Статья:

Проблемы иммиграции в современной Польше

Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Кочетова Л.В. Проблемы иммиграции в современной Польше // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(53). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 10-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы иммиграции в современной Польше

Кочетова Лариса Валерьевна
Дипломатическая академия МИД России, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье освещаются процессы иммиграции в Польшу, ее причины и особенности, а также проблемы, связанные с социальной адаптацией и интеграцией мигрантов стране.

Abstract. The paper focuses on the immigration processes in Poland, its causes and specifics, as well as the challenges that migrants are facing while trying to adapt and integrate into the country’s social environment.

 

Ключевые слова: Польша, иммиграция, миграционная политика, проблемы, интеграция.

Keywords: Poland, immigration, migration policy, integration issues.

 

Говоря о Польше, можно позволить себе утверждение, что эта страна в сравнении с другими странами Евросоюза больше ориентирована на эмиграцию, чем на иммиграцию. С начала девяностых годов прошлого века на постоянное место жительства из страны выехало 2–3 миллиона поляков, в основном молодых и трудоспособных. Однако в последние годы в стране значительно активизировались иммиграционные процессы (исключение, по понятным причинам, составили 2020-2021 гг.). Вызвано это целым рядом внутренних, присущих Польше, а также внешних факторов. К первым можно отнести принятие Закона об иностранцах, вступившего в силу в мае 2014 г., который облегчил легализацию мигрантов, пребывающих на территории Польши; введение упрощенных процедур по трудоустройству иностранцев и создание в стране таких условий, которые позволяют иммигрантам рассматривать Польшу как государство, в котором существуют перспективы не только безопасного проживания, стабильного заработка, но и профессионального роста. Во втором случае иммиграционные процессы обусловлены как ухудшением экономической и политической стабильности стран-доноров, так и личными мотивами иммигрантов. По данным Главного статистического управления Польши, на 1 января 2021 г. среди иностранцев, имевших действующий вид на жительство, наибольшую группу составили граждане: Украины – 244,2 тыс. человек, Беларуси – 28,8 тыс., Германии – 20,5 тыс., России – 12,7 тыс., Вьетнама – 10,9 тыс., Индии – 9,9 тыс., Италии – 8,5 тыс., Грузии – 7,9 тыс., Китая – 7,1 тыс. [6]. Вышеуказанные данные не учитывают лиц, находящихся в стране временно по безвизовому режиму или на основании визы, а также проживающих нелегально.

Иммиграционные процессы всегда обоюдны и взаимозависимы. Почему Польша готова принять иммигрантов? Почему люди хотят иммигрировать в Польшу?

В последние десятилетия польская экономика столкнулась с ситуацией, характерной для большинства европейских стран, – нехваткой трудовых ресурсов. В будущем эта ситуация может стать еще более серьезной. По некоторым прогнозам, к 2030 году у польских работодателей будут проблемы с закрытием каждой пятой вакансии. Это означает, что польскому рынку потребуется 4 млн дополнительных рабочих рук. А к 2050 году, чтобы сохранить текущий уровень занятости в польской экономике, около 8% работников должны быть иностранцами [5]. В долгосрочной перспективе решение этой проблемы в идеале состоит в том, чтобы вернуть соотечественников, уезжавших из страны в разное время, но особенно активно после ее вступления в ЕС. Власти осознают, что необходимо всячески поощрять их возвращение на родину и создавать благоприятные экономические условия для их трудовой деятельности. В настоящее время в Польше наблюдается дефицит производственных рабочих, строителей, водителей грузового и сельскохозяйственного транспорта, технического персонала для офисов, поваров, пекарей, автослесарей, младшего медицинского персонала и специалистов по уходу за больными и пожилыми людьми – и именно этим занимаются польские эмигранты за границей.

