УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ
Секция: Социология управления
XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ
MANAGING THE PROCESS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE AT THE UNIVERSITY
Mariia Vishtal
Assistant of the Department of Philosophy and Sociology, Saint Petersburg State Marine Technical University, Russia, Saint Petersburg
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос управления профессиональной ориентацией молодежи в вузе. В статье приводятся примеры мероприятий, которые организуют вузы в рамках профориентационной работы. Важным выводом является тот факт, что эффективное управление профессиональной ориентацией молодежи должно начинаться с осознания этой молодежи важности данного процесса.
Abstract. This article discusses the issue of managing the professional orientation of young people at the university. The article describes the activities that universities carry out as part of career guidance work. An important conclusion is the fact that effective management of the professional orientation of young people should begin with the awareness of these young people of the importance of this process.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, молодежь, социология управления, профориентационные мероприятия, самоопределение.
Keywords: professional orientation, youth, sociology of management, career guidance, self-determination.
В настоящее время профориентацию понимают как целенаправленную разноаспектную комплексную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору в соответствии с личными интересами, способностями и общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификаций [3].
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [2, с. 222-224]. Говоря о системном подходе к вопросам профориентации, важно учитывать постоянно меняющиеся запросы рынка.
Задача профориентационной работы в вузе – помочь студенту сделать индивидуальный выбор интересующих специализаций и профессиональных областей в рамках выбранного направления подготовки, содействовать приобретению конкурентных преимуществ для дальнейшей работы.
Эффективность работы вуза в области профориентации зависит не только от комплексности ее реализации, но и от ее гибкости и адресности. Профессиональная ориентация в вузе заключается не просто в уточнении профессиональных предпочтений, развитии способностей и понимании ограничений рынка труда, но и в осуществлении выбора подходящего характера профессиональной деятельности.
Как на практике организовывается профориентационная работа в соответствии с этапами обучения в вузе?
Выбор вуза абитуриентом. На данном этапе вузы имеют возможность организовывать олимпиады, привлекая на них талантливых детей, а также осуществлять профориентационную работу в школах, информировать об образовательных программах и подготовительных курсах.
Младшие курсы (1 и 2 курс). В первую очередь к профориентационной работе со стороны вуза здесь относится введение в профессию и чтение курсов по профильным предметам. Вузы также имеют возможность проводить диагностику способностей и профессиональных интересов (гуманитарный, технический склад ума, лидерство и пр.), консультировать по выбору специализации и информировать о гибкости образовательных траекторий.
Средние курсы программы «специалист» и старшие курсы программы «бакалавриат» – начало трудовой деятельности. Усиление прикладного аспекта в содержании курсов и научно-исследовательская работа студентов на данном этапе играет важную роль в профессиональной ориентации. Вузы также могут обеспечить:
- обзоры отраслевых рынков;
- взаимодействие с работодателями по организации практик, экскурсий на предприятии, контрактах на работу после выпуска;
- информирование о «технических» аспектах трудоустройства – трудовое право, составление резюме, навыки самопрезентации;
- психологическое консультирование и поддержка при трудоустройстве.
Старшие курсы программы «специалист», магистратура – окончательный выбор профессии. На данном этапе важную роль играет социально-профессиональная адаптация. Вузы имеют возможность содействовать организации практик, трудоустройству, помогать с выбором альтернатив дальнейшего развития (бизнес, исследовательская работа, педагогическая деятельность и т.д.), осуществлять информирование о рынке дополнительного образования.
Исследование основных направлений работы системы высшего образования по профессиональной ориентации выявляет двойственную сущность профессиональной ориентации и позволяет выделить в ней образовательную и консультационную составляющие. Образовательной составляющей называется информирование в «предметной» области, связанной с изучаемой специальностью, консультационной – информирование, не связанное напрямую с профессиональной областью, например, консультации по технологиям поиска работы, трудовому законодательству, карьерным стратегиям, конъюнктуре рынков труда, психологическим аспектам профессионального самоопределения и прочее.
Можно утверждать, что вторая, собственно профориентационная составляющая реализуется в системе образования в недостаточной степени. К основным причинам этого можно отнести нерешенность на концептуальном уровне вопроса об ответственности конкретных социальных институтов, в частности, вузов, за реализацию профессиональной ориентации, вопросов финансирования и кадрового обеспечения проведения профориентационной работы в системе высшего образования.
Профориентационная деятельность в университете предусматривает организацию профессиональной ориентации на системной основе, включающей довузовскую, вузовскую и послевузовскую подсистемы.
Довузовская подсистема профориентации университета направлена на:
- повышение эффективности профориентационной работы с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального образования;
- формирование профессионального самоопределения школьников;
- совершенствование презентационной деятельности университета по профориентационной работе.
Вузовская подсистема профориентации университета направлена на:
- организацию педагогического сопровождения профессионального развития студентов, бакалавров, специалистов на всех этапах обучения и подготовки;
- проведение профориентационных мероприятий, оказание помощи в построении индивидуальной образовательной траектории студента, расширение спектра мероприятий по формированию мотивации учебной и внеучебной деятельности студентов, осознанию правильности выбранной профессии, определению направлений будущей деятельности выпускника;
- использование возможностей социального партнерства с работодателями для дальнейшего трудоустройства выпускников, расширение баз практик обучающихся, расширение связей с российскими и зарубежными вузами для предоставления возможности стажировок студентов;
- создание системы менеджмента качества профориентационной подготовки студентов для обеспечения эффективности профориентации на вузовском этапе.
Послевузовская подсистема профориентации направлена на формирование профессиональной компетентности специалистов различного уровня подготовки, которое осуществляется путем:
- проведения мероприятий, направленных на привлечение выпускников в учреждения, с которыми заключены договоры на подготовку специалиста;
- проведения мониторинга эффективности трудоустройства и закрепления выпускников в предприятиях и организациях, продолжения обучения бакалавров в магистратуре;
- проведения мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников;
- направления обучающихся для прохождения практической подготовки в учреждения, с которыми заключены договоры на подготовку специалиста;
- совершенствования профориентационной направленности деятельности кафедр путем привлечения обучающихся к учебно-исследовательской работе и формирования профессиональной заинтересованности.
Отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой [1, с. 4].
Большой проблемой в организации эффективной профессиональной ориентации молодежи является то, что студенты рассматриваются как пассивные объекты. Создается полное ощущение, будто профориентация нужна «кому-то», а не самой молодежи, и что только «кто-то» должен проводить различные мероприятия и как-то способствовать самоопределению личности студента. Однако в самом слове «самоопределение» приставка «само-» указывает на определение «самого себя в качестве кого-либо». Молодежь пассивно относится к своей профессиональной ориентации, и эта проблема не только личностная, но и социальная. Эффективное управление профессиональной ориентацией молодежи должно начинаться с осознания этой молодежью важности данного процесса. Если не будет интереса и желания «изнутри», никакая внешняя поддержка не окажет должного эффекта. Смысл профессиональной ориентации – помочь человеку выбрать свою дорогу.