Статья:

Улучшение механизмов социального взаимодействия государственной службы и гражданского общества.

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политическая социология

Выходные данные
Курсалова Н.С. Улучшение механизмов социального взаимодействия государственной службы и гражданского общества. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 37-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Улучшение механизмов социального взаимодействия государственной службы и гражданского общества.

Курсалова Наталья Сергеевна
студент, Московский финансово-юридический университет, РФ, Москва

 

Improving the mechanisms of social interaction between the civil service and civil society

 

Natalya Kursalova

student, Moscow University of Finance and Law, Russia, Moscow

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности социального взаимодействия органов государственной службы и гражданского общества. Проведен анализ общественного мнения оценки одобрения деятельности общественных и государственных институтов.

Abstract: this article deals with the peculiarities of social interaction of public service and civil society. The analysis of public opinion approval ratings of activities of public and state institutions.

 

Ключевые слова: государственная служба, гражданское общество, государственный служащий.

Keywords: public service, civil society, government employee.

             

Для своего успешного развития   современное российское государство обязано активно взаимодействовать  с   быстро адаптирующимся в  изменяющихся условиях обществом. Поэтому общественные государственные структуры, выражающие волю государства и гражданского общества должны взаимодействовать более  демократично и эффективно. 

Государственная служба – это институты ведения публичных дел, реализации законов и функций государства.

Гражданское общество - совокупность межличностных отношений развивающихся в обществе, такие как общественные, экономические, семейные, социальные, религиозные и другие.

Граждане имеют право получать информацию о государственно-правовых решениях, знакомиться с документами, затрагивающие права и свободы граждан. Государство вправе удовлетворять политические, экономические, экологические, социальные, общественные и другие потребности и интересы граждан.  Граждане имеют право на свободу слова, убеждений, критики, свободу личности, общения, на установление правовых отношений между государством и индивидуумом[3.c.411] Общество способно противостоять государству, контролировать его, призвать  исполнять и гарантировать реализацию государственных задач. Общество делегирует полномочия по управлению государством, институтам государственно – политической власти и государственным служащим.

Государственным служащим является гражданин государства, исполняющий в порядке, установленным законодательством обязанности государственной службы на государственной должности [См. 4. с. 165]..

Государство призвано защищать права,  свободы, интересы граждан, охранять общественный порядок, гарантировать юридическую защиту прав, защищать все формы собственности, предоставлять государственные услуги, социальную помощь, создавать условия для развития бизнеса, предпринимательства, инициативы и творчества. Общими идеями и принципами, лежащими в основе любого гражданского общества, являются:

-признание и защита естественных прав человека и гражданина;

-свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; - экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

- равенство всех граждан перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

- невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.

- легитимность и демократический характер власти;[3.c. 124-125]

- правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

- политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийности;

- классовый мир, партнерство и национальное согласие;

- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Государственное управление регулирует общественные процессы, создает условия для самореализации личности, актуализации ее деятельности в общественных интересах.

Из-за финансово-экономических кризисов, неудовлетворительного качества предоставляемых государственных услуг, низкой результативности деятельности чиновников и низком уровне нравственности государственных служащих при выполнении государственных функций, коррупции в органах власти, у гражданского общества возникает недоверие к власти[6].

Поэтому важно уделить внимание адаптационным возможностям населения, анализу поведения россиян в кризисных ситуациях. В российском самосознании отмечается понимание зависимости от внутренних и внешних факторов, воздействующих на социально-экономическое положение граждан и происходящих общественных процессах в стране. Выявляются существенные формы влияния кризиса на повседневную жизнь россиян, а так же стратегии адаптации представителей разных профессиональных групп и жителей различных территориально-поселенческих образований, предопределенные различным уровнем их трудовых доходов и характером занятости. Происходит движение российского социума  в сторону современного общества потребления, в котором зависимость населения от власти постепенно снижается, а личные интересы начинают доминировать над общественными [2, с. 26-34].

В связи с этим, задачей    государственной гражданской службы  является качественное обновление стратегии взаимодействия со структурами гражданского общества. Возникает необходимость знания российского социума для анализа состояния и перспективы реформирования и развития  институтов государственной гражданской службы и  структур гражданского общества. Необходимость в определении направлений их взаимодействия, изменение функций социальных институтов, ориентированных на прогнозирование, развитие инноваций, воспитание, вовлечение граждан в решение общественных и государственных задач, для создания открытой высокопрофессиональной государственной службы, направленной на развитие демократического правового государства.

Так  с 1 января 2017 года для государственных гражданских служащих будут введены квалификационные требования. То есть, для замещения определенной должности госслужащему необходимо будет соответствовать требованиям относительно образования, опыта работы, профессиональных качеств. Соответствующие поправки в действующий федеральный закон «О государственной гражданской службе» уже подготовлены Министерством труда и социальной защиты. Введение критериев обусловлено несколькими целями: проведением полной аттестации и квалификационного экзамена среди госслужащих, проведением конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, принятием решения о продолжении государственно-служебных отношений с гражданским служащим. Для замещения должности госслужбы категорий «руководители», «помощники» и «специалисты» соискатели должны будут иметь образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по профильному направлению. В течение 3 лет планируется провести перераспределение функций и полномочий ведомств, а также оптимизацию численности сотрудников государственных органов власти.

