Статья:

Совершенствование системы профессионального развития муниципальных служащих г. Арамиль

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политическая социология

Выходные данные
Диденко К.А. Совершенствование системы профессионального развития муниципальных служащих г. Арамиль // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 32-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование системы профессионального развития муниципальных служащих г. Арамиль

Диденко Карина Артуровна
студент, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Improving the system of professional development of municipal employees of the city Aramil

 

Karina Didenko

Student, The Ural Institute – branch of Ranepa, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Одним из актуальных вопросов для развития местного самоуправления является уровень профессионализма муниципальных служащих и, соответственно, кадровая обеспеченность. Постоянное и непрерывное профессиональное развитие, повышение квалификации должно стать основным направлением кадровой политики в тех случаях, когда речь идет о повышении профессиональной компетентности служащих.

Abstract. One of the important issues for the development of  local government is the level of professionalism of municipal employees and, consequently, human security. Constant and continuous professional development, professional development should be the main direction of personnel policy in cases when we are talking about improving the professional competence of employees.

 

Ключевые слова: местное самоуправление; профессиональное развитие; муниципальный служащий; профессиональная подготовка.

Keywords: local government; professional development; municipal employee; training.

 

Развитие местного самоуправления на уровне муниципального образования невозможно без эффективного муниципального управления.

Развитие системы местного самоуправления в России формирует муниципальное управление как новую сферу управленческой деятельности и новую профессиональную квалификацию.

Одним из актуальных вопросов для развития местного самоуправления является уровень профессионализма муниципальных служащих и, соответственно, кадровая обеспеченность. Современные условия развития общества и государства предъявляют особые требования к муниципальным служащим и, прежде всего, к их профессионализму и компетентности.

Эффективность работы любой управляющей структуры и органов самоуправления, в том числе, во многом определяется подбором кадров, их профессиональной подготовкой, деловыми и человеческими качествами, способностью быстро и рационально выполнять свои функциональные обязанности по управлению муниципальным хозяйством. При этом постоянные изменения условий, связанные с продолжающейся реформой местного самоуправления, предъявляют к сотрудникам данных структур дополнительные требования. Но сегодня далеко не все сотрудники отвечают этим повышенным требованиям.

Очевидно, что задача по совершенствованию организации деятельности, повышению качества и расширению масштабов подготовки кадров приобрела первостепенное значение, поскольку ее решение способно резко повысить кадровый потенциал и, как следствие, эффективность работы органов местного самоуправления.

Эффективность деятельности муниципальных служащих в ХХI в. определяется их профессионализмом. «Новая эпоха управления персоналом – это усиливающиеся требования к признанию целесообразности капиталовложений в привлечение персонала, поддержание его трудовой активности, развитие компетенций и создания условий для максимально полного выявления личностных возможностей и способностей» [4, c. 7]. На этот счет существует точка зрения Г.В. Атаманчука о том, что «подготовка кадров имеет два аспекта: первый связан с первичной подготовкой, которая необходима для замещения кадрами определенных должностей, а второй – с повышением квалификации должностных лиц» [6, c. 663].

По мнению В.В. Черепанова, «профессиональное развитие – это совершенствование служащих в служебно-квалификационном и должностном отношении». Профессиональное развитие представляет собой трудовую область жизнедеятельность работника в виде сложного нелинейного многоуровневого процесса развития профессиональных компетенций.

Профессиональное развитие персонала – это приоритетное направление формирования кадрового состава муниципальной службы, так как основное требование, предъявляемое к работнику – его профессионализм и компетентность.

Они складываются из знаний, умений, навыков, а также, прежде всего, из уровня его профессионального образования» [6, c. 663].

М.А. Коргова считает, что «...профессиональное развитие следует определить, как процесс подготовки сотрудников к выполнению новых для них производственных задач, занятию новых должностей, т. е. развитию компетенции» [6, c. 663].