Оттоку рабочей силы из Польши, особенно молодежи, призваны противодействовать государственные социальные программы: «Льготная ипотека», «Жилье для молодых» (программа государственной финансовой помощи при покупке дома или квартиры), «500+» (500 злотых, т.е. более 100 евро в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет), «300+» (выплата на каждого школьника в начале учебного года), отмена подоходного налога для молодежи до 26 лет, льготы и субсидии для молодых специалистов. Польское правительство рассчитывает, что эти меры помогут решить одну из самых острых проблем страны – эмиграцию выпускников вузов, которые уезжают работать по специальности в Западную Европу сразу после получения диплома.

Однако вряд ли Польша сейчас способна конкурировать со средними зарплатами и системой социальной помощи в таких странах, как Германия, Голландия или Швеция. Поэтому существует необходимость в привлечении мигрантов, которые не просто приедут на заработки, а переедут в Польшу на постоянное место жительства. Хотя, конечно, рассчитывать на иммиграцию как на единственное средство решения проблем демографии и рынка труда неразумно. По некоторым расчётам, чтобы заполнить появившиеся ниши, Польше потребуется порядка 100-200 тысяч иммигрантов ежегодно в течение длительного периода времени. А ведь и более развитые страны не в состоянии стабильно поддерживать иммиграцию на таких условиях. К тому же экономическая и политическая ситуация в странах-донорах со временем может улучшиться, и Польше придется конкурировать со странами Западной Европы на миграционном рынке труда.

Пока же Польша в состоянии к обоюдной выгоде соответствовать причинам, побуждающим жителей иных стран искать в ее границах лучшей доли. Причины эти, прежде всего, экономические: перспективы стабильного трудоустройства и достойной оплаты труда. Немаловажную роль играет также схожий менталитет, культурная близость, семейные связи и личные мотивы иммигрантов (например, намеченная или ранее имевшая место учеба на территории Польши), политическое преследование в своей стране и т.д.

Наиболее многочисленную группу иммигрантов на территории Польши составляют украинцы (по состоянию на 1 января 2021 г. – 56,3 %) [6], поток которых в Польшу начался еще в восьмидесятые годы вследствие согласованной в то время паспортной и визовой политики стран Варшавского договора. Сегодня главной причиной их иммиграции, кроме географической, культурной и языковой близости, являются экономические условия в своей стране, отсутствие перспектив на украинском рынке труда (низкие зарплаты, отсутствие рабочих мест, нестабильные условия ведения бизнеса, коррупция), военный конфликт на востоке страны, возрастающие риски личной безопасности, недоверие к правоохранительной и судебной системам, а также политика сменяющих друг друга правительств, не способная улучшить сложившуюся ситуацию. Установить истинное количество украинцев в Польше довольно сложно, т.к. их миграция носит, преимущественно, кратковременный и сезонный характер. Согласно заявлениям польского правительства, эта цифра достигает 2-2,5 млн человек. Из них порядка 70-80% составляют временные и сезонные работники. Однако число украинцев, получивших вид на жительство в Польше, неуклонно растет: с 22 801 в 2008 г. до более 244,2 тыс. человек в 2021 г.[3] Впечатляют и цифры, свидетельствующие о количестве украинских учащихся в польских высших учебных заведениях: из 46 100 иностранных студентов, обучавшихся в Польше в 2014-2015 гг., украинцы составляли 23 392, а в 2017-2018 гг. из 72 700 иностранцев – 37 800. В настоящее время, несмотря на пандемию коронавируса, в стране проходит обучение 30 590 студентов с Украины, это 53% всех студентов-иностранцев [3]. В некоторых учебных заведениях украинцы составляют более половины студентов, и именно эти учащиеся вносят немалую лепту в сохранение для польских вузов дотаций Евросоюза. Средний возраст трудовых иммигрантов с Украины составляет 25-35 лет. Хотя они и выполняют в основном физическую работу (в сельском хозяйстве, в строительстве, на предприятиях, в сфере услуг), среди них огромный процент квалифицированных работников, имеющих неоконченное высшее либо среднее специальное образование. Определенную часть заработка они отправляют семьям, но значительную часть тратят в Польше, стимулируя тем самым местный бизнес. Эти вливания настолько эффективны, что для их привлечения в Польше были созданы дополнительные банковские услуги. Польские банки организовали сетевую рекламу на украинском языке, а в отделениях банков присутствуют украиноязычные консультанты. Все польские операторы мобильной связи предлагают специальные пакеты для звонков на Украину. К рекламе польских услуг и товаров привлекаются украинские знаменитости, снимаются пользующиеся успехом сериалы об украинских иммигрантах. Высшие учебные заведения Польши нанимают украиноязычных сотрудников, а на территории Украины открывают информационные пункты для потенциальных абитуриентов. Еще в 2015-2016 гг. правящая партия «Право и справедливость» предпочитала говорить об украинцах как о беженцах, которым Польша оказывает помощь, теперь называет их работниками и высоко оценивает вклад выходцев с Украины в экономику страны. По оценкам Национального банка, украинские трудовые мигранты обеспечивают от 0,3% до 0,9% роста ВВП Польши [4].