Такой механизм нужен, поскольку есть проблема избыточности аппарата чиновников, которое увеличилось в два раза и требует огромных денежных средств. Введение квалификационных требований может помочь отфильтровать ненужных людей  считает Сергей Филатов, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ [7].

Повышение профессиональных качеств кадрового состава государственных и общественных институтов, открытость государственных органов власти, развитие различных форм общественного контроля выступает основой повышения результативности государственного управления, способствующей дальнейшей демократизации российского государства.

Существует три модели взаимодействия государственной власти и общества. Первую модель характеризует односторонняя информированность общественности о деятельности государственных органов через управления пресс-служб, отделов по связям с общественностью, СМИ. Вторая модель характеризуется использованием пропагандистских приемов распространения информации, технологии PR , которые убеждают общество в необходимости и правильности принимаемых решений. Такая модель усиливается во время предвыборных  кампаний. Третья модель характеризуется косвенным участием гражданина в управленческом процессе, регулярном информировании о своей деятельности органа власти, организация обратной связи, работа с общественностью[1. c. 14-15].            

Взаимодействие института государственной гражданской службы с институтами и структурами гражданского общества осуществляется через различные каналы, процедуры, технологии, среди которых в условиях развития информационного общества наиболее приоритетными считаются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют вести прямой диалог «власть-гражданин» и способствуют открытости государственных и общественных институтов для граждан.

Так Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос оценок одобрения деятельности общественных и государственных институтов [5]. В опросе одобрения общественных институтов принимали участие 1600 человек в 146 населенных пунктах в 45 областях, краях и республиках России. В опросе одобрения государственных институтов 600 респондентов не менее чем в 80 регионах РФ каждый день.

Таблица 1.

Опрос оценок одобрения деятельности общественных институтов

Одобрение

Ноя.,2016

Дек.,2016

Янв.,2017

Фев.,2017

РПЦ

71,2

71,9

73,3

72,7

СМИ

62,5

65,4

66,1

64,3

Правоохранительные органы

53,8

55,6

58,8

61,1

Российская армия

82,8

87

86,3

88,6

Политические партии

46,2

46,9

48,1

50,7

Общественная палата

39,9

43

43,2

47,8

Судебная система

38,2

43,8

43,7

44,8

Профсоюзы

37,8

41,1

40

43,5

Оппозиция

34,4

34,9

34,3

35,4

 

Таблица 2.

Опрос оценок одобрения деятельности государственных институтов

Одобрение

Июнь.18,

2017

Июнь.25,

2017

Июль.2,

2017

Июль.9,

2017

Президент России

84,6

82,1

81,4

82,2

Правительство России

57,4

56,1

55,1

    58

Председатель правительства РФ

52,4

50,5

48,9

51,9

 

Существуют разные мнения, касающиеся системы обратной связи между институтами государства и гражданского общества. Одни граждане считают, что она развита, слаба и требует доработок. Другие заявляют, данные взаимоотношения – формальность, и не влияют на принятие решений. Остальная половина либо не участвуют в социальных проектах, либо ничего не знают о них.

Однако, проводятся социологические исследования восприятия гражданами деятельности органов государственной власти с тем, чтобы вовремя реагировать на изменение общественного мнения. Гражданами предлагается для совершенствования взаимодействия повышать открытость, прозрачность деятельности органов государственной службы, проводить круглые столы, конференции, повышать просвещенность граждан через интернет, телекоммуникации, повышать взаимную ответственность.

Таким образом, для улучшения взаимодействия органов государственного управления гражданского общества необходимо создавать и улучшать процедуры и методы процесса обратной связи, повышать открытость и прозрачность деятельности государственных органов, налаживать эффективный диалог власти с обществом, воспитывать социально активных граждан. Необходимо изменить взгляды самого гражданского общества, и поднять в глазах общественности положительный образ государственного служащего и органов государственной власти.

 

Список литературы:
1. Васильева, М.М. Связи с общественностью в органах власти. Учебник. М: Юрайт, 2015. Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/181/1801971.pdf
2. Горшков, М. К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 1) // Социологические исследования. 2016. № 12. 
3. Грудцина, Л.Ю. Государство и  гражданское общество: монография / Под ред. С.М. Петрова.  –М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. 464 с. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/1077703/69.gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obshhestvo--pod-red-prof-sm-pe...  
4. Игнатов В. Г. Государственная гражданская служба. Изд.2-е. «МарТ»-     Ростов н/Д, 2008. 
5. Всероссийский центр изучения общественного мнения – Режим доступа: https://wciom.ru/
6. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
7. Редакция издательства «Известие».- Режим доступа: http://iz.ru/news/582349/