Статья:

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Русскова М.А., Степенко В.Е. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 11(70). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Русскова Марина Александровна
аспирант Тихоокеанского государственного университета, начальник юридического отдела, администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края, РФ, Хабаровский край, Ульчский район, с. Богородское
Степенко Валерий Ефремович
д-р юрид. наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, директор юридического института, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. В статье рассматривается практика применения норм права в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, сделан анализ судебной практики и практики контрольно-надзорных органов по привлечению правонарушителей к административной ответственности  за нарушение в сфере рыболовства. Приведены статистические данные практики привлечения к административной ответственности за нарушение правил рыболовства и сохранения водных биоресурсов юрисдикционными органами Дальневосточного Федерального округа.

Abstract. The article examines the practice of applying the norms of law in the field of fisheries and conservation of aquatic biological resources, analyzes judicial practice and the practice of control and supervisory authorities to bring offenders to administrative responsibility for violations in the field of fisheries. The statistical data of the practice of bringing to administrative responsibility for violation of the rules of fishing and conservation of aquatic biological resources by the jurisdictional bodies of the Far Eastern Federal District are presented.

 

Ключевые слова: практика применения норм законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; судебная статистика; статистика территориальных органов Росрыболовства; правонарушения в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, анализ правоприменения.

Keywords: The practice of applying the norms of legislation in the field of fisheries and conservation of aquatic biological resources; judicial statistics, statistics of territorial bodies of Rosrybolovstvo; offenses in the field of fisheries and conservation of aquatic biological resources, analysis of law enforcement.

 

Практика применения норм Кодекса об административных правонарушениях РФ в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов состоит из судебной практики и практики применения данных норм права контрольно-надзорными органами в сфере рыболовства, пограничными органами, органами рыбоохраны.

В данном исследовании нами анализируется практика привлечения к административной ответственности за нарушение правил рыболовства и сохранения водных биоресурсов юрисдикционными органами Дальневосточного Федерального округа. Всего судами  рассмотрено в 2015 году – 336426 дела об административном правонарушении, в 2016 году – 329489, в 2017г. – 329675, в 2018 году - 357204, в 2019 году – 335958, в 2020 – 37956, в 2021 году 404045. Из них за нарушение правил рыболовства в 2015 году – 9094 дел об административных правонарушениях, что составляет 2,7% от общего количества дел об административных правонарушениях,  в 2016 году – 11699, что составляет 3,5%,  в 2017 году – 11413, что составляет 3,4%,  в 2018 году – 11132, что составляет 3,1%,   в  2019 году – 8319, что составляет 2,5%,  в 2020 году – 8903, что составляет 2,3%, в 2021 году 37224, что составляет 9,2%. За нарушение правил охраны водных биоресурсов в 2015 году – 7, в 2016 году – 9, в 2017 году – 31, в 2018 году - 2,  в 2019 году – 4 и в 2020 году – 4, в 2021 году – 20. От общего количества дел об административных правонарушениях данные дела не составляют даже 1%. Прослеживается некоторая тенденция к уменьшению административных правонарушений с 2015 по 2021 год. Анализируя данные, мы связываем это, прежде всего с изменением законодательства о рыболовстве, с внедрением новых правил рыболовства, с запретами на вылов определенных видов рыб, таких, например, как летняя кета, горбуша. К тому же в 2020 году с введением «ковидных» ограничений для физических и юридических лиц, распространение заболевания по всему миру не позволило в полной мере осуществлять деятельность в сфере рыболовства. Так же действие ограничительных мероприятий повлияло на работу судебной системы, многие материалы были прекращены в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.  Исходя из анализа судебной статистики наибольшее количество дел об административных правонарушениях в сфере рыболовства рассмотрено  в 2015 году судами Хабаровского и  Камчатского краев – 3641 и 2107 дел соответственно, в 2016 году – судами Хабаровского и Приморского краев и Сахалинской областью – 4148, 2681 и 1988 дел, в 2017 году  судами Хабаровского края, Приморского края, Сахалинской области и Камчатского края – 3829,2718, 1924 и 1761 дело, в 2018 году  - судами Хабаровского края , Приморского края, Сахалинской области и Камчатского края – 3491, 2752, 2098 и 1585 дел, в 2019 году – судами Хабаровского края, Приморского края и Сахалинской области – 2993, 2076 и 1821 дело соответственно, в 2020 году судами Хабаровского края, Сахалинской области,  Приморского края и Камчатского края- 3325, 2203, 1540 и 1024, в  2021 году судами Хабаровского и Приморского краев – 2935 и 1590 соответственно и судами Сахалинской области – 1525 дел. Самое меньшее количество дел в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов рассмотрено судами Забайкальского края  в среднем 3 дела в год.  По результатам рассмотрения,  подвергнуто наказанию физических лиц в 2015 году – 7766, в 2016 году – 10576, в 2017 году - 10091, в 2018 году – 9806, в 2019 году - 7472, в 2020 году -7729, в 2021 году – 6942, Юридических лиц в 2015 году – 356, в 2016 году – 261, в 2017 году – 229, в 2018 году – 217, в 2019 году - 199 и в 2020 году – 154, в 2021 году 107. Должностных лиц в 2015 году – 47, в 2016 году – 38, в 2017 году - 84, в 2018 году - 126, в 2019 году - 139, в 2020 году – 125, в 2021 году 86. Прежде всего это связано с наличием на территории того или иного субъекта водных объектов, на которых осуществляется рыболовство, а также наличием биоресурсов в данных водных объектах. Немаловажным показателем, по нашему мнению, является и активная работа контрольно-надзорных органов.

