Статья:

Правовые акты Европейского союза в сфере местного самоуправления

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Мадоян М.Р. Правовые акты Европейского союза в сфере местного самоуправления // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 75-78.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые акты Европейского союза в сфере местного самоуправления

Мадоян Милана Рубеновна
магистр, юридический институт, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной научной статье изучается опыт распростра­нения и внедрения успешных форм и методов решения проблем на местном уровне в контексте международного права. Так же, говорится о том, как каждое государство, ратифицировав Европейскую хартию местного самоуправления, связывает себя со всеми ее требованиями. При этом, защитив права и общие интересы местного самоуправления.

 

Ключевые слова: Муниципальное право; европейское право; права граждан; местный уровень; международное право; Европейская Хартия; правовые акты.

 

Каждая страна, присоединившаяся или желающая присоединиться к Европейской Хартии местного самоуправления, в соответствии с п. 1 ст. 12 Европейской Хартии обязуется считать себя связанной требованиями, которые изложены, по меньшей мере, в двадцати пунктах из тридцати, (включая, не менее десяти обязательных пунктов), присутствующих в части I Европейской Хартии [3].

В пункте 1 ст. 3 Европейской Хартии закреплено, что «местное самоуправление означает право и фактическую способность местных властей осуществлять регулирование и управлять значительной частью публичных дел, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Пунктом 4 ст. 4 Европейской Хартии устанавливается, что «полномочия местных властей являются всеобъемлющими и исключи­тельными. Они не должны быть ограничены другой центральной или региональной инстанцией, если только это не предусмотрено законодательно».

Пунктом 6 ст. 4 Европейской Хартии установлено, что «органы местного самоуправления заслушиваются, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия решений по всем непосредственно касающимся их вопросам».

Пункт 3 ст. 8 Европейской Хартии говорит о том, что «админи­стративный надзор за органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы было сохранено соответствие между значимостью соответствующих мероприятий, а также значением интересов, соблюдение которых они обязаны обеспечивать».

Статьей 11 Европейской Хартии закреплено, что «территориальным общностям должно быть предоставлено право обращаться, в случае необходимости, в суд для обеспечения свободного осуществления своих полномочий и уважения принципов местного самоуправления, закрепленных в Конституции или нормативно-правовых актах государства».

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что существует ряд положений, выполнение которых является принципи­альными с точки зрения Европейской Хартии местного самоуправления:

· местное самоуправление является одной из ключевых основ конституционного строя;

· право граждан на осуществление местного самоуправления признается и в обязательном порядке гарантируется государством;

· органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

· коммунальная (муниципальная) собственность, как и государ­ственная, а также частная, выступает одной из форм собственности [4].

На основании важности местного самоуправления, рассмотренные положения должны быть, по возможности, закреплены в Конституции государств.

Одно из требований Европейской Хартии состоит в праве на объединение в ассоциации (союзы), которое является закрепленным в ст. 10 «Право местных органов самоуправления на объединение» [6].

Так пункт 1 ст. 10 Европейской Хартии устанавливает, что «местные власти в процессе осуществлении собственных полномочий обладают правом сотрудничества друг с другом и объединения, на объедение в союзы для того, чтобы решать вопросы, которые представляют взаимный интерес» [1].

Этим регламентируется взаимодействие местных органов власти с целью добиться большей эффективности, реализуя совместные проекты, либо для решения задач, выходящих за пределы возможностей одного органа власти.

Пункт 2 ст. 10 Европейской Хартии закрепляет, что «право местных властей на членство в соответствующих союзах с целью защиты или реализации их совместных интересов, а также их право быть членами международных союзов местных властей, признается каждым государством».

Данное право связано, в первую очередь, с ассоциациями, которые представляют все местные органы власти того или иного рода на региональной или общенациональной основе, обычно предусматри­вающие не только возможность вступления в ассоциации на нацио­нальном уровне. Кроме того, они обладают параллельным правом вступления в международные ассоциации, ряд которых активно строит европейское единство на принципах, соответствующих целям, представленным в Статуте Совета Европы.

Пунктом 3 ст. 10 Европейской Хартии регламентируется, что «местные власти обладают правом в рамках условий, которые предусмотрены действующим законодательством, осуществлять сот­рудничество с самоуправляющимися территориальными общностями других государств» [5].

На такое сотрудничество оказывают влияние в значительной степени положения Примерной Европейской Конвенции о Транс­граничном Сотрудничестве от 21 мая 1980 года. Кроме того, важная роль при этом принадлежит некоторым видам сотрудничества, которые не должны быть ограничены приграничными районами.

На основании действующих процедур, которые были разработаны Советом Европы, Конгрессом местных и региональных властей подготавливается по каждому отдельно взятому государству доклад о положении местной и региональной демократии. Кроме того, осуществляется контроль за тем, чтобы принципы Европейской Хартии местного самоуправления на практике реализовывались.

С этой целью, в Институциональном комитете Конгресса была создана Комиссия независимых экспертов по Европейской Хартии местного самоуправления, деятельность которой направлена, в первую очередь, на мониторинг имплементации положений Европейской Хартии в национальные законодательства стран-государств Совета Европы [7].

Таким образом, поскольку речь идет об оценке местного законо­дательства на предмет его соответствия Европейской Хартии местного самоуправления, то правильным и конструктивным подходом является выполнение подобного анализа экспертами Конгресса [3].

В рамках действующего европейского законодательства по вопросам местного самоуправления активно используется на практике широкое информирование органов власти, специалистов и граждан о целях, которые ставят перед собой ассоциации (союзы) местных самоуправлений:

· внедрение в своих странах положений Европейской Хартии о местном самоуправлении;

· ведение переговоров с Парламентом и Правительством по вопросам, затрагивающим интересы местного самоуправления;

· подготовка предложений по совершенствованию национального законодательства о местном самоуправлении;

· защита прав и общих интересов органов местного самоуправления;

· содействие и участие в создании условий для подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;

· содействие реализации права граждан на местное самоуправление;

· разработка общей политики местных самоуправлений и решение общих для них проблем;

· развитие сотрудничества с международными организациями и ассоциациями других стран;

· участие в международных программах и проектах;

· изучение опыта, распространение и внедрение успешных форм и методов решения проблем на местном уровне [2].

В контексте сотрудничества с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы возможно обращение государства в Конгресс с просьбой об оказании экспертной, методической и информационной помощи, направленной на создание ассоциаций местных и региональных властей.

 

Список литературы:
1. Истратов Н.В. Правовые основы Европейского союза: региональный аспект. – М.: издательство «АРС», 2014.
2. Рассел Д. Местное самоуправление во Франции. - М.: издательство «АРС», 2014.
3. Треверз Н. Местное самоуправление в Европе: проблемы и перспективы дальнейшего развития. – М., 2014.
4. Яковлев С.В. Законодательство Евросоюза. – М.: издательство «АРС», 2016.
5. Chandler J. Public policymaking for local government. — London, 2011.
6. Dillon J. Commentaries on the law of municipal corporations. – London, 2011.
7. Robertson D. Forms of local self-government in West Europe. - London, 2014.