Постоянно растет количество украинских граждан, уже имеющих или планирующих свой бизнес в Польше. Согласно данным Управления социального страхования (ZUS), в феврале 2021 г. почти четверо из пяти экономических иммигрантов с Украины планировали открыть собственное дело в Польше. Это означает, что с прошлого года количество украинцев, желающих открыть свой бизнес в соседней стране, увеличилось на треть. А количество украинцев, уже имеющих бизнес в Польше, за последний год увеличилось более чем на одну пятую – до 5,9 тыс. [5]. Украинских бизнесменов, кроме географической близости и родственного языка, привлекают стабильная экономика и, прежде всего, прозрачные условия для открытия и ведения бизнеса для иностранцев.

Вклад украинских трудовых мигрантов в налоговую и пенсионную систему страны также весьма высок. Это заставляет правительство Польши предпринимать шаги по либерализации иммиграционной политики, упрощению сопутствующих бюрократических процедур. Так, еще в 2012 г. Польша подписала с Украиной соглашение о социальном обеспечении, которое определяет принципы социальной защиты работников и выплаты пенсионных пособий для граждан обоих государств.

Подобное соглашение в феврале 2019 г. подписано и с Белоруссией, которая вслед за Украиной обеспечивает Польшу наибольшим количеством иммигрантов. Количество таковых, имеющих целью пребывания в Польше трудовую деятельность, на протяжении последних трех лет выросло втрое. Да и количество белорусов, изъявляющих желание постоянно проживать на территории Польши, выросло с 700 (в 2007-2013 гг.) до более чем 5000 (в 2017 г). На январь 2021 г. число граждан Беларуси, владеющих разрешением на проживание в Польше, составило около 28 тыс., из которых 15 тыс. имели разрешение на постоянное, а около 5,5 тыс. – на временное (до трех лет) пребывание. Большинство из них проживают в Подляском воеводстве на востоке страны. В девяти поветах воеводства белорусы составляют более 20% населения, более 8 тыс. живут в Белостоке [2]. Причины увеличения количества иммигрантов из этой страны, прежде всего, экономические. Большинство белорусов, оседающих в Польше, имеют польские корни. Можно предполагать, что в ближайшие годы иммиграция с этого направления в Польшу будет расти, учитывая тенденцию к воссоединению семей, высокую готовность работодателей к трудоустройству лиц белорусского происхождения, а также нестабильную социально-политическую обстановку в самой Белоруссии.

Немаловажным фактом является то, что, в соответствии с соглашением 2019 г., работающие в Польше белорусы, как и работающие в Беларуси поляки, могут пользоваться правами, предусмотренными законодательством этих стран, а также преимуществами изменений, касающихся пенсионного обеспечения (оплата налогов в стране, в которой данное лицо работает, независимо от местожительства; начисление пенсии с учетом стажа работы и согласно законам, действующим в данной стране; выплата пенсии в государстве проживания пенсионера).

