Статья:

ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социология управления

Выходные данные
Тишкина А.С. ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАЦИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(77). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Тишкина Анна Серафимовна
аспирант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

DIAGNOSIS OF A CRISIS SITUATION IN A MODERN CORPORATION

 

Anna Tishkina

Graduate student, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В современных нестабильных экономических условиях в любой организации все чаще возникает риск развития кризисной ситуации. В современных экономических условиях отмечается рост конкуренции и степени риска, а также реальной стоимости организации, что ведет к повышенной ответственности за принятие и реализацию управленческих решений. Для эффективного функционирования корпорации необходимо не только отслеживать финансовые показатели деятельности, но и предвидеть наступление кризисной ситуации в организации, а также уметь грамотно ее предотвращать.

Цель данной статьи – раскрыть сущность и содержание методологии диагностики кризисной ситуации в корпорации, методов и этапов ее проведения, а также анализ причин возникновения кризисной ситуации и способов ее предотвращения.

В данной статье рассмотрены основные положения диагностики кризисной ситуации в корпорации, раскрыта сущность, основные методы и этапы диагностики кризисной ситуации. Обозначены причины возникновения кризисной ситуации в корпорации. Приведены способы решения кризисной ситуации. Предложены мероприятия по увеличению доходов и уменьшению расходов корпорации.

Данные методы и подходы к анализу кризисной ситуации в корпорации, рассмотренные в статье, могут быть эффективно применены на практике в работе корпораций и организаций.

Abstract. In modern unstable economic conditions, in any organization, a risk of developing a crisis situation increases more and more often. In the modern economic conditions, an increase in competition and the degree of risk, as well as the real value of the organization, is noted, which leads to increased responsibility for the adoption and implementation of managerial decisions. For the effective functioning of the corporation, it is necessary not only to track the financial indicators of the activity, but also to anticipate the onset of a crisis in the organization, as well as be able to correctly prevent it.

The purpose of this article is to reveal the essence and content of the methodology for the diagnosis of the crisis in the corporation, the methods and stages of its implementation, as well as an analysis of the causes of the crisis situation and ways to prevent it.

This article discusses the main provisions of the diagnosis of the crisis in the corporation, the essence, the main methods and stages of diagnosis of the crisis situation are disclosed. The causes of the crisis situation in the corporation are indicated. The methods of solving a crisis situation are given. Measures are proposed to increase income and reduce the expenses of the corporation.

These methods and approaches to the analysis of the crisis in the corporation considered in the article can be effectively applied in practice in the work of corporations and organizations.

 

Ключевые слова: кризисная ситуация; методы диагностики кризисной ситуации; этапы диагностики кризисной ситуации; анализ причин возникновения кризиса; факторы, вызывающие кризисное явление; предотвращение кризиса.

Keywords: crisis situation; methods for diagnosing a crisis situation; stages of diagnosis of a crisis situation; analysis of the causes of the crisis; factors that cause a crisis; prevention of the crisis.

 

Каждая корпорация с начала создания встречается на пути своего жизненного цикла с различного рода проблемами, которые могут являться первопричинами возникновения кризисной ситуации. Очень часто кризисное явление протекает в совокупности с ухудшением показателей финансовой деятельности (ликвидность, рентабельность, финансовая устойчивость и т.д.).

Причины возникновения кризисов можно объединить в две группы: внутренние и внешние. Внутренние причины возникают из-за деятельности самой корпорации. Сюда можно отнести неквалифицированный персонал, недостаточность ресурсного обеспечения, низкую ликвидность, дефицит баланса. Внешние причины возникают под негативным влиянием со стороны внешней среды. В данную группу входят политическая обстановка, действия со стороны конкурентов, изменение спроса.

Принимая во внимание многоразличную природу возникновения причин кризисных явлений, все же возможно из общего количества указать несколько наиболее распространенных, таких как недостаточная квалификация сотрудников и уровня принятия управленческих решений. Это прослеживается в ухудшении положения в ключевых моментах – показатели деятельности корпорации, перемены на рынках сбыта, изменение в социальной сфере, анализ деятельности конкурентов, изменения в нормативно-правовой базе. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными [3, с. 99].

Во избежание подобных явлений необходимо наличие в корпорации системы диагностики и предотвращения кризисных ситуаций. Что же включает в себя диагностика кризисных явлений в корпорации и ее структурах?

Рассмотрение сути процесса диагностики кризисных явлений в корпорации стоит начать, как совокупность или набор методов, ставящих своей целью обнаружение слабых сторон в многогранном комплексе управления, что является проводником ослабления финансового состояния корпорации, и кроме этого, проведение детального анализа отклонений, способных изменить стабильное положение корпорации. Иначе, диагностика кризисов в организации – это комплекс мероприятий, направленных на выявление опасных моментов в деятельности и поиск решений для предотвращения их наступления[1, с. 12].

