Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЗНАЧИМОСТЬ ЖЕСТОВ И МИМИКИ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Крижевская А.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЗНАЧИМОСТЬ ЖЕСТОВ И МИМИКИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЗНАЧИМОСТЬ ЖЕСТОВ И МИМИКИ

Крижевская Алина Леонидовна
преподаватель-стажер, УВО Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, Республика Беларусь, г. Могилев

 

THE USE OF NONVERBAL SIGNALS IN INTERPERSONAL COMMUNICATION THE SIGNIFICANCE OF GESTURES AND MIMICS

 

Alina Krizhevskaya

Trainee teacher in Mogilev state university named after A. Kuleshov, Republic of Belarus, Mogilev

 

Аннотация. Статья посвящена изучению невербальной коммуникации и ее роли в межличностном общении. В статье анализируется важность и влияние жестов и мимики на эффективность коммуникации. Рассматриваются различные аспекты невербального поведения, такие, как выражение эмоций, установление контакта с собеседником и выражение личности.

Abstract.  The article is devoted to the study of non-verbal communication and its role in interpersonal communication. The article analyzes the importance and influence of gestures and facial expressions on the effectiveness of communication. Various aspects of non-verbal behavior are considered, such as the expression of emotions, establishing contact with the interlocutor and the expression of personality.

 

Ключевые слова: невербальная коммуникация; межличностное общение; жесты; мимика; канал общения.

Keywords: non-verbal communication; interpersonal communication; gestures; facial expressions; communication channel.

 

Ежедневно индивид вступает в коммуникацию с другими людьми при различных обстоятельствах. В процессе такого взаимодействия решаются определенные задачи, и степень развития этого взаимодействия зависит от их выполнения. Взаимодействие человека с окружающей средой, его личное и профессиональное развитие невозможно без общения. Помимо вербальных компонентов, в процессе взаимодействия участвуют и невербальные компоненты. Невербальное общение − это обмен невербальными сообщениями между людьми, а также интерпретация этих сообщений. Невербальные средства коммуникации выполняют различные функции: дополняют вербальное сообщение, передают тот же смысл; заменяют недостающий вербальный компонент; вводят дополнительную информацию; регулируют вербальное общение; выражают эмоции; проявляют отношение к собеседнику; отражают его личные качества [1, c. 70].

Важной характеристикой невербальных средств по сравнению с вербальными является их состояние. Невербальные сообщения отражают то, что происходит с людьми в процессе взаимодействия «здесь и сейчас» в определенной ситуации, в определенном контексте. Тон голоса, громкость, жесты, мимика, движения указывают только на текущее состояние говорящих, их отношение друг к другу и тему разговора в момент общения. Вербальные сообщения могут существовать независимо от их автора, сообщая об отсутствующих объектах и явлениях. Альберт Мерабян в 50-х годах XX века обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% передается вербально, 38% − вокально (по тону голоса, ударению и артикуляции) и 55% – невербальными сигналами. Рэй Бердвистелл обнаружил, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35%, а более 65% информации передается невербально [5, c. 30]. Особенность невербального языка заключается в том, что его выражение вызвано импульсами нашего подсознания, и неспособность подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения.

Таким образом, невербальное общение практически не контролируется участниками разговора. Человеческое сознание контролирует только речь, невербальные аспекты остаются вне его влияния, поскольку они являются частью бессознательного. Однако это не мешает их легко воспринимать собеседнику и помогает ему правильно понять смысл информации, передаваемой словами. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника.

Невербальные способы общения имеют два типа происхождения, а именно биологическую эволюцию и культуру. Невербальные средства общения необходимы для: регулирования процесса коммуникативного взаимодействия, установления психологической связи между собеседниками; обогащения значений, передаваемых словами, направление интерпретации вербального контекста; выражения чувств и размышления о интерпретации ситуаций. Основными элементами невербального поведения являются различные движения и особенности внешности человека, такие как выражения лица, жесты, взгляды, позы, интонация, волосы, макияж, одежда и аксессуары, которые тесно связаны с динамикой изменения психологического состояния человека. Однако жесты и выражения лица считаются наиболее важными в общении.

