, учащихся и родителей (законных представителей). Опрос проводился в сентябре - октябре 2019 года посредством использования интернет-ресурса. Всего участие в независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности средних профессиональных образовательных организаций Самарской области в сфере сельскохозяйственного направления подготовки в 2019 году приняли 5428 человек. Доля респондентов, участвующих в опросе от каждой организации, составила 10,9% (от 5,6% до 18,2%) от общего количества учащихся образовательной организации.

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким общим критериям: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций; доступность услуг для инвалидов.

В таблице 1 представлен рейтинг организаций среднего профессионального образования Самарской области, осуществляющие образование в сфере сельскохозяйственного направления подготовки по удовлетворенности качеством условий осуществления образовательной деятельности в 2019 г.

Таблица 1.

Рейтинг организаций среднего профессионального образования Самарской области в сфере сельскохозяйственного направления подготовки (2019 г.) по удовлетворенности качеством условий осуществления образовательной деятельности (от 0 до 100 баллов)

Название

организации

Критерий

Итоговая оценка качества условий оказания услуг

Открытость и доступность информации об организации

Комфортность условий предоставления услуг

Доступность услуг для инвалидов

Доброжелательность, вежливость работников

Удовлетворенность условиями оказания услуг

ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум»

94

99

74

98

97

92

ГБПОУ «Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум»

86

98

72

99

98

91

ГБПОУ «Красноярское профессиональное училище»

77

100

58

100

100

87

ГБПОУ «Алексеевское профессиональное училище»

75

100

58

100

100

87

ГБПОУ «Большеглушицкий государственный техникум»

80

100

52

100

100

86

ГБПОУ «Хворостянский государственный техникум им. Юрия Рябова»

65

100

58

100

99

85

ГБПОУ «Богатовское профессиональное училище»

71

99

59

93

98

84

ГБПОУ «Пестравское профессиональное училище»

75

100

44

100

100

84

ГБПОУ «Красноармейское профессиональное училище»

75

100

56

89

94

83

ГБПОУ «Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова»

78

100

38

95

95

81

ГБПОУ «Профессиональное училище с.Домашка»

75

87

58

89

93

80

ГБПОУ «Борский государственный техникум»

77

83

52

92

92

79

ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум»

81

86

38

95

92

78

ГБПОУ «Усольский сельскохозяйственный техникум»

74

93

28

93

91

76

ГБПОУ «Кинельский государственный техникум»

64

85

44

90

82

73

Итого

77

95

53

96

96

83

 

Рейтинг учреждений по итоговому баллу показал, что максимальный балл (92) получил ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум», а самый низкий балл (73) ГБПОУ «Кинельский государственный техникум».

Отметим, что из 15 организаций в трех по трем критериям удовлетворенность (критерий: комфортность условий предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями оказания услуг) составила 100 баллов, а в двух организациях по двум критериям (критерий: комфортность условий предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников). В целом организациям, получившим по двум и трем критериям максимальный балл (100), а по критерию открытость и доступность информации об организации от 65 до 77 баллов и доступности услуг для инвалидов от 44 до 58 баллов, общий балл составлял от 84 до 87 баллов и позволил им занять место выше среднего балла (83).

На рисунке 1 представлена схема распределения баллов по критериям качества условий осуществления образовательной деятельности (средний балл – 83): открытость и доступность информации об организации – 77 баллов, комфортность условий предоставления услуг – 95 баллов, доступность услуг для инвалидов – 53 балла, доброжелательность, вежливость работников – 96 баллов, удовлетворенность условиями оказания услуг – 96 баллов.

 

Рисунок 1. Схема распределение баллов по критериям качества условий осуществления образовательной деятельности

 

На фоне удовлетворенности комфортностью условий предоставления услуг анкетирование показало, что респонденты, имеющие установленную группу инвалидности, не удовлетворены критерием доступности услуг для инвалидов.

 

Список литературы:
1. Грашин В. А. Удовлетворенность качеством образовательных услуг студентами учебных заведений среднего профессионального образования: актуальность проблемы. // Сборник статей по материалам XXIX междуна-родной научно-практической конференции. Юриспруденция, история. − №5(29). − 2019. − Социология, политология и философия. − С.10-13.
2. Гайдукова Г. Н. Социологический мониторинг удовлетворенности по-требителей качеством образовательных услуг // Высшее образование в Рос-сии. − №11. – 2012. − С. 105-111.
3. Коплик С. В. Социологические проблемы негосударственных вузов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения // Управление социальными процессами в условиях мо-дернизации России: теория и практика. Сборник статей. Материалы IХ Афа-насьевских чтений / Под ред. проф. О.А. Уржа. − М.: Издательство РГСУ, 2011. − С. 245-248.
4. Результаты независимой оценки качества условий осуществления обра-зовательной деятельности образовательными организациями Самарской об-ласти в 2019 году (данные министерства образования и науки Самарской об-ласти) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://old.educat.samregion.ru/activity/regionalnaya_sistema_otsenki_kachestva_obrazovaniya_-  rsoko/rezultaty_nezavisimoy_otsenki_kachestva_usloviy_osushchestvleniya_obrazovatelnoy_deyatelnosti_obrazo/ (дата обращения: 22.03.2020).