Социальные аспекты развития института арбитражного управления в Российской Федерации
Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы
XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Социальные аспекты развития института арбитражного управления в Российской Федерации
Social aspects of the development of the institution of arbitration management in the Russian Federation
Roman Motkin
postgraduate Student, Ogarev Mordovia State University, Russia, Saransk
Аннотация. Процедура несостоятельности, то есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, характеризуется высокой степенью социальной значимости и конфликтностью, что обусловлено столкновением экономических интересов участвующих в деле лиц.
Автором статьи рассмотрены аспекты развития института арбитражного управления, выявлен ряд острых социально-правовых проблем в сфере, а также предложены меры по устранению выявленных пробелов.
Abstract. Insolvency procedures are characterized by a high degree of social significance and conflict, which is due to the clash of economic interests of persons involved in the case.
The author of the article examined aspects of the development of the institution of arbitration management, identified a number of acute social and legal problems in the field, and also proposed measures to address the identified gaps.
Ключевые слова: несостоятельность; арбитражный управляющий; стадии банкротства; должник; платежеспособность; кредитор; социальный конфликт.
Keywords: insolvency; arbitration manager; bankruptcy stages; debtor; solvency; creditor; social conflict.
Банкротство является развивающимся и широко востребованным механизмом освобождения неплатежеспособных участников рынка от обязательств и восстановления платежеспособности должников.
Процедуры банкротства проходят под контролем арбитражных судов и осуществляются арбитражными управляющими – лицами, социально-правовой статус которых с момента появления в российском праве является чрезвычайно динамичным.
Сфера несостоятельности в Российской Федерации демонстрирует устойчивый рост как по числу осуществляемых процедур банкротства, так и по числу потенциальных банкротов. Вместе с этим, с ростом популярности института обостряются и его проблемы, связанные, в первую очередь, с рядом нерешенных социально-экономических вопросов.
Одной из ключевых проблем, на наш взгляд, является недостаточная защищенность прав работников в процедуре банкротства. (По состоянию на 1 сентября 2019 г. согласно сведениям Росстата, непогашенной остается задолженность по заработной плате в размере 2 604,9 млн рублей.) [1].
Законодателем предпринят ряд мер, направленных на защиту прав работников в процедуре несостоятельности.
Работникам, перед которыми имеется задолженность по оплате труда, было предоставлено право обращения в Арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом [2], на практике оказавшееся сложно реализуемым, что объясняется:
- низкой правовой грамотностью работников, не способных осуществить трудоемкую юридическую работу по сопровождению спора в арбитражном суде, а также не имеющим финансовой возможности привлечь квалифицированного специалиста;
- минимальным размером задолженности в 300 000 рублей для введения процедуры банкротства;
- страхом потерять работу (зачастую, единственную в месте жительства работника) вследствие подачи соответствующего заявления.
Другим нововведением стал институт собрания работников, должника, основным полномочием которого стал выбор представителя работников должника для целей защиты их интересов в процедуре.
Наконец, были внесены важные изменения в порядок удовлетворения требований кредиторов, установившие приоритет требований о выплате задолженности по оплате труда в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека.
Вышеуказанные изменения свидетельствуют о попытке законодателя сделать максимально возможным быстрое и полное удовлетворение требований работника при банкротстве работодателя.
Вместе с тем, указанные меры, на настоящий момент, к сожалению, представляются недостаточно эффективными.
Возможным решением могло бы стать введение института бесплатного государственного юридического сопровождения процедуры банкротства для работников должника.
Другим способом является создание государственной системы страхования работников предприятий от невыплаты заработной платы по аналогии с действующей системой обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, при которой работники могли бы в случае неплатежеспособности работодателя оперативно получить возмещение в созданной государственной корпорации либо в Фонде социального страхования Российской Федерации [3].
Другой важной проблемой института банкротства, на наш взгляд, является социально-экономическая незащищенность арбитражного управляющего − ключевой фигуры процедуры банкротства, которая привела к стагнации роста числа арбитражных управляющих в Российской Федерации в 2016 г. - 2019 г., несмотря на существенное увеличение количества процедур несостоятельности за указанный период, в первую очередь за счет роста числа процедур банкротства граждан [4].
Рисунок 1. Количество арбитражных управляющих в 2015 - 2019 г.
В частности, в 1 кв. 2017 г. арбитражными судами было вынесено 6018 судебных решений о признании гражданина банкротом, а во 2 кв. 2019 г. - 15 712 соответствующих решений.
Стагнация обусловлена рядом причин, в числе которых:
- Ужесточение условий деятельности арбитражных управляющих, проявившееся, в частности, во введении административной дисквалификации на срок до 3 лет за повторное нарушение пункта 3 ст. 14.13 КоАП РФ (Неправомерные действия при банкротстве);
- Экономические условия деятельности арбитражных управляющих (размер фиксированного вознаграждения арбитражного управляющего не индексируется с 2008 года), несопоставимость вознаграждения арбитражного управляющего и его ответственности (гражданской, административной, уголовной);
- Профессиональная разобщенность арбитражных управляющих;
- Специфика работы в высоко конфликтной среде.
Работа арбитражного управляющего характерна вариативностью выполняемых трудовых функций, взаимодействием с широким кругом субъектов, направленностью на поддержание баланса интересов должника, кредиторов и общества. Указанные факторы требуют не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и развитых навыков в менеджменте, конфликтологии, управлении кризисами.
Возможным решением соответствующего комплекса проблем является придание арбитражному управляющему правового статуса, аналогичного статусу судьи, нотариуса или адвоката, изменение структуры вознаграждения, а также введение определенных налоговых льгот.
Изучению этих и других вопросов с целью подготовки проектов законов о внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» будет посвящено фундаментальное научное исследование “Социальные аспекты развития института арбитражного управления в Российской Федерации”.
Исследование будет проведено при поддержке гранта РФФИ 19-311-90072.