Статья:

Маргинальность в современном обществе, динамика его развития

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Бут Е.А., Павловская К.Н. Маргинальность в современном обществе, динамика его развития // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 18-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Маргинальность в современном обществе, динамика его развития

Бут Елена Александровна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Павловская Ксения Николаевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. Феномен маргинализации мало изучен, дискуссионен, но его дальнейшее изучение актуально для развития науки и иссле­дования социальной динамики, структуры, социальных процессов, происходящих в обществе на современном этапе его развития.

В статье анализируется понятие маргинальности, основные подходы к условиям его возникновения, а также определены современное состояние и возможные перспективы развития маргинальности в обществе. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к изучению феномена маргинальности.

 

Ключевые слова: маргинальность; социальное пространство; маргинализация; общество; социальная группа; культура; ценности; нормы; социальная дезадаптация; миграция.

 

Само понятие маргинальность подразумевает промежуточность или «пограничность» положения человека между социальными группами, что накладывает большой отпечаток на его психическое состояние. Существует как индивидуальная, так и групповая маргинальность. Индивидуальную маргинальность можно охарактеризовать неполным вхождением индивида в социальную группу, которая по различным причинам отвергает его. Групповая маргинальность проявляется в результате изменения социальной структуры общества, в результате чего происходит формирование новых функциональных групп, которые дестабилизируют положение старых социальных групп.

На современном этапе маргинализацию можно описать как процесс разрушения гражданского общества, который проявляется в распаде социальных групп, разрыве устойчивых связей между людьми, потере принадлежности индивида к той или иной группе, обесценивании правовых, этических, общечеловеческих норм. Впервые понятие «маргинализация» появилось в трудах американских социологов в 1920-е гг. Оно выражало невозможность адаптации иммигрантов к новым социальным условиям жизни в обществе [4, с. 62-63].

Известный американский социолог Парк, исследуя общественные процессы, пришел к выводу о том, что основной причиной марги­нализации общества являются миграции населения. В его теории «маргинального человека» важной составляющей социальных изменений является биотический уровень, который определяет феномен расселения человека по всем континентам и мобильность человека в обществе. Таким образом, согласно Парку, можно сказать, что маргинальность связана с социальной мобильностью человека и его умением адапти­роваться в новых условиях жизни [1, с. 881-893].

Современные исследователи выделяют три направления в изучении маргинальности: культурное, структурное и ролевое [2, с. 493]. Куль­турная маргинальность подразумевает принадлежность человека или группы к различным по характеру культурным традициям, нормам, моделям поведения. Ролевая маргинальность – возникающая как следствие неудачного соотнесения себя, своего статуса с референтной группой. Структурная маргинальность характеризует две разные позиции индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Это или промежуточная позиция между структурными элементами, или низкая в социальной и иерархии.

Большое значение на сегодня придается понятию «социальная маргинальность». Впервые этот термин сформировался во второй половине ХХ века и подразумевал под собой существование низко­статусных и неинтегрированных в социальную структуру индивидов и групп [3, с. 70-83].

В целом в работах отечественных исследователей, начиная с 2000-х гг., прослеживается склонность к рассмотрению проблем, которые связанны с историей возникновения маргинальности, представлением ее как явления, процесса или состояния. Как считает Н.С. Кулешова маргинальность – это определенный процесс перемещения социальных групп или отдельного индивида из одного состояния в другое в контексте происходящих в обществе радикальных изменений (например, разру­шения социальных структур и институтов социума, системных кризисов, трансформации ориентаций, ценностей и мировоззрения граждан, активность миграционных процессов и т. д.) [8, с. 73–74].

Подобные характеристики Н.С. Кулешовой связываются с выяв­лением прямой зависимости роста численности маргинальных слоев от особенностей развития общества и процессов, происходящих в нем. Так, например, она считает, что российское сообщество – это общество с высокими социальными рисками, где существенно увеличивается степень неопределенности протекания массовых социальных процессов и одновременно уменьшается самоуправляемость такого общества. Именно по этим причинам в развитии российского общества можно встретить негативные тенденции [8, с. 74].

Важным аргументом, в данном случае, выступает точка зрения Н.С. Кулешовой о том, что среди маргиналов, стремящихся приобщиться к новым ценностям, необходимо акцентировать внимание на людей с высокой (заинтересованы в создании стабильности социума, в котором меняются их статусы и роли) и низкой (поведение характеризуется девиантностью, стремятся избежать взаимодействия с социальной струк­турой, ограничивают социальные связи) социальной адаптивностью.

В.Г. Николаев утверждает, что маргинальный человек – это человек, переходящий из узкого мира во все более широкий мир, но не как во что-то уже готовое, а как в то, что он сам своими действиями и создает.

Маргинальность – можно определить как естественное, нормальное состояние, в котором пребывает индивид, желающий жить в данном обществе (или предпочитающий находиться среди людей), а не вне него.

Те аспекты, которые воспринимаются негативно и трактуются как недостатки человека, лишенного некой существенной для жизнедея­тельности благости, – это лишь следствие некоего «социального отпечатка», который накладывается на человека общественным сознанием определенного круга людей, пребывающих, что называется, «в зоне комфорта».

Подводя итоги, можно утверждать следующее положение.

С момента введения в научный оборот понятия «маргинальность» и его применения прошло достаточное количество времени, было проведено множество исследований по данной тематике, и каждый иссле­дователь по-прежнему старается выявить специфику маргинальности, в рамках исторического, культурного, социального развития общества.

Это и выявлено нами в ходе изучения работ зарубежных и отечественных авторов.

 

Список литературы:
1. Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Journal of Sociology. – Chicago, 1928, Vol. 33, № 6. P. 881-893.
2. Сергеев Е. Маргинальность / Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. – Т. 2.
3. Феофанов К.А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (Обзор) / Общественные науки за рубежом. РЖ. – Сер. 11. – Социология. – 1992. – № 2. – С. 70-83.
4. Mancini B.J. No owner of soil: The concept of marginality revisited on its sixtieth birthday // Intern. rev. of mod. sociology. 1988. Vol. 18, № 2. P. 183.
5. Stonequist E.V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. New York: Russel&Russel, 1961.
6. Hughes E.C. Social change and status protest: An essay on the marginal man // Phylon-Atlanta. 1945. Vol. 10, № 1.
7. Dickie-Clark H.F. The marginal sitation: A cjontribution to marginal theory // Social forces. ChapelHill. 1966. Vol. 44. P. 363–370.
8. Кулешова Н.С. Маргиналы современной России: социокультурный подход // Вестник МГУКИ. – 2011. – № 1. – С. 72–77.