Необходимо подчеркнуть, что для тех украинских и белорусских граждан, которые способны доказать свои польские корни, самой удобной дорогой к трудоустройству в Польше является получение Карты поляка, документа, подтверждающего связь ее владельца с польской нацией (не польское гражданство). Наличие Карты поляка наделяет иностранца рядом исключительных прав и льгот, позволяет бесплатно получить государственную разрешающую визу для многократного пересечения польской границы, бесплатно обучаться в вузах страны, начать в Польше легальную работу без необходимости получения на нее разрешения, вести хозяйственную деятельность на тех же условиях, что и польские граждане, а также дает право на получение пособия в случае переезда в Польшу.

В стране создан Фонд ADRA Poland, который предлагает комплексную помощь выходцам из Беларуси, в том числе психологическую и юридическую, а также консультации по таким вопросам, как поиск работы и жилья.

Согласно исследованиям, впервые за все время больше белорусов рассматривают выезд на заработки в Польшу (41%), нежели в Россию (30%), которая долгие годы была практически единственным направлением экономической иммиграции. Знание польского языка декларируют 12% белорусов, а 62% одобрительно относятся к Карте поляка [2].

Эпидемиологическая ситуация в 2020-2021 гг. и связанные с ней ограничения на поездки, с одной стороны, привели к тому, что из Польши выехали мигранты, которые не были официально трудоустроены, не работали вообще или работали на так называемых «мусорных» соглашениях (договоре- поручении или договоре по контракту), часто не предусматривающих страхование со стороны работодателя, с другой стороны, многих, кто ранее в большей степени использовал возможность временных миграций, побудила продлить свое пребывание в Польше. Напомним, что Польша одной из первых в Европе в 2020 г. отменила двухнедельный карантин для сезонных работников, приезжающих из Восточной Европы.

Существенную группу иммигрантов представляют чеченцы. Точное их количество в Польше неизвестно, так как обычно они имеют российское гражданство. По оценке ведомства по делам миграции и беженцев, в стране в настоящее время проживают до 20 тыс. чеченцев [7]. Причины иммиграции в Польшу чеченцев имеют иной характер, чем в случае украинцев и белорусов. Большинство из них прибыли в девяностые годы, получив статус беженца. Польша охотно принимала их, поддерживая тем самым Чечню в ее борьбе за так называемую независимость. Сегодня чеченцы, претендующие на получение в Польше убежища и признания беженцем, чаще всего получают отказ. После окончания войны в Чечне обьяснение причин выезда из своей страны отсутствием общей безопасности, насилием и бесправием для польских властей не являются весомым основанием. Больше шансов на получение убежища имеют женщины – жертвы домашнего насилия, а также преследуемые у себя на родине представители ЛГБТ и оппозиции.

Следует отметить, что и сами поляки со временем поменяли свое отношение к чеченцам – от дружеского, доброжелательного, сочувственного до полного неприятия и даже враждебности. Чеченская диаспора рассматривается поляками как одна из возможных угроз для безопасности и ассоциируется с терроризмом и преступностью. Многочисленные сообщения в СМИ об участии чеченцев в террористических актах на территории различных европейских государств, задержание и арест Агентством внутренней безопасности в 2018 г. нескольких граждан России чеченской национальности за сотрудничество с ИГИЛ («ИГИЛ», террористическая группировка, деятельность которой запрещена в России, – прим. ред.), а также за участие в рядах этой организации в боях на территории Ирака и Сирии способствовали этому. Образ борца за свободу, каким воспринимался чеченец, сменился на образ исламского террориста. Кроме того, согласно отчетам правоохранительных органов, часть чеченских мигрантов непосредственно связана с преступностью. Они особенно активны в незаконном обороте наркотиков, организованном воровстве, шантаже и вымогательствах. В связи с этим не удивляет факт, что поддержка чеченцев и симпатия к ним поляков с 61% в 1995 году упала до 28% в 2011 году (актуальные данные отсутствуют) [7].

