Статья:

Ценностные установки и критерии отбора работодателей

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Акулич И.А., Целепкова Н.С. Ценностные установки и критерии отбора работодателей // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 11-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценностные установки и критерии отбора работодателей

Акулич Игорь Анатольевич
кандидат политических наук, доцент, Омский государственный педагогиче-ский университет - ОМГПУ, РФ, г. Омск
Целепкова Наталия Сергеевна
магистрант, Омский государственный педагогический университет- ОМГПУ, РФ, г. Омск

 

The values and selection criteria for employers

 

Akulich Igor'

Candidate of Political sciences, associate professor, Omsk state pedagogical University - OMGPU, Russia, Omsk

Tselepkova Natalia

Student, Omsk state pedagogical University - OMGPU, Russia, Omsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены ценностные установки и критерии отбора работодателей. На основе различных статистических данных нами проанализирована трудовая мотивация специалистов и их приоритеты в процессе выбора потенциального работодателя.

Abstract. In the article value orientations and the selection criteria of employers. On the basis of different statistical data we analyzed labor motivation of specialists and their priorities in the process of selecting a potential employer.

 

Ключевые слова: ценности; трудовая мотивация; специалисты; критерии отбора.

Keywords: values; work motivation; specialists; selection criteria.

 

В нашем обществе за последние десятилетия произошли значительные изменения, отразившиеся на всех сферах нашей жизни. Влияние СМИ и насаждение психологии общества потребления дали толчок к трансформации ценностных установок. Неравенство в обществе, вызванное дифференциацией и материальным расслоением, изменило ценности и ориентации в сфере труда россиян, большей частью в негативную сторону. В этой связи стала актуальной проблема, связанная с особенностями структуры и иерархии трудовых ценностей специалистов и критериев отбора их работодателей.

Прежде чем приступить к рассмотрению ценностных установок или, как их еще называют, трудовых ценностей специалистов, необходимо дать определение данного понятия. Под трудовыми ценностями понимают некую форму и идеал личности, к которому стремится специалист и которому он подражает. Отсюда можно сделать вывод, что трудовые ценности – это эмоционально окрашенные представления и суждения индивида о важности для него труда в целом и отдельных его сторон. Они представляют собой своеобразные индикаторы трудовой мотивации [2, с. 238]. Каждое предприятия формируется и развивается только при наличии мотивации в сфере труда, а также профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, на нем работающих. Следовательно, предприятию, стремящемуся к совершенствованию, необходимо знать и учитывать современные ценностные установки специалистов.

Специалисты наиболее восприимчивы к тем ценностям, которым им навязывает рынок, поэтому в структуре профессиональных предпочтений ценности именно такого рода занимают наиболее важное место. Среди приоритетных целей, к которым стремится большинство специалистов в своей работе, выделяют материальный достаток, статус и самореализацию. На первом месте - уровень материального достатка, который способна приносить работа. Хотя среди работающей молодежи большей популярностью пользуется стабильность рабочего места, особенно в современных социально-экономических условиях. Следующей по популярности трудовой ценностью является «интересная работа» или «удобный график работы». Она попадает в рейтинг популярности потому, что, например, многие молодые люди совмещают обучение в ВУЗе и работу, а те, кто уже окончил ВУЗ, порой вынуждены совмещать две работы сразу. Это возможно лишь при нестандартном графике работы. Уже имеющие опыт работы специалисты в первую очередь обращают внимание на то, в каких условиях им предстоит работать, какие социальные гарантии им может предоставить работодатель и каково содержание самой работы [3, с. 128].

Стоит отметить, что между государственной службой и частным сектором (или собственным бизнесом) специалисты чаще делают выбор в пользу второго варианта в виду большего дохода, пусть и при отсутствии социального пакета. Это объясняется тем, что при сложной экономической ситуации мало кто задумывается о наличии социального пакета (пенсионные и иные отчисления подобного рода), это играет второстепенную роль. Таким образом, государственные учреждения, предлагающие полный социальный пакет при сравнительно невысокой заработной плате, популярностью у специалистов не пользуются. Это приводит к тому, что в государственных сферах наблюдается дефицит как молодых специалистов, так и специалистов со стажем.