Среди факторов, способных вызывать кризисное явление в корпорации можно выделить:

  • Ужесточение действий конкурентов с связи со снижением конкурентного статуса корпорации
  • Ухудшение параметров производства
  • Снижение покупательной способности, падение спроса
  • Отсутствие гибкости организационной структуры
  • Ухудшение технических ресурсов
  • Ухудшения уровня качества продукции/услуг
  • Наличие задолженности по кредитам
  • Недостаточный уровень квалификации сотрудников, их мотивации

Процесс диагностирования кризисных явлений должен основываться на таких требованиях, как реалистичность, объективность, точность и результативность. Это дает понять, что нахождение источника кризисной ситуации осуществляется только на основании правдивой и достоверной информации, а итоги и выводы отображают актуальное состояние в корпорации.

Существуют несколько видов и направлений анализа причин кризисной ситуации. Среди них можно выделить основные:

  1. Исторический анализ.

Берет начало с поиска отправной точки развития кризисной ситуации в корпорации посредством анализа динамики основных показателей деятельности по периодам. Данный вид анализа показывает в какой именно момент возникли первые негативные факторы.

  1. Структурный анализ.

Общий финансовый результат корпорации складывается из различных элементов. Для того, чтобы точно определить масштаб влияния кризисной ситуации следует детально определить, какие финансовые показатели попали под кризисное воздействие.

  1. Классификация факторов.

Необходимо определить, какие факторы внутренней и внешней среды послужили проводниками развития кризисной ситуации в корпорации.

  1. Проведение диагностики.

Обобщение, анализ и приведение выводов на основании полученной информации.

Специфика управления корпорацией в кризисной ситуации зачастую требует принятия мер и решений, отличных от плановых и регулярных. Одним из основных отличий эффективных мер является повышенный риск и ответственность при реализации антикризисных мероприятий.

Объект диагностирования рассматривается с точки зрения сложносоставной, высокоорганизованной динамической системы (экономика страны, отрасль, корпорация), и как отдельно взятый элемент этой системы (организационная структура корпорации, ее производственные составляющие).

Субъектом диагностики могут являться штатное руководство, сотрудники корпорации, а также антикризисные управляющие.

К инструментарию диагностирования кризисных явлений относятся статистика, моделирование, прогнозирование, экспертиза. Данные инструменты используются с учетом типа и формы проявления кризисной ситуации [2, с. 40].

Среди различных программ по предотвращению и выходу корпорации из кризисной ситуации все направления мероприятий можно объединить в два блока – мероприятия, направленные на увеличения доходов корпорации и на сокращение расходов корпорации.

Мероприятия, направленные на увеличение доходов корпорации, можно свести в две группы по направлениям: мероприятия, проводимые для поднятия цен на реализуемую продукцию, такие как эффективная реализация ценовой политики и ее изменение под меняющиеся обстоятельства, повышение уровня маркетинговой стратегии; а также мероприятия, направленные на рост объема реализации производимой продукции – оптимизация ассортимента, поиск взаимовыгодных контрактов с оптовой торговлей.

Среди мероприятий, направленных на сокращение расходов корпорации также выделяются несколько групп: совершенствование управления (изменение организационной структуры корпорации, уменьшение звенности управления), улучшение подходов к управлению технологическими процессами, совершенствование системы управления производственными запасами (проведение закупок на основании нормирования потребностей, выполнение контроля за сохранностью), совершенствование системы управления материально-технической базой (повышение производительности труда, увеличение производственных мощностей), совершенствование системы управления дебиторской задолженностью (установление системы контроля за платежами и их сроком, выбор платежеспособных партнеров).

Диагностика кризисной ситуации состоит из комплекса методов, которые оценивают текущее положение корпорации и выявляют источники негативной динамики количественных и качественных показателей деятельности. Конечно, отдельно взятая диагностика не разрешает кризисной ситуации. Однако ее целью является выявление и устранение причин возникновения кризиса, минимизация негативных последствий и проявлений. Наряду с процессом уменьшения издержек, увеличением ассортиментного ряда, реструктуризация долга, необходимо также проводить действия по оздоровлению корпорации, реорганизации ее деятельности и стратегических инновационных изменений.

Как видно из вышеизложенного, диагностика кризисной ситуации в корпорации занимает важное место для принятия эффективных управленческих решений. Значительно проще предотвратить наступление кризисной ситуации, чем реализовывать мероприятия для ее преодоления.

 

Список литературы:
1. Авдошина З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики // Планово-экономический отдел. − 2012. − №7.
2. Бобылева А. З., Пеганова О. М. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса. − В 2 ч. − Часть 1. – Москва: Издательство Юрайт, 2023.
3. Коротков Э.М. Антикризисное управление. – Москва: Инфра-М, 2010.