Сложно говорить о единой модели интеграции беженцев из Чечни, но можно найти некоторые закономерности в адаптации, характерные для этой диаспоры. В больших городах, например в Варшаве, Лодзи, где легче найти работу, многие чеченцы, которые работают, главным образом в торговле, отправляют детей учиться и сами пользуются возможностями обучения, которое предлагают различные организации и волонтеры. Опыт показывает, что молодые чеченцы из бедных многодетных семей могут избежать в будущем бедности с помощью образования, интегрироваться со своими польскими сверстниками и искать работу наравне с ними. Процессы адаптации и интеграции в небольших городах, таких как Ломжа, выглядят иначе, чем в крупных. Основная проблема заключается в отсутствии постоянной работы и низких доходах. Найти работу здесь очень сложно не только потому, что работодатели предпочитают нанимать людей с польским гражданством или иностранцев, владеющих польским языком, но и потому, что найти работу в этих регионах просто сложно. Многим семьям трудно выжить без дополнительной помощи соотечественников в Польше с Запада или из Чечни. Для большинства чеченцев Польша – транзитная страна. Из первой волны чеченских иммигрантов (около 90 тыс.) в Польше остались 7-8 тыс. человек. Большинство выехали в Австрию, Норвегию, Данию, Чехию, некоторые вернулись в Россию. В настоящее время целью чеченцев являются Бельгия, Франция, Германия [5].

Часть иммигрантов в Польшу предоставляет Германия (на 1 января 2021 г. – 20,5 тыс.) [6]. Мотивы иммиграции этой группы не имеют экономического характера. Доминируют личные и семейные мотивы. Некоторые из них, решившие выехать в Германию в период социалистической ПНР (в 1946-1989 гг.) в результате неблагоприятного в стране политического климата по отношению к лицам, позиционирующим себя как лиц немецкого происхождения (учитывая желание эмиграции из Польши), или эмигрировавшие в последующие годы польские «немцы», т.е. силезцы, мазурцы, поморцы, теперь возвращаются, чтобы жить на пенсии в Польше. В настоящее время, однако, среди иммигрантов из Германии преобладают молодые люди, с хорошим образованием, которые воспринимают Польшу как интересную с точки зрения условий и культуры страну, предлагающую другой, менее рестриктивный стиль работы, создающий меньше бюрократических барьеров бизнесу. Многие, приехав сюда в качестве менеджеров германских фирм, открывавших в Польше свои филиалы, создали здесь семью и остались. Они работают для немецких или международных клиентов, некоторые параллельно развивают собственный бизнес. Решение об иммиграции для них не было вынужденным, а добровольным, и это сказывается на взаимовосприятии немцев и поляков. Немцы охотно изучают польский язык, знакомятся со страной и ее культурой, интересуются политической и общественной жизнью, имеют собственное мнение о происходящих событиях.

