Статья:

Конверсия фреймов межличностной коммуникации в публичном пространстве социальных сетей: самопрезентация поколения Z

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социология культуры

Выходные данные
Глухов А.П. Конверсия фреймов межличностной коммуникации в публичном пространстве социальных сетей: самопрезентация поколения Z // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 35-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конверсия фреймов межличностной коммуникации в публичном пространстве социальных сетей: самопрезентация поколения Z

Глухов Андрей Петрович
студент, Томский государственный университет, РФ, Томск

 

Conversion of frames of inter-personal communication in the public space of social networks: self-presence of generation Z

 

Andrey Glukhov,

student, Tomsk State University, Russia, Tomsk

 

Аннотация. Статья посвящена анализу трансформации сферы межличностных отношений и виртуальной идентичности молодёжной аудитории в пространстве социальных медиа. Автор репрезентирует особенности самопрезентации цифрового поколения в рамках электронных коммуникаций, описывает специфику переноса когнитивного стиля и психологических установок межличностных отношений в публичное пространство сетевого общения.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the transformation of the sphere of interpersonal relations and the virtual identity of the youth audience in the space of social media. The author represents the features of the self-presentation of the digital generation in the framework of electronic communications, describes the specificity of the transfer of cognitive style and psychological attitudes of interpersonal relations to the public space of network communication.

 

Ключевые слова: межличностная коммуникация, социальные сети, социология повседневности.

Keywords: Interpersonal communication, social networks, everyday sociology.

 

Изменения в семантике описания виртуальных коммуникаций и появление таких неологизмов в области межличностных отношений, как вирт (виртуальная любовь-флирт), френдинг (виртуальная дружба) троллинг (виртуальная вражда), лайкинг (виртуальная симпатия), фолловинг (виртуальное следование за кем-либо), выступают в качестве своеобразного маркера явного фундаментального сдвига форматов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве. Группа исследователей из Томска в рамках исследовательского проекта (при поддержке РГНФ, проект № 16-13-70004, 2016), направленного на изучение повседневных межличностных виртуальных коммуникаций современной молодежи, сместила фокус внимания с изучения профессиональной и внутригрупповой коммуникации в Интернете к анализу межличностной коммуникации как первичного фрейма, на основе которого надстраиваются все остальные коммуникативные уровни общения.

Задачами исследования было: определение характера самоидентификации и самопрезентации пользователей-студентов в виртуальном пространстве социальных сетей; анализ установок межличностного общения по налаживанию коммуникации в киберпространстве. Исследованию была релевантна методологическая платформа, опирающаяся на принцип переноса на виртуальное пространство объяснительных схем и понятийного инструментария из «микросоциологической» парадигмы «социологии повседневности». Ядро этой методологической платформы, ориентированной на анализ трансформации фреймов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве социальных сетей, составляют общий подход и эпистемологические схемы социологии повседневности А. Щюца [3] и И. Гоффмана [1]. В ходе исследования мы рассматривали такие виды межличностных коммуникаций, как любовь, дружба и, отчасти, вражда (троллинг), в качестве особых режимов коммуникации, имеющих принудительно-образцовый (в смысле ориентации на общепринятые образцы-паттерны) характер и предполагающих специфическую организацию коммуникационных потоков и последовательность «мизансцен», независимую от конкретного личностного наполнения и психологических особенностей участников. Мы выделили ключевую для целей нашего исследования дихотомию межличностных приватных и групповых публичных порядков интеракции, требующих от участников различных коммуникативных компетенций и следования различному когнитивно-коммуникативному стилю, а также заставляющих их дискретно «переключаться» из одного режима в другой в зависимости от ситуации. В частности, межличностные отношения, предполагают слабую мотивацию и степень управления впечатлениями о себе, большую открытость и искренность, наличие большого объема фоновых знаний о партнере по коммуникации, неофициальность и неформализованность стиля общения, интерактивность и неиерархичность, высокий уровень вовлечения в общение и синхронизации коммуникации. И, наоборот, ситуация неопределенности ожиданий в коммуникации в публичном анонимизированном или групповом пространстве приводит к намеренной редукции персонального и формализации, официализации коммуникаций, отношения из персональных редуцируются к ролевым. Мы выдвинули гипотезу возможной интерпретации виртуального сетевого пространства как пространства квазиперсональных отношений, возникающих в результате трансфера моделей и порядка интеракции, характерного для межличностной сетевой коммуникации в публичное пространство социальных сетей. Как отмечал Мануэль Кастельс, акцентируя межличностно-приватную природу офлайн-сетей, «сети главным образом являлись «заповедником» частной жизни…теперь, с внедрением компьютерных информационных и коммуникационных технологий (и, в частности, Интернета), сетям предоставляется возможность продемонстрировать присущую им гибкость и адаптируемость и тем самым подтвердить свою эволюционную сущность» [2, c. 14].

