Статья:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социология управления

Выходные данные
Самсонова Е.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(59). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 22-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самсонова Евгения Андреевна
аспирант, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

PROFESSIONAL WELL-BEING OF UNIVERSITY TEACHERS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY

 

Evgeniya Samsonova

Postgraduate student, Siberian Institute of Management - Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В современном мире все большее внимание уделяется профессиональным компетенциям специалистов, в т.ч. высокие требования предъявляется к преподавателям. Современный преподаватель в вузе должен обладать многообразным «портфелем» знаний, умений, навыков и владений, с уникальной скоростной способностью все современное адаптировать под предъявляемые требования и особенности образовательного процесса. Цель статьи рассмотреть возможность влияния условий труда и иных факторов, оказывающих влияние на самочувствие и работоспособность преподавателей. В ходе проведенного анализа, было выявлено, что профессиональная образовательная среда оказывает «прямое» воздействие на самочувствие, а в последующем и на качество преподавания. Соответственно, для поддержания качества и работоспособности преподавателей, руководителям вузов необходимо просчитывать и учитывать факторы, оказывающие воздействие на профессиональную работоспособность сотрудников и корректировать модель управления в вузе.

Abstract. In the modern world more and more attention is paid to the professional competences of specialists, including high requirements for teachers. Modern university teacher should have a diverse "portfolio" of knowledge, abilities, skills and possession, with a unique speed ability to adapt all the modern to the requirements and peculiarities of the educational process. The aim of the article is to consider the impact of working conditions and other factors affecting the well-being and performance of teachers. During the analysis, it was found that the professional educational environment has a "direct" impact on the well-being and subsequently on the quality of teaching. Accordingly, to maintain the quality and performance of teachers, university managers need to calculate and consider the factors that affect the professional performance of employees and adjust the management model in the university.

 

Ключевые слова: профессиональное самочувствие; выгорание; преподаватели вузов; образовательная среда; качество профессиональной деятельности.

Keywords: professional well-being; burnout; university teachers; educational environment; quality of professional activity.

 

Современные условия труда, нововведения в системе образования, возрастающие требования к профессиональной деятельности диктуют необходимость изучения вопросов поддержания и улучшения профессионального самочувствия, работоспособности преподавателей вузов. Под социально-профессиональным самочувствием традиционно понимается интегральная характеристика личностного отношения к профессиональной деятельности, субъективное переживание различных ее сторон [6]. Определяется как соотношение между уровнем притязаний человека и их реализацией в профессиональной деятельности. Таким образом, при рассмотрении самочувствия преподавателя в современных условиях, можно также рассматривать самоопределение преподавателей. Под профессионально-педагогическим самоопределением педагога рассматривают самоидентификацию относительно социальных норм, культурных традиций педагогической деятельности и реализацию обретенных личностных смыслов в профессиональном труде [5].

Переход на цифровую образовательную среду ставит перед профессорско-преподавательским составом задачи адаптации к новым технологиям, совершенствования в профессиональной деятельности, а также овладения компетенциями перехода от традиционных форм обучения к смешанному и электронному, отличных от традиционных форм обучения.

Можно выделить три основных условия современной образовательной среды:

  • подготовка профессиональных кадров по востребованным на рынке труда направлениям и обладающих высоким уровнем компетентности и готовыми к социальной мобильности в широком контексте;
  • развитие научно-педагогического потенциала вуза;
  • совершенствование профессиональных компетенций кадрового состава.

Общепризнанно, что качественная подготовка будущих специалистов в большей степени зависит от возможностей и потенциала кадрового состава вуза. Профессиональная деятельность преподавателей многогранна, охватывает большой спектр задач и широкий круг должностных обязанностей.

Профессиональная деятельность преподавателей требует не только напряженной интеллектуальной деятельности и развитых психофизиологических способностей, но и находится под влиянием социальных, экономических, политических факторов. Рассмотрение влияния требований среды и личностных потребностей на самочувствие и работоспособность профессорско-преподавательского состава показывает, что оно не зависит от занимаемой должности и имеет как положительное, так и отрицательное значение (табл.1).

Таблица 1.

Факторы влияния образовательной среды на самочувствие преподавателей вузов

Факторы

Требования к ППС

Профессиональная деятельность

Личностные потребности

Социальные

Требования ФГОС ВО [2] и профессионального стандарта [3].

 

Выполнение учебной нагрузки, аттестация.

 

Материальное благосостояние (достойная оплата труда и социальная защищенность).