Отдельно следует сказать об иммиграционных потоках из стран Азии. Сегодня одно из самых многочисленных иммиграционных сообществ, населяющих Польшу – вьетнамцы. Корни этой иммиграции лежат еще в пятидесятых годах прошлого столетия. Благодаря помощи стран Варшавского договора вьетнамские студенты и аспиранты получили возможность покинуть свою страну, обьятую войной с США, и продолжить обучение, в том числе в польских вузах. Те, кто решил остаться, начали работать, создали семьи, вырастили своих детей и дали им образование, со временем ассимилировались с польским обществом. Именно они и их потомки сегодня составляют элиту вьетнамцев, проживающих в Польше. Некоторые из них, как например Тао Нгок Ту, закончивший в восьмидесятые годы Гданьский политехнический институт и основавший компанию Tan-Viet, которая сегодня является одним из крупнейших импортеров и дистрибьюторов восточных продуктов в Польше, вошел в список 100 самых богатых поляков. В последнее десятилетие ХХ века началась и продолжается до сегодняшнего дня новая волна иммиграции из Вьетнама – массовая и гораздо более разнообразная в социальном плане. В настоящее время в Польше, согласно данным Главного статистического управления, около 11 тыс. вьетнамцев, которые на январь 2021 г. имели действующий вид на жительство [6], большинство в Мазовецком воеводстве и в Варшаве. Однако эти цифры не отражают реальную численность вьетнамских иммигрантов в Польше, т.к. статистика не учитывает лиц, въехавших по визам и, прежде всего тех, кто находится здесь нелегально. В зависимости от источников, вьетнамская община в Польше может насчитывать от 25 до 60 тысяч человек. Более 42% вьетнамских мигрантов заняты в торговле, в гастрономии (киоски с восточной кухней, бары быстрого питания) и в сфере услуг (салоны красоты, массажные кабинеты, пошив и ремонт одежды), некоторые из них ведут собственную хозяйственную деятельность; 8,2% – рабочие и ремесленники; 8,2% – средний технический персонал; 5,5% – офисные работники; около 2% – специалисты и 0,32 % – ИТ-специалисты [8]. В Польше у вьетнамцев есть свои социальные и культурные учреждения, которые время от времени организуют различные мероприятия, пропагандирующие вьетнамскую культуру. У них есть веб-порталы, такие как danchimviet.info, издаются собственные газеты. Вьетнамцы охотно отдают своих детей в детские сады и школы.

В Польше насчитывается около 7,1 тыс. представителей Китая, имеющих право официального пребывания на территории Польши [6]. Новые эмигранты сильно отличаются от предыдущих. Большую их часть составляют дипломированные специалисты, интеллигенция, богатые китайцы, видные деятели культуры. Из страны уезжают те, кто адекватно оценивает свои возможности и точно знает, как их работоспособность, умения и знания будут оценены в развитых западных странах. Помимо этого существует боязнь потерять нажитый капитал и имущество по причине политической нестабильности в стране и слабо отрегулированных законов. Китайцы традиционно живут в собственных закрытых сообществах и не проявляют склонности к интеграции в польское общество. Существует высокая вероятность их перемещения из Польши в более развитые страны Евросоюза.

В течение последних лет Польша стала привлекательным государством для граждан Индии. По данным Главного статистического управления Польши, на 1 января 2021 г. среди иностранцев, имевших действующий вид на жительство, граждане Индии составили 9,9 тыс. [6]. Многие индийцы поступают в польские вузы и не планируют в дальнейшем менять место жительства. Агентства – посредники по трудоустройству, а также польские консульские службы сообщают, что, по крайней мере, 30 тыс. граждан Индии, изьявляют желание в ближайшие годы иммигрировать в Польшу. Дело не только в том, что эти иностранцы хотят приехать в Польшу, но и в том, что польским предпринимателям нужны работники более дешевые, чем поляки или украинцы. Особым спросом пользуются работники физического труда, курьеры – доставщики еды, повара, швеи. Многие работодатели нанимают из числа индийцев также специалистов, в том числе в области информационных технологий. Индийцы трудолюбивы, что является их большим достоинством. Они ценят то, что делают. Этот подход основан на философии индуизма, которая гласит, что надо наслаждаться тем, что есть, чтобы жить лучше в следующей жизни. Индийцы, как правило, довольны и работой, и страной. Правда, в польском обществе существуют опасения, что после вступления в силу закона о рынке труда, который расширит перечень стран, граждане которых смогут работать в Польше на основании декларации работодателя, приедут все те, кто не нужен в Индии, потому что люди с капиталами стремятся уехать в развитые западные страны, такие как Великобритания и Канада, а в Польшу устремятся толпы нищих обитателей трущоб.