Большинство людей воспринимают работу как средство достижения успеха в жизни, признания и уважения окружающих, а также определенного положения в обществе. У всех людей имеются выработанные жизненные установки, которые они стремятся реализовать в зависимости от собственных притязаний. Кто-то хочет много трудиться и при этом иметь большой заработок, кто-то не претендует на высокое вознаграждение, а стремится иметь много свободного времени и т.п. Социологическое исследование по данному вопросу было проведено Кошарным В.П. и Корж Н.В. среди 420 студентов и молодых специалистов г. Пенза. Результаты данного исследования авторы представили в своей работе, а более наглядно интересующий нас аспект этого исследования представлен на рисунке 1[3, с. 132].

Кроме общих ценностных установок у специалистов, хотелось бы более подробно коснуться и критериев выбора ими работодателя. Но, перед тем как исследовать данные критерии отбора, стоит проанализировать само понятие "работодатель". Данное понятие дается в ст. 20 ТК РФ, согласно которому "работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником"[4, с. 146].

Рисунок 1. Ценностные установки современных специалистов

 

В контексте нашего исследования и согласно нормам трудового права, работодателем являются различные организации, которые на рынке труда предлагают работу и организуют труд работников, в которых они работают на условиях трудового договора. В литературе под организацией – работодателем понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, образованный, в установленном законом порядке, для набора работников, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [1, с. 87]. Представление данных определений поможет нам более полно понять исследуемые нами аспекты.

В конце 2015 года в России было проведено ежегодное исследование бренда работодателя Randstad Award в области ключевых критериев выбора работодателей, в котором приняло участие 150 крупнейших компаний-работодателей из 15 значимых отраслей экономики страны. В исследовании участвовали 10 213 человек, в том числе и студенты, и молодые специалисты в возрасте от 18 до 24 лет. Be in Trend опубликовал результаты исследования в партнерстве с компанией Ancor. Согласно этому исследованию ключевыми критериями выбора работы являются заработная плата и социальный пакет: 68% опрошенных указывают данные факторы в пятерке самых важных. На втором месте стоит финансовая стабильность работодателя, за которую проголосовало 56% опрошенных. Третье место занимает гарантия долгосрочной занятости – 48% опрошенных. Хочется отметить, что в 2015 году это место занимал критерий «интересная работа». Это еще раз подтверждает влияние ухудшения экономической ситуации в стране на ценностные установки специалистов. В целом ключевые факторы выбора работодателей в динамике за последние три года в их процентном соотношении представлены на рисунке 2[5]. Причем, если посмотреть на лидирующие факторы в динамике, то видно, что заработная плата и социальный пакет, продолжая занимать первую строку, явно теряют свои позиции. В то время как критерий финансовой стабильности организации за последние два года набрал 7% голосов. Критерий гарантии долгосрочной занятости также набрал 4% голосов в сравнении с 2013 годом. В условиях экономической неразберихи и нестабильности именно этим критериям отдается наибольшее предпочтение со стороны специалистов.

 

Рисунок 2. Ключевые факторы выбора работодателя

 

Ценностные установки и критерии отбора работодателей в своей совокупности мало изменяются. Одни из них отступают на второе место, уступая другим в зависимости от экономической ситуации в стране и от приоритетов, которые навязывает специалистам рынок. Учет рассмотренных нами в данной работе ценностных установок и критериев может составить основу для формирования методов привлечения специалистов в различные сферы занятости.

 

Список литературы:

1. Амосова А.К., Особенности трудовых ценностей у молодых специалистов // Научное сообщество студентов: материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / ред кол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2015. – С. 238-239;

2. Кошарный В.П., Корж Н.В. Трудовые ценности и установки студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. – С. 126-135;

3. Савин В.Т. К вопросу о понятии работодателя - юридического лица (организации) как субъекта трудовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2013. - С. 146-151;

4. Трудовое право: учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. - М.: Проспект, 2007. - 600 с.;

5. Выбор работодателя в новой экономической реальности [Электронный ресурс] / Business Education trends, 2016. – Режим доступа: trends.skolkovo.ru/20

16/05/vyibor-rabotodatelya-v-novoy-ekonomicheskoy-realnosti/ (дата обращения 13.12.2016)