Маргинальность в современном обществе, динамика его развития
Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Маргинальность в современном обществе, динамика его развития
Аннотация. Феномен маргинализации мало изучен, дискуссионен, но его дальнейшее изучение актуально для развития науки и исследования социальной динамики, структуры, социальных процессов, происходящих в обществе на современном этапе его развития.
В статье анализируется понятие маргинальности, основные подходы к условиям его возникновения, а также определены современное состояние и возможные перспективы развития маргинальности в обществе. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к изучению феномена маргинальности.
Ключевые слова: маргинальность; социальное пространство; маргинализация; общество; социальная группа; культура; ценности; нормы; социальная дезадаптация; миграция.
Само понятие маргинальность подразумевает промежуточность или «пограничность» положения человека между социальными группами, что накладывает большой отпечаток на его психическое состояние. Существует как индивидуальная, так и групповая маргинальность. Индивидуальную маргинальность можно охарактеризовать неполным вхождением индивида в социальную группу, которая по различным причинам отвергает его. Групповая маргинальность проявляется в результате изменения социальной структуры общества, в результате чего происходит формирование новых функциональных групп, которые дестабилизируют положение старых социальных групп.
На современном этапе маргинализацию можно описать как процесс разрушения гражданского общества, который проявляется в распаде социальных групп, разрыве устойчивых связей между людьми, потере принадлежности индивида к той или иной группе, обесценивании правовых, этических, общечеловеческих норм. Впервые понятие «маргинализация» появилось в трудах американских социологов в 1920-е гг. Оно выражало невозможность адаптации иммигрантов к новым социальным условиям жизни в обществе [4, с. 62-63].
Известный американский социолог Парк, исследуя общественные процессы, пришел к выводу о том, что основной причиной маргинализации общества являются миграции населения. В его теории «маргинального человека» важной составляющей социальных изменений является биотический уровень, который определяет феномен расселения человека по всем континентам и мобильность человека в обществе. Таким образом, согласно Парку, можно сказать, что маргинальность связана с социальной мобильностью человека и его умением адаптироваться в новых условиях жизни [1, с. 881-893].
Современные исследователи выделяют три направления в изучении маргинальности: культурное, структурное и ролевое [2, с. 493]. Культурная маргинальность подразумевает принадлежность человека или группы к различным по характеру культурным традициям, нормам, моделям поведения. Ролевая маргинальность – возникающая как следствие неудачного соотнесения себя, своего статуса с референтной группой. Структурная маргинальность характеризует две разные позиции индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Это или промежуточная позиция между структурными элементами, или низкая в социальной и иерархии.
Большое значение на сегодня придается понятию «социальная маргинальность». Впервые этот термин сформировался во второй половине ХХ века и подразумевал под собой существование низкостатусных и неинтегрированных в социальную структуру индивидов и групп [3, с. 70-83].
В целом в работах отечественных исследователей, начиная с 2000-х гг., прослеживается склонность к рассмотрению проблем, которые связанны с историей возникновения маргинальности, представлением ее как явления, процесса или состояния. Как считает Н.С. Кулешова маргинальность – это определенный процесс перемещения социальных групп или отдельного индивида из одного состояния в другое в контексте происходящих в обществе радикальных изменений (например, разрушения социальных структур и институтов социума, системных кризисов, трансформации ориентаций, ценностей и мировоззрения граждан, активность миграционных процессов и т. д.) [8, с. 73–74].
Подобные характеристики Н.С. Кулешовой связываются с выявлением прямой зависимости роста численности маргинальных слоев от особенностей развития общества и процессов, происходящих в нем. Так, например, она считает, что российское сообщество – это общество с высокими социальными рисками, где существенно увеличивается степень неопределенности протекания массовых социальных процессов и одновременно уменьшается самоуправляемость такого общества. Именно по этим причинам в развитии российского общества можно встретить негативные тенденции [8, с. 74].
Важным аргументом, в данном случае, выступает точка зрения Н.С. Кулешовой о том, что среди маргиналов, стремящихся приобщиться к новым ценностям, необходимо акцентировать внимание на людей с высокой (заинтересованы в создании стабильности социума, в котором меняются их статусы и роли) и низкой (поведение характеризуется девиантностью, стремятся избежать взаимодействия с социальной структурой, ограничивают социальные связи) социальной адаптивностью.
В.Г. Николаев утверждает, что маргинальный человек – это человек, переходящий из узкого мира во все более широкий мир, но не как во что-то уже готовое, а как в то, что он сам своими действиями и создает.
Маргинальность – можно определить как естественное, нормальное состояние, в котором пребывает индивид, желающий жить в данном обществе (или предпочитающий находиться среди людей), а не вне него.
Те аспекты, которые воспринимаются негативно и трактуются как недостатки человека, лишенного некой существенной для жизнедеятельности благости, – это лишь следствие некоего «социального отпечатка», который накладывается на человека общественным сознанием определенного круга людей, пребывающих, что называется, «в зоне комфорта».
Подводя итоги, можно утверждать следующее положение.
С момента введения в научный оборот понятия «маргинальность» и его применения прошло достаточное количество времени, было проведено множество исследований по данной тематике, и каждый исследователь по-прежнему старается выявить специфику маргинальности, в рамках исторического, культурного, социального развития общества.
Это и выявлено нами в ходе изучения работ зарубежных и отечественных авторов.