Статья:

Миграционный потенциал предпринимателей: региональный аспект

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Экономическая социология и демография

Выходные данные
Инджигoлян А.А., Ескожин Е.Б. Миграционный потенциал предпринимателей: региональный аспект // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 18-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Миграционный потенциал предпринимателей: региональный аспект

Инджигoлян Анжела Алванoвна
кандидат coциoл. наук, дoцент, Карагандинский Гocударcтвенный университет им. Е.А. Букетoва, Казахcтан, г. Караганда
Ескожин Ерканат Болатович
магистрант, Карагандинский Гocударcтвенный университет им. Е.А. Букетoва , Казахcтан, г. Караганда

 

Migratory potential of the entrepreneurs: regional aspect

 

Anzhela Injigolyan

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Karaganda State University them. E.A. Buketova - Kazakhstan, Karaganda

Erkanat Yeskozhin

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Karaganda State University them. E.A. Buketova - Kazakhstan, Karaganda

Аннoтация. В данной статье приводятся анализ миграционного потенциала среди предпринимателей на примере отдельного региона. Миграционные настроения это один из факторов, влияющих на развитие социального института предпринимательства. Представленный анализ результатов исследования базируется на репрезентативной выборке и высокой надёжности полученных данных. На базе приведенных результатов сделаны выводы относительно перспектив и вектора миграционного потенциала Атырауской области.

Abstract. From this perspective, the migration patterns of potential migrants are based on the region 's region. Migration regulations are one of the factors that affect the development of the social institute of entrepreneurship. The analyses of the research's results are based on the representative sample and high definition data received. Based on the findings of the results, the prospects and vectors of the migration potential of the Atyrau region has been made.

 

Ключевые cлoва: миграция; предприниматели; малый и средний бизнес; экономика; скрининг; миграционный потенциал.

Keywords: migration; entrepreneurship; small and medium business; economy; screening; migration capacity.

 

Развитие и распространение предпринимательских ценностей и моделей поведения среди экономически активного населения, особенно молодёжи, является одним из важнейших направлений модернизации казахстанского общества.

Формирование предпринимательства как образа жизни решает задачи повышения интеллектуального потенциала нации и усиления конкурентоспособности нашей страны [1, с. 43-44].

Категория «образ жизни» пока остаётся в социологической науке мало изученным явлением. Попытка научного обобщения этого термина и применения его для анализа современной повседневной жизни молодёжи была предпринята в работах нескольких отечественных авторов, в том числе по изучению влияния Интернет на образ жизни молодёжи [2, с. 120], а так ж влияние социального проекта Министерства образования и науки РК, Всемирного Банка «Жаспроджект» на изменения роли ценностей предприниматества в структуре идентичности молодежи в РК [3, с. 97]. 

Предпринимательство в Казахстане имеет непродолжительную историю своего развития и все ещё находится в процессе институционализации, обретения своей роли и места.

Существенными препятствиями для развития предпринимательства является ряд нерешённых мировоззренческих и правовых вопросов, в том числе такие как негативное, стереотипное отношение к целям и ценностям предпринимательской деятельности среди некоторых групп населения, происхождение которых связано с «номадической культурой» [4, с. 231], проблема разграничения зон социальной ответственности между предпринимателями, государством и обществом. 

В настоящее время государство стремится создать все условия для благоприятного экономического климата для предпринимателей [5, с. 26]. 

Одним из вспомогательных инструментов мониторинга итогов реализации программ поддержки развития бизнеса, является социологическое исследование.

Так с целью изучения структуры предпринимателей и их миграционных ориентаций в 2018 году региональным представительством Национальной палаты предпринимателей Атырауской области «Атамекен» было проведено комплексное исследование – «Скрининг Атырауской области для ускоренного экономического развития области» [6]. 

Целью проведения исследования стала необходимость поиска и выявление потенциала региона по дальнейшему расширению предпринимательской инициативы и массовому развитию частного предпринимательства в области, выявлению потенциальных ниш для предпринимательства, диагностика потребностей действующих субъектов бизнеса, распространённость миграционных настроений среди наиболее экономически активной части населения, векторы и направления предполагаемой миграции.

Атырауская область - один важнейших экономических регионов страны.  Экономика области имеет нефтегазосервисную направленность.

В регионе большое количества предприятий с государственным участием, что, часто, скорее препятствует развитию малого и среднего бизнеса в регионе.

На диагностику и поиск путей изменения ситуации посредством стимулирования развития малого и среднего бизнеса и было проведено текущее исследование.

В исследовании был использован метод опроса населения, проживающего в Атырауской области. Респонденты в исследовании были поделены на две большие группы, представляющие интерес с точки зрения различий в моделях экономического поведения.