По мнению Е.И. Головаха и И.С. Кона под профессиональным развитием следует понимать «стратегию высвобождения внутренних резервов и потенций развития личности, при которой человек творчески разрешает профессиональные проблемы и трудности в соответствии со своими ценностными ориентациями» [3, c. 3].

В понятие «профессионализма» деятельности Е.В. Селезнева вкладывает «высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач.

Профессионализм личности включает в себя высокий уровень личностно- деловых качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста» [1, c. 31].

Профессиональная компетентность должна стать непременным следствием профессионального развития муниципальных служащих. Обязательными являются и навыки делового общения и культуры, а также овладение профессией на должном уровне.

Профессиональная компетенция муниципального служащего – это «круг проблем, относящихся к его полномочиям, правам и обязанностям» [5, c. 27].

Рассматривая систему профессионального развития муниципальных служащих г. Арамиль, можно отметить, что она не в полной мере соответствует требованиям времени. Прежде всего, это касается института дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, который не отражает реальных потребностей современного государственного управления. Кроме того, действующее законодательство о муниципальной службе РФ не позволяет обеспечить перманентность процесса профессионального развития муниципальных служащих.

Более того, стало очевидным то, что муниципальные служащие оказались в некоторой степени слабо, а порой и просто плохо подготовленными для выполнения своих служебных полномочий.

Для совершенствования системы профессионального развития муниципальных служащих г. Арамиль можно предложить:

1. Создать единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации муниципальных служащих к непрерывному профессиональному развитию;

2. Необходимо внедрить новые формы профессионального развития муниципальных служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития муниципальных служащих исходя из потребности муниципальных органов.

3. Создание условий для повышения компьютерной грамотности, необходимой для исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих.

Прогнозируется достижения следующих результатов:

1. Внедрение новых форм профессионального развития муниципальных  служащих, обеспечат их мотивацию к непрерывному профессиональному развитию и повышение эффективности их профессиональной деятельности;

2. Усиление влияния профессионального развития муниципального служащего на его должностной рост.

Как представляется, предпринимаемые меры будут способствовать созданию условий для непрерывного обучения служащих. Поэтому дистанционная форма будет преобладающей, что, безусловно, экономически обоснованно.

Вышеприведенные и рассмотренные подходы позволяют говорить о том, что для муниципального служащего его профессиональная компетентность может рассматриваться как соответствие и согласованность между требованиями, предъявляемыми к должности (квалификационными характеристиками), и тем уровнем профессионализма, личностных качеств, которые служащий готов предъявить для наиболее эффективной работы на занимаемой должности (социально-профессиональные показатели).

Постоянное и непрерывное профессиональное развитие, повышение квалификации должно стать основным направлением кадровой политики в тех случаях, когда речь идет о повышении профессиональной компетентности служащих. Начальное формирование профессиональной компетентности, ее формирование и дальнейшее развитие должны быть непрерывны и сопровождать все этапы службы на муниципальных должностях.

 

Список литературы:
1. Деркач, А. А. Профессионализм управленческих кадров как фактор оптимизации государственного управления: проблемы становления и развития / А. А. Деркач. // Безопасность Евразии. – 2013. № 3. 
2. Зайцева, Е. В. Профессиональное развитие муниципальных служащих как фактор успешной деятельности органов местного самоуправления / Е. В. Зайцева, А. С. Воробьева. // Вестник. 2016. № 4. 
3. Магомедов, К. О. Кадровая политика в государственных органах: мониторинг основных направлений / К. О. Магомедов. // Материалы IV Международной социологической конференции «Продолжая Грушина». 2014. № 2.
4. Степанова, Т. В. Европейский опыт подготовки специалистов по государственному управлению / Т. В. Степанова. // Государственная служба. 2014. № 2. 
5. Пызин Профессиональный выбор и отбор персонала управления. М. 2012. 228 c.
6. Коротких, Л. В. Совершенствование расстановки кадров на современных предприятиях / Л. В. Коротких, О. А. Лымарева. // Экономика и менеджмент. – 2015. № 5.