Статья:

Муниципальная система образования как инструмент развития человеческого потенциала территории (на примере города Югорска)

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социология управления

Выходные данные
Донских С.С. Муниципальная система образования как инструмент развития человеческого потенциала территории (на примере города Югорска) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 30-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Муниципальная система образования как инструмент развития человеческого потенциала территории (на примере города Югорска)

Донских Светлана Сергеевна
студент Уральского института управления – филиал РАНХиГС, РФ, г.Екатеринбург

 

Municipal system of education as an instrument for the development of the human potential of the territory (on the example of the city of Yugorsk)

 

Svetlana Donskikh

student of the Ural Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Ekaterinburg

 

Аннотация. В данной статье муниципальная система образования рассматривается как инструмент управления, стимулирующий развитие человеческого потенциала территории. В качестве примера используется небольшое муниципальное образования.

 

Ключевые слова: человеческий потенциал; муниципальная система образования; управление.  

 

На сегодняшний день государство уделяет значительное внимание проблемам, относящимся к местному уровню, что вызывает соответствующие изменения в системе местного самоуправления. Это обусловлено тем, что местному самоуправлению в общей канве государственной политики отводится роль основного регулятора гражданского общества. Стоит отметить, что огромное количество сфер, а именно жилищно-коммунальное хозяйство, медицина, безопасность, экология, наука, культура, здравоохранение, в т.ч. образование, регулируется через принятие государственных стандартов  и нормативов. Использование данных нормативов на местном уровне и имеет своей основной целью повышение человеческого потенциала территории и местного сообщества. Данный индекс характеризует развитие человека в странах и регионах мира, складывающегося из таких основных элементов как уровень жизни, грамотность, долголетие совместно со здоровой жизнью и образованность. Так последний элемент относится к компетенции местного самоуправления.

Образованию в будущем отводится место одного из главных факторов, определяющих данное развитие. Столь пристальное внимание к уровню образования обосновывается его влиянием на экономический потенциал страны, а соответственно и положение государства на мировой арене, ее соотношения с другими международными акторами.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения должны решаться местными органами власти, к кругу которых относится не только улучшение жизни на определенной территории, но и развитие человеческих ресурсов.[4] Именно поэтому в данной работе рассматривается такой инструмент в развитии человеческого потенциала территории как муниципальная система образования на примере одного из муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа, а именно города Югорска.

Что касается города Югорска, то данная тема в каких-либо исследованиях не прослеживается. Единственным ориентиром можно считать программы развития муниципальной системы образования, направленные на улучшение качественных характеристик жизни граждан. [3], [6]

В Уставе (Основном законе) Ханты – Мансийского автономного округа – Югры указывается, что органы государственной власти способствуют реализации прав граждан в сфере культуры, физической культуры, науки, спорта, в том числе и образования, обеспечивая реализацию единой политики в сфере образования в пределах своих полномочий.

Еще одним важным нормативно-правовым документом является Муниципальная программа города Югорска «Развитие образования города Югорска на 2014-2020 годы», реализующаяся с целью обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя города Югорска. Она направлена на создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями города Югорска. Данная программа оказывает косвенное влияние на успешную реализацию более масштабных программ. То есть на федеральном уровне заданы высокие целевые значения показателей социально-экономического развития, но темп их достижения, определен регионом с учетом оптимальных путей с точки зрения затрат на ресурсы и экономической эффективности.

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя города Югорска является основной целью муниципальной политики в сфере образования. Так для детей дошкольного возраста и их родителей имеют значение бюджетные детские сады, которые посещают 2605 детей. Здесь основная проблема заключается в невозможности обеспечить 32% детей в возрасте от 1 года до 3 лет местами в дошкольных учреждениях.[2]

Отдельным элементом в муниципальной политике являются школы как основная ступень обучения, закладывающая основы в образование детей. Югорские школы обеспечивают 4762 школьников местами в 6 учебных заведениях, что удовлетворяет потребность 100% учеников.

Дополнительное образование, может также влиять на формирование личности и развитие потенциала, тем самым иметь профилирующее значение. Несмотря на то, что охват дополнительного образования составляет – 69,9%, данный тип образования представлен лишь двумя учреждениями: Детская школа искусств, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей».[9] При этом Управление образования следует текущим тенденциям, поэтому с 1 сентября 2017 года на базе центра «Прометей» вводится система сертификатов дополнительного образования, доступная вне зависимости от места жительства ребенка и социально-экономического статуса семьи. Одна из целей системы – это персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, проще говоря, предоставление сертификатов на бесплатное посещение кружков и секций, которые начали действовать в этом учебном году.

По сертификатным заявкам в детско-юношеском центре лидируют робототехника, английский язык, танцы и шахматы. Всего по сертификатам работают 38 программ, что предоставляет достаточно большой выбор.[2]

К слову сказать, бесплатные услуги по дополнительному образованию в Югорске были и будут согласно муниципальному заданию. Однако в этом случае именно муниципалитету предстоит решать наполнение программ, которые останутся на бюджетном финансировании. Соответственно, благодаря данной системе муниципалитет сможет регулировать муниципальный заказ, формируя базу для будущих выпускников, позволяющую обеспечить местный рынок труда наиболее квалифицированными и востребованными кадрами, тем самым развивая человеческий потенциал территории.

