Влияние «массовой культуры» на культуру денежных отношений: критический анализ
Секция: Социология культуры
XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Влияние «массовой культуры» на культуру денежных отношений: критический анализ
The influence of "mass culture" on the culture of monetary relations: a critical analysis
Cyril Korol
graduate student of the Socio-Economic Institute of the Russian Economic University. Plekhanov, Russia, Moscow
Аннотация. В статье анализируется влияние средств массовой информации на формирование ценности денег. Поднимается проблема негативного влияния телепередач на формирование потребительских предпочтений. Приведены данные по результатам авторского анализа. Проведена связь между авторскими аналитическими данными и статистическими данными Госиндекса.
Abstract. The influence of the mass media on the formation of the value of money is analyzed in the article. The problem of negative influence of TV programs on the formation of consumer preferences is considered. The results of the author’s analysis are given. The link between author’s analytical data and statistical data of the StateIndex is shown in the article.
Ключевые слова: массовая культура; культура денежных отношений; ценность; стереотип; СМИ.
Keywords: mass culture; cash culture; value; stereotype; mass media.
Денежные отношения всегда были важным элементов в повседневной жизни человека во все времена, с момента появления денег. Со временем культура в мире, эволюционирует. В современном мире к изменениям причастны масс-медиа. Стираются культурные границы, меньше транслируется элитарная, народная культура и отдается большее предпочтение культуре массовой.
Явление «массовой культуры» с позиции его значимости в формировании современной культуры имеет разную оценку среди ученых. В связи с уровнем приближённости к элитарному или популистскому типу мышления ученые склонны рассматривать его либо как общественную патологию, признаком вырождения сообщества, либо, напротив, значимым условием его нормального, здорового состояния [3].
Приверженцами первой идеи были О. Шпенглер [3], Э. Фромм [6], Н.А. Бердяев [2]. Другой точки зрения были такие ученые, как Л. Уайтом [7] и Т. Парсонс [4]. Критический подход к «массовой культуре» подводит к её нареканиям в пренебрежении традиционным наследием культуры. Массовая культура может быть инструментом осмысленного манипулирования человеком; может подчинять и унифицировать независимую индивидуальность человека; может привести к её отчуждению от реальности; отвлечь общество от главных жизненных позиций–религиозно-фактического изучения общества.
На границе XIX-XX столетий стало характерным массовизация жизни общества, которая проникла во все сферы: экономическую, политическую, социальную. Особая значимость общества в разных областях его существования проанализирована в мировоззренческих сочинениях XX столетия. К примеру, социолог Д. Белл в своем труде «Конецидеологии» характерными чертами современного общества определяет появлением массового производства [1].
Убеждение, ассоциативные ряды, стериотипизация и другие методы, используемые в СМИ, формируют модели поведения, как конкретного человека, так и общества в целом. Они могут создавать ложные потребности и ценности. В свою очередь, эти ценности играют важную роль в распределении ресурсов, обществом, то есть, оказывают влияние на отношение к деньгам.
Если проанализировать характер телепередач в период с 60-х – 80-х годов, то можем проследить следующее соотношение: 52% – составляли телепередачи развлекательного характера, 26% – познавательного характера, 16% – политического и 6 % – новостного [13]. Причем, часть телепередач познавательного брали на себя функции морально-нравственного воспитания. Например, передача «От всей души» – повествовала о непредсказуемых и сложных судьбах советского человека, а целью «Контрольной для взрослых» была идея показать процесс становления личности.
На сегодняшний день, проанализировав список телепрограмм можно вывести следующие соотношения: количество программ развлекательного характера с 52% увеличилось до 69%, познавательного характера уменьшилось с 26 до 16%, количество политических передач уменьшилось с 16% до 12% и новостных передач сократилось с 6% до 3%.
Нужно отметить, что некоторые телепередачи берущие свое начало из советского телевидения транслируются и сегодня, например, «КВН» или «Играй гармонь любимая», но их качественное содержание намного отличается от «новых» развлекательных программ. Программа «Еда, я люблю тебя», с одной стороны это обыкновенное, кулинарное тревел-шоу и путеводитель по достопримечательностям всего мира, с другой стороны в ней присутствует ряд приемов, которые провоцируют людей на покупку тех или иных товаров. Телевидение воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия – на зрение и слух. Большое количество и постоянное муссирование определенного характера передач способствует программированию общества, принятию конкретной модели поведения и тех или иных ценностей. В зависимости от ценностей, общество начинает перераспределять все свои ресурсы.
В России имеется много конкурирующих между собой телеканалов и радиостанций и основной особенностью их борьбы является отделение концепций своих программ. Таким образом, масс-медиа подчеркивают свою уникальность перед другими каналами, однако, несмотря на это некоторые компании транслируют схожие по содержанию программы. К таким телеканалам относятся ОРТ, РТР и НТВ. Ярким примером этого является «Точь в точь» (ОРТ), в ответ на которую РТР выпустило аналогичную программу «Один в один».