В социальных сетях происходит конвергенция двух автономных порядков интеракции стилей общения – межличностно-приватного и публично-группового. В частности, наличие аккаунта пользователя снимает неопределенность в отношении ожиданий со стороны участников интеракции, дает нужные фоновые знания и инициирует более высокий уровень доверия к собеседнику (характеристика межличностной коммуникации), но, в то же время в профиле фиксируются социально-ролевые характеристики и даже официальные «регалии» личности, важные с точки зрения публичного дискурса; в постах пользователей сетей часто используется бытовой жанр и неофициальная стилистика общения, но, с оглядкой на то, что их записи на стене сообщества могут быть доступны широкому кругу «френдов», друзей друзей, и, например, будущему или настоящему работодателю. Таким образом, в социальных сетях реализуется попытка транспонирования персонально-приватных отношений, предполагающих узкий круг «значимых других», в пространство публично-приватных виртуальных отношений с практически неограниченным кругом потенциальных участников.

Объектом наших исследовательских усилий выступили интернет-коммуникации типичных представителей сетевого поколения – студентов томских вузов с высоким уровнем цифровой компетенции / «цифровых аборигенов», в основном обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Были использованы полуформализованные интервью и фокус-группы как в офлайн-, так и в онлайн-формате.

В результате проведения качественных исследований со студентами томских вузов с высокой «цифровой компетентностью» были получены следующие выводы:

1.  Появление социальных сетей с доступом к наполненным информацией профилям участников радикально меняет для молодежи ситуацию «входа» в межличностные отношения за счет возможности партнера по межличностной коммуникации, исходить, при решении вступить в контакт, не из внешних характеристик, а из внутренних качеств и меры личностно-психологического сходства.

2.  В онлайн-пространстве сетей все офлайн-ограничения на организацию открытости межличностной коммуникации снимаются: информационно-пропускная способность сетевых платформ такова, что Вы можете выложить в своем профайле и на своей стене всю полноту информации о себе, используя текст, фото-, видео-, аудио- и графические материалы. 

3.  Выделение специальных виртуальных «квазипространств» для межличностного общения с разными уровнями доступа для других, начиная с сообщений в «личку» и заканчивая постами на публичной стене в сетях, благодаря их технологическим возможностям, обеспечивает идеальную организацию коммуникативного поля по сравнению с офлайн-ситуацией. 

4.  Виртуальная самопрезентация в социальных сетях может быть охарактеризована такими ключевыми характеристиками, как процессный характер, возрастание самопрезентационной компетентности в процессе поколенческих изменений, направленность на выполнение двойственной функции самодемонстрации другим и саморефлексии. Виртуальный профайл выступает как своеобразная «точка сборки» своей «Я-концепции». 

5.  Бинарная оппозиция контролируемых/неконтролируемых впечатлений в виртуальном мире сетей сильно смещается в сторону усиленного контроля за оказываемыми впечатлениями на других за счет перформативного конструирования своего аккаунта и сокрытия стигматизирующих обстоятельств.

6.  В плане реорганизации межличностных коммуникаций в сети точной является метафора «межличностного виртуального серфинга» (легкого скользящего общения). В отличие от межличностных коммуникаций в офлайне, взаимодействие в социальных сетях представляет собой общение с низкими издержками/обязательствами.

 

Список литературы: 
1. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000. 304 с. 
2. Кастельс Мануэль. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе (под ред. В. Харитонова). – Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с. 
3. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / пер. с нем. и англ. – М.: РОССПЭН, 2004. 1056 с.