Большая часть студентов (81%) не только получает высшее образование за пределами ХМАО, но и остается в отдаленных регионах для дальнейшего трудоустройства. Соответственно, обратная связь нарушается.[8]

В Югорске профильное образование в основном делится на гуманитарное, представленное языками и общее математическое. Лишь недавно, с началом реализации программы «Развитие образования …. на 2014 – 2020 гг.» стали появляться специализированные технические, медицинские, кадетские классы, (МБОУ СОШ № 2). Как результат, например, наблюдается увеличение доли выпускников, поступивших в технические ВУЗы в 2016г., что объясняется выпуском учащихся Газпром класса, которые в течение двух лет на профильном уровне обучения планомерно знакомились с инженерными профессиями на площадках ООО «Газпром трансгаз Югорск» и, как результат, выбрали соответствующие технические ВУЗы.[9]

Здесь важно отметить, что обеспечение граждан образовательными учреждениями профессионального образования всех уровней является непосредственной задачей государства и местного самоуправления. Наличие учебных заведений, как в крупных городах, так и в районных центрах позволяет проходить обучение в непосредственной близости от основного места жительства, минимизировать затраты, возникающие у иногородних граждан, а так же сохранить молодых специалистов в регионе.

При этом существует недостаточный уровень специализации среднего общего образования (точнее его сильного уклона в гуманитарную сферу), что ведет к увеличению количества будущих студентов, которые выбирают гуманитарные профессии. Некоторая доля муниципального заказа на специалистов в технической сфере покрывается за счет Базовой кафедры Энергетики Уральского Федерального Университета при ООО «Газпром Трансгаз Югорск», на которой обучаются 34 студента на базе среднего общего и среднего специального образования. Кроме того, по состоянию на 01.09.2017 года в Югорском политехническом колледже обучаются 676 студентов, из них ½ на технических специальностях. Хотя проблема перетекания кадров, обладающих большим потенциалом, в другие регионы сохраняется.

Решением подобных проблем может стать открытие филиалов высшими учебными заведениями, например, Ханты-Мансийска, Тюмени или Екатеринбурга. Однако необходимо правильно соотносить риски, связанные, например, с кадровой обеспеченностью. Они обусловлены тем, что в филиалах, в основном, работают школьные учителя, а соответственно, едва ли можно говорить о профессорско-преподавательском составе.

Говоря о муниципальной системе образовании как об инструменте развития человеческого потенциала территории в современном обществе нельзя упустить составляющую информатизации образовательного процесса. Широкое и повсеместное распространение информационных технологий в образовании является на сегодняшний день одним из приоритетов государства в данной сфере, что имеет под собой цель оптимизации образовательного процесса.[5] Управление образования города Югорска поддерживает наличие сайтов у всех видов учебных заведений, что призвано обеспечить открытость управленческих решений для народа, наладить обратную связь.

Если говорить в общем об информационном пространстве в сфере образования города Югорска, то можно отметить, что без внимания практически во всех случаях остаются вопросы, касающиеся особенностей программ образования, реализующихся в конкретной организации, а так же ранжирования по рейтингу информации по образовательным организациям. Соответственно, это говорит о том, что прозрачность и открытость имеет по большей части формальный характер.

Руководствуясь государственными программами в области информатизации, Управление образования города Югорска поставило цель выйти на уровень 60% случаев (на сегодняшний день – 10%) использования портала государственных услуг Российской Федерации к концу 2017 отчетного года.[7]

Таким образом, информационное поле, в которое включены субъекты образовательных отношений, складывается несколько стихийно. Единая система управления и координации в сфере муниципального образования может помочь гомогенизировать существующие расхождения (посредством унификации требований к информационной культуре управленческих кадров в сфере образования и др.). Несомненно, это будет способствовать и управлению в сфере развития человеческих ресурсов.

Таким образом, в г. Югорске осуществляется довольно успешная политика в сфере образования, направленная на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества, и развитие человеческого потенциала территории.

 

Список литературы:
1. Информация о приеме учащихся в образовательную организацию. Официальный сайт муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Прометей» [электронный ресурс]. URL: http://86prometey.edusite.ru/p107aa1.html (дата обращения: 13.09.2017)
2. Мониторинг численности детей от 3 до 7 лет, получающих образовательные услуги по дошкольному образованию и услуги по их содержанию в городе Югорске. Официальный сайт администрации города Югорска, 15.12.2016 [электронный ресурс]. URL: http://adm.ugorsk.ru/regulatory/opendata/otkrytye-dannye-dlya-adminov.php?ELEMENT_ID=45477 (дата обращения: 13.09.2017)
3. О муниципальной программе города Югорска «Развитие образования города Югорска на 2014 - 2020 годы»: Постановление администрации города Югорска от 31.10. 2013 № 3286 (в ред. от 30.06.2016) // Югорский вестник, 20.01. 2014. 
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 21.10.2016). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в муниципальном образовании город Югорск»: Постановление администрации города Югорска от 02.07.2013 № 1673 (в ред. от 11.02.2015). В данном виде документ опубликован не был.
7. План работы Управления образования администрации города Югорск на 1 квартал 2017 года [электронный ресурс]. URL: http://adm.ugorsk.ru/regulatory/plan/4103/ (дата обращения 02.09.2017).
8. Сведения о сдаче единого государственного экзамена в городе Югорске. Официальный сайт администрации города Югорска, 17.12.2016 [электронный ресурс]. URL: http://adm.ugorsk.ru/regulatory/opendata/otkrytye-dannye-dlya-adminov.php?ELEMENT_ID=45482 (дата обращения: 13.09.2017)
9. Сведения о функционировании системы общего образования в городе Югорске. Официальный сайт администрации города Югорска, 15.12.2016 [электронный ресурс]. URL: http://adm.ugorsk.ru/regulatory/opendata/otkrytye-dannye-dlya-adminov.php?ELEMENT_ID=45516 (дата обращения: 13.09.2017)