Это, прежде всего обычные жители региона – представители домохозяйств области, которые были опрошены методом подворового обхода десяти процентов от общего количества домохозяйств с целью получения полной и достоверной информации о потребностях населения, их половозрастной структуре, количестве членов семьи, доходах, типу занятости, имеющейся профессии, сложившихся навыков, основных проблем в сфере доступности и качестве здравоохранения, образования, транспорта, связи, наличии кредитов и свободных средств, выявление необходимости объектах социальной и производственной инфраструктуры, миграционных настроениях.

В качестве второй группы населения, подлежащих опросу, выступили предприниматели, владельцы действующих предприятий. Опрос предпринимателей проводился с целью получения полной и достоверной картины о финансовой хозяйственной деятельности компании, её возрасте, количестве сотрудников, кредитной нагрузке, сбытовых цепочках, откуда, куда и по какой цене сбывается продукция, какие меры государственной поддержки необходимы, в какие ниши предприниматели готовы вкладываться и развивать, наличии миграционного потенциала деловой среды.

Любое социологическое исследование ставит себе целью описать, получить недостающую информацию по изучаемому вопросу, разработать рекомендации по изменению проблемной ситуации.

В процессе исследования была собрана ценная, достоверная информация, представляющая интерес для всех хозяйствующих субъектов.

В исследовании было опрошено 10% домохозяйств – всего 1451 домохозяйств, в которых проживает около 6400 человек, и 2996 предпринимателей в разрезе 8 населённых пунктов (города Атырау и Кульсары, и другие 6 районных центров). 

Как показали результаты опросов представителей домохозяйств в 51% случаев (то есть некоторое большинство) главами домохозяйств являются женщины. В целом, можно отметить экономическую устойчивость домохозяйств, вовлеченность в рыночные отношения и диверсифицированность видов деятельности.

Более половины респондентов отмечают отсутствие проблем с работой, каждый третий опрошенный, однако, ответил, что найти работу в регионе проживания довольно проблематично.

Три четверти респондентов живут удовлетворительно и имеют все необходимое для жизни. Пятая часть населения отмечают, что вынуждены «только сводят концы с концами». При этом, почти половина населения отмечают ухудшение условия своей жизни по сравнению с последним годом.

По итогам исследования можно сравнить уровень миграционных настроений среди предпринимателей – жителей Атырауской области, в целом, и г. Атырау, в частности.

Подавляющее большинство жителей Атырауской области не желает переезжать куда-либо. Из 14% желающих переехать, 32% хотят уехать в областной центр – г. Атырау.

Причинами отъезда являются: экологические условия, низкий уровень дохода и невозможность устроиться на работу. В отношении перспектив развития малого и среднего предпринимательства и возможностей его роста –  66% опрошенных респондентов не готовы открывать собственное дело, что говорит о слабой информированности людей о таких возможностях.

Подавляющее большинство жителей областного центра – г. Атырау не желает переезжать куда-либо. Из 34% желающих переехать – 26% хотят переехать в пределах своего района в Атырау.

Причиной отъезда является экологические проблемы, отсутствие собственного жилья, низкий уровень доходов.

Таким образом, результаты исследования показали, что миграционный потенциал Атырауской области составляет до 14% населения, вектор миграции носит преимущественно внутриобластной характер и обусловлен стремлением жителей повысить уровень жизни и найти более высокооплачиваемую работу.  

 

Cпиcoк литературы:
1. Инджигoлян А. А., Еcкoжин Е. Б. Единcтвo и кoнcoлидация нации как уcлoвие уcпешнoй реализации целей и задач прoграммы «РуханиЖанғыру» // Научный фoрум: юриcпруденция, иcтoрия, coциoлoгия, пoлитoлoгия и филocoфия. Cбoрник cтатей пo материалам XXVII междунарoднoй научнo-практичеcкoй кoнференции. – Мocква, 2019. – C. 42-48.
2. Инджиголян А. А. Социология Интернета. – Караганда: «Санат», 2006. –158 с.
3. Injigolyan A.A., Tanirbergenov S.S. Experience of the project of youth Zhasproject initiatives in the context of searching new models of socialization of the Kazakhstan youth // Education & Science Without Borders. 2018. Volume 9, Issue 17. P. 95-97.
4. Инджиголян А.А. Особенности формирования системы социального знания на примере нарратива о номадизме в постсоветском Казахстане // Вестник СПбГУ. – 2010. – Серия 12. – Вып. 4. – С.230-235.
5. Injigolyan A.A, Ahmetzhanov A.M. Institutionalization of management consulting bu analyzing consulting companies' sites in Kazakhstan// Education and Science Without Borders. 2013. Volume 4, Issue 8. P. 25-28
6. Свободные ниши для бизнеса. Результаты скрининга в Атырау// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atameken.kz/ru/news/31493-svobodnye-nishi-dlya-biznesa-v-atyrau-prezentovali-rezul-taty-skrininga (дата обращения: 23.05.2019)