Статья:

Идея евразийства в современных интеграционных процессах на территории Евразийского региона

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Паламарчук А.В. Идея евразийства в современных интеграционных процессах на территории Евразийского региона // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 20-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Идея евразийства в современных интеграционных процессах на территории Евразийского региона

Паламарчук Анна Владимировна
аспирант факультета государственного управления Московского государственногоуниверситета имени М.В. Ломоносова, РФ, г.Москва

 

Eurasianism in modern integration processes on the territory of the Eurasian region

 

Palamarchuk Anna

PHD student of the Faculty of Public Administration of M.V. Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Идея евразийства, трансформированнная в более подходящую форму существования на территории стран Евразийского региона, стала основополагающим аспектом в формировании международного взаимодействия стран постсоветского пространства. Для полной реализации необходимо время, но успехи применения данной идеологии можно наблюдать в современных интеграционных процессах.

Abstract. Transformed Eurasian idea as a more suitable form of existence in the countries of the Eurasian region has become a fundamental aspect in the formation of international cooperation in former Soviet countries. To fully implement that idea needs necessary time, but the success of the application of this ideology can be observed in contemporary integration processes.

 

Ключевые слова: Евразийская интеграция; евразийство; постсоветское пространство; международное сотрудничество.

Keywords: Eurasian integration; eurasianism; former Soviet countries; international cooperation.

 

Развитие процессов интеграции на территории евразийского региона имеет многовековую историю. Евразия с ее богатыми ресурсами, а также этническим и культурным разнообразием издавна привлекала не только исследователей и ученых.

Рассматривая Евразию как географический термин, стоит сказать об определении австрийского геолога и общественного деятеля Эдуарда Зюсса (1831–1914). Он определял Евразию с точки зрения условных границ Европы и Азии [4]. С позиции географии Евразия – самый крупный материк на Земле, преимущественно относящийся к северному полушарию. Зарубежным исследователям также приглянулся богатый природными ресурсами, географически выгодный Евразийский континент. К примеру, Маккиндер, имея в виду в основном Россию,считал, что Евразийский континент является наиболее благоприятным местом для активного развития цивилизации [3].

Как отмечалось выше, Евразия является привлекательным местом для обитания и процветания любой цивилизации. Впервые объединить древний Восток и Запад удалось знаменитому полководцу Александру Македонскому (356–323 гг. до н.э). К концу Александрийской эпохи будет сформирована крупнейшая коммуникационная сеть того времени – Великий шелковый путь. Взаимодействие великих держав способствовало дальнейшему развитию межэтнических отношений. Тем не менее, со смертью Македонского угасает и геоэкономическая обобщенность евразийского континента [2].

Другим серьезным замыслом с последующей реализацией в отношении интеграции евразийского континента считают создание Чингизханом (1155– 1227) Монгольской империи. Она стала крупнейшим континентальным унитарным государством за всю историю человечества. Отмечается, что с участием монголов в военно-политических событиях XIII века связан переломный момент всего евразийского континента [1].

С учетом анализа истории развития общества на территории евразийского континента можно сделать вывод, что интеграция происходила в нескольких направлениях:

1) Естественная, исторически сложившаяся интеграция, обусловленная климатическими, географическими, социальными факторами.

2) Институциональная, искусственно формирующаяся с учетом главенствующих этносов в разные временные промежутки.

Рассматривая процессы взаимодействия в Евразийском регионе, нельзя не сказать о таком значимом факторе, как возникновение и развитие идеологии евразийства. Развитие евразийской идеологии имеет почти столетнюю историю, и мнения на счет еесуществованиядостаточно противоречивы. Но тем нее менее, концепции удалось сохраниться и, более того, претерпевая изменения,  существовать и в современности.

Фактически теория евразийства возникла в 20-х годах прошлого века в Софии. Ее возникновение связывают с выходом сборника статей четырех авторов (П.H. Савицкого,П.П. Сувчинского,H.С. ТрубецкогоиГ.В. Флоренского)«Исход к Востоку. Предчувствия и свершения.  Утверждение евразийства». Учитывая сложную жизнь русских эмигрантов вдалеке от России, которые находились в постоянных переживаниях о будущем своей страны и  о судьбе ее народа, возникновение данного течения было вполне ожидаемым. Эти мысли, тревоги и раздумья и отмечаются как глубинные истоки евразийства. Целью евразийства, как отмечал П. Савицкий, было «создать новую русскую идеологию, способную осмыслить происшедшие в России события и указать молодому поколению цели и методы действия» [6].Н.С. Трубецкой, говоря о территории будущих постсоветских стран, не имел представления о современных процессах интеграции,но уже он отмечал, что «национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая многонародная нация и в качестве такой обладающая особым национализмом» [6]. Таким образом, у основателей евразийства Евразия определена как особое единство, с учетом этносов и их культур, а не только как совокупность территорий Европы и Азии.

Новый виток развития идея евразийства получила после распада великой державы СССР в конце XX века. Поддержал идею евразийской интеграции президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выбрав евразийство одним из ключевых механизмов в политике интеграции со странами постсоветского пространства. Лидер решил вынести идею евразийства за пределы своей страны и предложил данный путь взаимодействия всем странам постсоветского пространства. В 1994 году он выдвинул идею Евразийского союза в рамках СНГ, которая, как показала практика, имела весомый интеграционный потенциал. Назарбаевым отмечалось, что в Евразийском регионе была бы другая «интеграционная реальность», если бы проекты, предложенные им, были приняты ранее [5].Предложенный путь развития отношений предполагал сохранение единого постсоветского пространства, а сразу после распада СССР руководители новообразовавшихся суверенных стран отчаянно отстаивали свою независимость и право на обособленное существование во всех сферах.

Реализация современного этапа евразийства проходит с учетом сформировавшихся реалий в условиях мировой глобализации. Евразийская идея включает в себя не только геополитическое и экономическое единство региона, но и принятие неотъемлемого культурного и национального многообразия. Безусловно, идеи евразийства и связанные с ними процессы интеграции требуют тщательной доработки, контроля и развития. Но тем не менее видны неопровержимые положительные результаты международного сотрудничества, а сама идея евразийства способствует решению большинства вопросов в регионе.

 

Список литературы:
1. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – М.: Айрис-пресс, 2011. – С.100. 
2. Дергачев В. Империя Александра Македонского.Глобальная геополитическая трансформация древнего мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dergachev.ru/geop_events/240615.html#.V-WnRPmLTIU (дата обращения 29.11.2016).
3. Дугин А. Основы геополитики. – М.: Арктогея-центр, 2000. – 928 с. 
4. Зюсс Э. Лик Земли. – 1883 г.
5. Назарбаев Н.А. Идея Евразийского союза и перспективы интеграции // Евразийский союз: новые рубежи, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. – М., 1996. – С. 3.
6. Савицкий П.Н. // День. – 1992г. – №31.