МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы
LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
INTERCULTURAL COMMUNICATION AS AN EXAMPLE OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS
Angela Injigolyan
Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor, Karaganda University after Buketov, Kazakhstan, Karaganda
Nailya Kasymova
Student of Karaganda University after Buketov, Kazakhstan, Karaganda
Аннотация. В статье изложен опыт исследования феномена межкультурной и кросскультурной коммуникации, методов их изучения в том числе и в сфере межэтнических отношений. Авторы приводят данные по истории, теории и практике межкультурных и кросскультурных исследований, их методик и методологий, с целью анализа стратегий адаптации мигрантов в инокультурных средах.
Abstract. The article describes the experience of studying the phenomenon of intercultural and cross-cultural communication, the methods of their study in this area and in the field of interethnic relations.
The authors present data on the history, theory and practice of intercultural and cross-cultural studies, their methods and methodologies, with the aim of analyzing the strategies of adaptation of migrants in non-cultural environments.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация; нормы; ценности; толерантность; стратегии адаптации; кроскультурное взаимодействие.
Keywords: intercultural communication; norms; values; tolerance; adaptation strategies; cross-cultural interaction.
Исследования процессов межкультурной коммуникации иностранцев вообще, и в том числе иностранных студентов, в частности в условиях «принимающих» культур − направление новое, но уже имеющее и теоретические основания и эмпирическую базу.
Данная проблема изучается с точки зрения различных социогуманитарных наук – культурологии, социологии, психологии. Широко распространены междисциплинарные подходы в изучении данной проблематики, когда наряду с теорией культурологии и психологии используется эмпирические методы социологии. Можно выделить несколько направлений изучения процесса «инкультурации».
В частности, исследуются особенности инкультурации как индивидуального процесса освоения иной культуры, вопрос динамики ценностного ядра индивидуума или группы под влиянием принимающей культуры, вопросы адаптации молодёжи, приезжающей с целью получения качественного образования на обучение в университеты из-за рубежа, стратегии адаптации и поведенческие установки мигрантов и иммигрантов и т. д.
Роль и значение социокультурных факторов в жизни человека, влияние и даже детерминация культурой человеческого поведения стала осознаваться и исследоваться не сразу, а только в первой половине ХХ века.
Несколько позднее культурологические исследования приобрели такой масштаб, что получили название «культурологического поворота» в социогуманитарных науках.
Теоретической базой развития исследований в сфере изучения культурных компонентов современных обществ и их воздействия на поведения людей внесли работы классиков социологии, прежде всего М. Вебера, Э. Дюкгейма.
Позднее особенности процессов социализации и адаптации индивидов в контексте различных культур изучали социологии постклассического периода − Д. Мид, Т. Парсонс, П. А. Сорокин, Ю. Хабермас. Базовыми работами, в которых впервые были изложены понятие и принцип исследования процессов адаптации индивидов в различных культурах являются классические работы в сфере антропологии и психологии М. Херсковица (автора термина «инкультурация») и Д. Мацумото (автора методологии «кроскультурных исследований»). Возрастную динамику процессов социализации, адаптации и аккультурации человека в культуре и особенности его приобщения к культурным ценностям и нормам подробно исследовали учёные представители направлений антропологии и психологии «детства» − М. Мид, Б. Малиновский, Э. Эриксон [1, с. 43-44].
В связи с возникновением процесса глобализации – усиления взаимозависимости между различными культурными системами в процессе более интенсивного обмена товарами, продуктами, услугами, а также информацией, знаниями, ценностями и нормами поведения, которое, в свою очередь ведёт к стандартизации образа и стиля жизни людей − в социогуманитарных науках усилился интерес к изучению феномена международной миграции.
Увеличение удельного веса мигрантов в социальной структуре, прежде всего, наиболее экономически развитых стран Западной Европы и США в период после окончания второй мировой войны, привели к возникновению локальной социальной напряжённости и микроконфликтов.
Экономические конфликты интенсифицировали процессы миграции.
Интерес представляют процессы адаптации и аккультурации мигрантов, оптимальная реализация которых обеспечивает построение конструктивных отношений в системе принимающего сообщества. Главной характеристикой, или даже можно сказать, квинтэссенцией адаптации мигрантов является формирование социально адекватного поведения или определенного стереотипа социальной активности, приемлемого в новой социокультурной среде.
Общепризнанным считается факт тесной взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей мигрантов и специфики их адаптивных процессов.
В зарубежной и отечественной социальной психологии существует ряд теоретических концепций, раскрывающих смысловое содержание данной взаимосвязи.
В качестве наиболее распространенных можно назвать теорию социальной идентичности; теорию, базирующуюся на локусе контроля; теорию селективной миграции; теорию ценностных различий и пр.
Например, согласно положениям теории, базирующейся на локусе 89 контроля, адаптация мигрантов с экстернальным локусом контроля осуществляется более проблематично по сравнению с адаптацией мигрантов, характеризующихся интернационально.
В современной науке уделяется большое внимание вопросам, касающимся развития международного образовательного пространства, проблем международного образовательного сотрудничества с различными странами и регионами, а также вопросам обучения иностранных студентов в вузах.
Однако можно отметить, что большинство научных работ российских авторов в основном касается вопросов адаптации иностранных студентов к учебному процессу и наблюдается существенный недостаток в работах, посвящённых проблемам вхождения иностранных обучающихся в казахстанскую культурную и общественную традиции. Этот научный пробел необходимо восполнить в будущем.