Кроме того, многочисленные каналы (ОРТ, РТР, НТВ, СТС) транслируют бесконечные сериалы, затрагивающие одни и те же темы (темы любви, измены, проблем отцов и детей). Огромный поток однотипной информации способствует развитию такого приема манипулирования, как «повторение».Неоднократный повтор той или иной информации, необходим для того, что бы она отложилась в памяти общества. Первоначально информация надежно фиксируется в подсознании слушателей (зрителей), а затем начинает воздействовать на их сознание, а, следовательно, будет влиять на поведение людей, через заложенные в него ценности.
Воздействие телевидения, среди всех остальных масс-медиа, имеет преимущество в области влияния на сознание человека и общества. Идет более глубокое восприятие чувств за счет взаимно дополняемых визуальных и слуховых восприятий.
К концу рабочего дня люди особо подвержены влиянию СМИ. В зависимости от физиологических особенностей и физического состояния, состояние отдельного человека может характеризоваться как заторможенное или перевозбужденное. Степень раздраженности нервной системы прямо-пропорционально зависит от тяжести трудового дня. При просмотре телевизора или прослушивании радио, не имея возможности обратной связи, человек превращается в «приемник». При проведении времени перед масс-медиа, находясь в состоянии возбуждения, не ощущая давления со стороны, человек передаёт управление психическими процессами. Тогда создается вероятность формирования стереотипов, которые в дальнейшем определят ценностные ориентиры, как отдельного человека, так и общества в целом.
Ценности являются ключевым показателем отношения общества к окружающей действительности, и их изменение влияет на поведение общества, тем самым способствуют развитию призмы восприятий, как к определенным вещам, так к определенным ситуациям. Получается, СМИ могут повлиять на изменение отношения к деньгам как таковым, так и к вещам, которые можно за эти же деньги приобрести.
Опасность данного явления представляется в том, что влияние – масс-медиа может способствовать:
- обесцениванию денег у личности, что приведет его к расточительности или же поменять ценностные ориентиры мотивирующие личность к приобретению материальных благ, удовлетворяющих потребности человека и общества, находящихся на более низком уровне. На сегодняшний день прослеживается тенденция насыщения телевизионных эфиров передачами, проектами и фильмами, содержанием которых является еда.
Выявление тенденции было по итогам проведения анализа списков телепередач с 2003года. С 2003 по 2007г. в эфир вышло 12 кулинарных телепередач, с 2008 по 2012г. было выпущено 29 передач, с 2013 по 2017 г. – 47 телепередач [10]. Количество создаваемых кулинарных проектов увеличивается примерно в 2 раза каждые 5 лет. Так же, с 2002 г. наблюдается увеличение процента людей страдающих лишним весом. Если в 2002 году количество людей с лишним весом составляло 11%, то в 2016 эта цифра увеличилась до 24% [9].
- изменению ценностных ориентаций, относительно способов получения денег. В настоящее время на телевидении создана прекрасная аудиторная видеоплощадка, с помощью которой ретранслируются меркантильные идеи, извлечение прибыли любыми способами и методами. Аудиторией передач, пропагандирующих деньги и богатство как высшая жизненная ценность является молодежь. Жанр подобных программ – реалити-шоу. С 2003 по 2005 г. вышло 8 реалити-шоу. Призы достигали 10 млн рублей. С 2006 г. по настоящее время выпущено 7 новых реалити-шоу [12]. В большинстве реалити-шоу представлена молодежная субкультура, которая проецируется молодыми зрителями на собственную жизнь.
Следует отметить, что экономические и социальные потрясения в стране сказывается в первую очередь на населении, которое в связи с этим начинают искать иллюзорные способы улучшить свое материальное состояние. К одному из способов решения финансовых трудностей относят лотереи. В советский период на экранах телевизоров появилось «Спортлото», в связи с чем, интерес к лотерее носил спортивный характер. Наблюдение за результатами лотереи приравнивалось к просмотру футбола или хоккея. В настоящее время, лотерею в таком качестве трудно представить. В современных условиях данный способ получения денег достаточно распространен и показывает тенденции роста. Количество проданных лотерейных билетов за 2016 год выросло на 46%. В денежном эквиваленте динамика выглядит следующим образом: увеличение продаж в 2015 году на 24,4%, а в 2016 году – на 115% [11]. Рост продаж лотерейных билетов обусловлен маркетинговой и рекламной активностью организаторов. Рекламные акции лотерей вызывают у населения все большее желание решить материальные трудности этим способом, тем более что отрасль регулируется государством.
Можно сделать вывод, что следствием перенасыщения масс-медиа такого рода телепередач, является перераспределение ценностных ориентиров. Проведенный анализ показал, что общество отдает предпочтение удовлетворению физиологических потребностей потребностям в самовыражении. С изменениями в шкале потребностей, у общества приобретают ценность одни блага и утрачивают другие. Соответственно ценность денег будет изменяться обратно пропорционально ценностям благ. При изменении в мотивах распределения денежных средств, меняется само отношение к денежным средствам. Извлечение прибыли любыми путями в конечном итоге приводит к дезориентации и разрушению традиционных ценностей российского общества и серьёзно подрывает его развитие.