Другие группы преселенцев из Азиатского региона – это граждане Лаоса, Камбоджи, Малайзии, Монголии, Таиланда, Кореи, Тайваня. Растет поток иммигрантов из Турции, Ирака, Азербайджана, Грузии, Узбекистана. В отношении многих из них трудно однозначно сказать, являются ли они «политическими беженцами» или «скрытыми экономическими мигрантами». Выходцы из этих стран стремятся жить компактно, поддерживают тесные связи с соотечественниками, оказывают друг другу взаимопомощь, что, по мнению социологов, объясняется тем, что переселенцы, принадлежащие к другой культуре, не будучи до конца принятыми в новом обществе, испытывают страх перед новой действительностью и для преодоления этого страха ищут поддержку среди «своих».

Поскольку Польша – член ЕС, желающих получить заветный паспорт с каждым годом становится больше. Для тех, кто собирается кардинально поменять свою жизнь, эта страна является довольно привлекательным вариантом. Здесь можно получить образование, легально трудоустроиться, привезти семью и детей. При этом можно рассчитывать на определенную социальную поддержку. Однако следует отметить, что Польша не готова открыть свои границы для многочисленных иммигрантов, прибывших и прибывающих в Евросоюз из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Причин тому много. Это не столько отсутствие исторических, культурных, общественных, религиозных связей с этими государствами, сколько многочисленные примеры в странах Западной Европы, свидетельствующие о нарастании межнациональных конфликтов, росте этнической преступности, нежелании выходцев из этого региона работать и с уважением относиться к обычаям и традициям коренного населения.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в самом польском обществе нет единства по этому вопросу. С одной стороны, вклад трудовых мигрантов в экономику страны, с другой стороны, преступления, совершаемые отдельно взятыми мигрантами, или политика диаспор, идущая вразрез с интересами польского общества. С одной стороны, боязнь общества, что оно не справится с ассимиляцией переселенцев, что в долгосрочной перспективе действующая миграционная политика пойдет этому обществу во вред. С другой стороны, сами же члены этого общества, представители бизнеса, власти, видят несомненную выгоду для государства от присутствия в Польше трудовых мигрантов. В то же время общество едино в том, что для него предпочтительны мигранты из стран, близких Польше в плане менталитета, культуры, языка, обычаев, религии, правовой организации государства. Предпочтительны мигранты, открытые для интеграции с польским обществом. При этом замкнутые, отрицающие и не уважающие существующий уклад жизни польского государства, переносящие на его территорию свои устои, обычаи и законы иммигранты не желательны. Такая позиция общества страны-реципиента абсолютно нормальна и понятна.

 

Список литературы:
1. A.Łada Fascynacja. Miłość. Przypadek. Niemieccy migranci w Polsce [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pomerania.net/dokumente/pl (дата обращения: 20.05.2021).
2. Białorusini o Polsce, Rosji i o sobie. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.osw.waw.pl 29.01.2021 (дата обращения: 21.05.2021).
3. Cudzoziemcy w Polsce po 2020 r. Raport [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://udsc.gov.pl 28.01. 2021(дата обращения: 21.05.2021).
4. Fakty i mity o ukraińskiej migracji zarobkowej do krajów grupy wyszehradzkiej [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://naszwybir.pl 06.2019 (дата обращения: 22.05.2021).
5. Imigranci w polskiej gospodarce – raport z badań ankietowych [Электронный ресурс] – Режим доступа:ttps://www.nbp.pl 2020. (дата обращения: 22.05.2021).
6. Statystyki polskie. Dokumenty. Mapa. Rok20 [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://migracje.gov.pl/ 2020 r.   (дата обращения: 23.05.2021).  
7. Społeczeństwo polskie wobec diaspory czeczeńskiej [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.researchgate.net.pl 03.2020 (дата обращения: 24.05.2021).
8. Warszawscy Wietnamczycy [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://warszawa.naszemiasto.pl 01.2019
9. Większość Polaków za przyjmowaniem uchodźców [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rp.pl 22.02.2021(дата обращения: 25.05.2021).