Образовательные

Требования образовательной среды (дидактические, технологические и др.)

Выполнение внеадиторной нагрузки (УМР, НИР, воспитательная

и т.д.).

Самостоятельность

в профессиональной деятельность (академические свободы).

Мотивационно-личностные

Мотивация к совершенствованию, повышению квалификации, развитию компетенций.

Требования к состоянию здоровья (профессиональная пригодность).

Поддержание

на должном уровне научно-педагогического потенциала

в предметной области

Выполнение текущих поручений

и распоряжений руководства.

Профессиональный рост (в должности, статусе и т.д.). Профессиональное развитие (овладение новыми технологиями, методами преподавания).

 

Психологические

Сдержанность эмоций, контроль напряжения, коммуникативные навыки и грамотное предотвращение конфликтных ситуаций

Сохранение самообладания и оставаться для студентов примером в личностном плане.

Совершенствование профессионального и личностного потенциалы, успешность его труда могут быть раскрыты через психологическое здоровье. Поддержание роли и самооценки.

 

Согласно мнению Л.В. Русских, дополнить факторы влияния системы образования, можно влиянием на комфортность бытия, удовлетворенность содержанием труда и жизненные ценности [4].

Данные факторы влияют на образ жизни, режим работы, психофизическое состояние и удовлетворенность трудом, что влечет изменения профессионального самочувствия и настроя на работу в целом. Перечисленные условия оказывают двоякое воздействие: приводят либо к росту заинтересованности преподавателя и стремлению продолжать развиваться в данной сфере, либо потере интереса к профессиональной деятельности и ее смене. Отрицательная сторона действия таких условий – формирование трудоголизма и гиперответственности, переутомление, эмоциональное и физическое истощение в стремлении соответствовать требованиям. В результате двоякого воздействия необходимо особое внимание уделить профессиональному здоровью как стратегической проблемы. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире [1]. Перечисленные факторы оказывают воздействие на все формы здоровья – физическое, психическое, профессиональное.

Вместе с тем, можно выделить и положительное влияние изменений в образовательной среде, к которому относится формирование профессионально важных личностных качеств: силы воли, дисциплинированности, ответственности, решительности, оперативности и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная среда обязывает преподавателей постоянно совершенствоваться во всех направлениях, практически не учитывая их потребности и вступая в противоречие с личностными особенности и интересами. Данная особенность напрямую влияет на качество профессиональной деятельности. Подтверждением служат критерии оценки качества деятельности преподавателей, среди которых выделяют способности безупречного применения методов и форм обучения, профессионализм в преподаваемых дисциплинах, эмоциональность, коммуникабельность, пластичность и гибкость, индивидуальный стиль преподавания, готовность содействия, применения новых технологий, способностью синхронизировать образовательные, исследовательские и технологические компоненты и т. д. Для соответствия данным критериям преподаватель рискует своими жизненными ресурсами, физическим и психологическим здоровьем, уровнем работоспособности, проявления будут выявляться уже при первых признаках утомления и переутомления. Таким образом, для повышения уровня качества профессиональной деятельности необходимо отслеживать не только настрое и уровень здоровья, но и повседневное самочувствие, изменения в которых будут сигналом для срочного внедрения профилактических мероприятий для сохранения здоровья и восстановления умственной, физической работоспособности.

В этих условиях руководителям вузов необходимо особое внимание уделять здоровьесберегающим технологиям в организации образовательного процесса, реализации программ поддержания и восстановления профессионального здоровья и самочувствия преподавателей с тем, чтобы обеспечивать качество подготовки специалистов.

 

Список литературы:
1. Захарова О.А. Профессиональное здоровье педагога как фактор развития образовательной среды // Международный журнал Педтехнологии. URL: https://www.pedt.ru/categories/2/articles/57 , (дата обращения 08.12.2021)
2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/  (дата обращения 11.11.2021)
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»» // ГАРАНТ Информационно-поисковое обеспечение. URL: https://base.garant.ru/55170898/ (дата обращения 11.11.2021)
4. Русских Л. В Социальное самочувствие учителей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2015. Т. 5. №2. С. 107-109.
5. Саитбаева Э. Р. Самоопределение педагогов-профессионалов в системе дополнительного педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2006. С.49-71.
6. Социология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. Л.Я. Рубиной. 3-е изд., перераб. и доп. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2004. − 224 с. URL: https://studfile.net/preview/3536784/page:35/  (дата доступа 12.11.2021)