Жесты представляют собой средство невербального общения. Обычно жесты выражают отношение не к чему-либо, а к эмоционально значимой информации; в ритмической адаптации к интонации, стрессам и паузам жесты помогают сосредоточить внимание слушателя на определенных «стрессовых» частях высказывания. Они вызывают ситуации и отношения партнеров по общению, поскольку могут влиять на человека больше, чем на речь. [2, c. 124]. Один жест может быть эквивалентен нескольким словам и требует меньше времени, чтобы спланировать и выразить его; это полезно для фраз, которые можно выполнять мимолетно. Однако не все жесты выполняют информативную функцию.

Человеческие эмоции порождают типичную мимическую реакцию, связанную с активностью лицевых мышц. Эмоциональные выражения лица не передаются статичными или замедленными сигналами, но они могут оказывать значительное влияние на наше субъективное восприятие конкретного эмоционального выражения и, следовательно, влиять на вербальную составляющую общения. Выражения лица в невербальном общении используются для передачи чувств и представляют собой движение лицевых мышц [4, c. 108]. Подражание может оказать значительное влияние на субъективное восприятие эмоционального выражения. Существует 3 типа имитационных сигналов: статический (форма лица, цвет кожи, разрез глаз, носа, губ); медленный (изменения внешнего вида с течением времени); быстрый (движения лицевых мышц, временные изменения внешнего вида). Это последний тип сигналов, которые появляются на лице на короткое время и исчезают, только другой человек может это заметить и интерпретировать [1, c. 83].

В настоящее время в научном мире существует некоторое согласие относительно универсальности семантики имитации. В то же время также стало ясно, что эти выражения гораздо лучше контролируются сознанием, чем жесты и движения тела. Это определило наличие значительных межкультурных различий в нормах эмоционального выражения в общении. Специфичные для культуры правила отображения могут усиливать или ослаблять основные выражения эмоций. По этой причине некоторые культуры считаются более открытыми и эмоциональными (например, испанцы, итальянцы, арабы), другие − менее эмоциональными (например, шведы, норвежцы, японцы, китайцы)
 [3, c. 47].

Таким образом, невербальные компоненты коммуникации действуют как часть её оперативной фазы, не будучи значимыми для коммуникационного процесса в целом и только дополняют, разъясняют, изменяют понимание сообщения получателя. Особую роль в передаче информации, как правило, отводится мимике, то есть движениям лицевых мышц. Выражения лица характеризуются честностью и динамичностью, что означает наличие шести основных эмоциональных состояний − страдание, гнев, радость, страх, удивление и презрение − с координацией всех движений лицевых мышц. Исследования доказывают, что независимо от национальности и культуры, в которой выросли люди, все они точно и последовательно воспринимают подобные лицевые образования как выражение соответствующих эмоций. Жесты также являются одним из основных способов невербального общения. Способность общаться жестами присуща человеку с рождения. Благодаря этому при необходимости люди могут даже выражать себя знаками без предварительной подготовки. Однако их диалог будет очень ограничен по содержанию. Во всех культурах, наряду со словами, существует определенный набор жестов (кинетических выражений), которые универсально понимаются и используются независимо от звука речи. Это определяет реальную возможность для глухих и немых людей найти способы связаться с другими людьми в своей культуре.

 

Список литературы:
1. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – М. : Флинта, 2013. – 224 с.
2. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика : язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. – М. : Новое литературное обозрение, 2002. – 592 с.
3. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация : теории и мнения / Е. М. Мартынова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – № 4. – С. 47–50.
4. Оксюта А. А. Роль невербальных средств в межличностном общении / А. А. Оксюта // Педагогика и психология образования. – 2002. – № 3. – С. 107–110. 
5. Хамицева С. В. Особенности невербальной коммуникации / С. В. Хамицева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 1. – С. 29–33.