В качестве меры ответственности за нарушение правил рыболовства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биоресурсов или без таковой. Штраф назначается практически во всех случаях привлечения к административной ответственности за нарушение правил рыболовства. Так судами Магаданской области в 2019 году из 198 рассмотренных дел по  168 был назначен штраф, в 2020 году из 187 рассмотренных дел по 94 наложен штраф, в 2021 году из 158 по 142 назначен штраф. Судами Приморского края в 2019 году из 2076  рассмотренных дел по 1923 был назначен штраф, в 2020 году из 1540  рассмотренных дел штраф назначен по 1415 делам, в 2021 году из 1590 рассмотренных штраф применен в 1452 случаях, судами Хабаровского края в 2019 году из 2993 рассмотренных  дел по 2989 был назначен штраф, в 2020 году из 3324 по 3205 наложен штраф, в 2021 году из 2935 дел по 2817 назначен штраф. Такой вид наказания как конфискация применялся в 2019-2022 годах в основном судами Хабаровского края, Приморского края, Сахалинской области, Камчатского края и Еврейской автономной области.  Разницу между рассмотренными делами и делами по которым назначено административное наказание составляют дела возвращенные для устранения недостатков и  прекращенные дела.

Что касается практики применения административных норм органами административной юрисдикции, а именно территориальными управлениями Федерального агентства по Рыболовству, то надо отметить, что на территории Дальневосточного Федерального округа она осуществляется Амурским территориальным управлением, Приморским,  Северо-Восточным, Сахалино-Курильским и Охотским территориальными управлениями Федерального агентства по рыболовству.  В 2018 году Амурским терруправлением Росрыболовства составлено протоколов об административном правонарушении по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ [10. ст.37] в количестве 5752 по которым 5234 лица привлечены к административной ответственности, из которых физические лица – 4974, должностные лица – 125, юридические лица – 128. В 2019 году  составлено 4779 протоколов, по которым 4450 лиц привлечено к ответственности, из которых 4330 это физические лица, 59 должностных лиц и 61 юридическое лицо. В 2020 году протоколов по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ [10. ст.37]  составлено 5393, по ним 4095 лиц привлечено к ответственности, из которых 4005 это физические лица, 45 должностных лиц, 45 юридических лиц.  Охотским терруправлением в 2018 году по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ [10. ст.37]  составлено 467 протоколов, по которым 333 лица привлечены к административной ответственности, из которых 327 это физические лица, 6 юридических лиц.  А  в 2019 году составлено 426 протоколов, по которым 349 лиц привлечено к й ответственности, из которых 345 это физические лица, 1 должностное лицо и 3 юридических лица. В 2020 году протоколов составлено 463, по которым 326 лица привлечено к  ответственности, из них 308 физических лиц, 12 должностных лиц, 6 юридических лиц. В качестве меры административной ответственности территориальными управлениями назначается штраф. Так сумма наложенных штрафов Амурским терруправлением в 2018 году составляет 24604000 руб.,  в 2019 году 18903000 руб., в 2020 году – 11539100 руб. Сумма наложенных штрафов охотским терруправлением в 2018 году составила – 987400 руб., в 2019 году – 685000 руб., в 2020 году 580242 руб. Сумма взысканных штрафов по всем территориальным управлением составляет от 60 % до 80%. Необходимо отметить, что в качестве штрафных санкций за нарушение правил рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов налагается и взыскивается достаточно большие суммы, но несмотря на это, количество административных правонарушений остается стабильным, в среднем 10 тысяч в год. В 2013 году Федеральным законом от 07.05.2013 N 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.33 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» штрафы были увеличены.[5. ст.2318]

В соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, необходимыми условиями законного рыболовства являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках определенного вида рыболовства. Такими обязанностями и ограничениями в сфере рыболовства являются: сроки осуществления рыболовства, нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, территория осуществления рыболовства, ограничение или запреты на вылов определенных видов водных биоресурсов, запрет на использование запрещенных орудий и способов добычи (вылова) – ставные неводы, драги, ловушки, огнестрельного оружия, взрывчатых и химических веществ, осуществление рыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах.

Основной проблемой в практике правоприменения, является разграничение административного правонарушения за нарушение правил рыболовства и преступления, предусмотренного ст. 256 Уголовного кодекса РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» [9. ст. 256]. Данная тема рассматривалась многими учеными. Разграничение составов административных правонарушений, сформулированных ч. 2 ст. 8.37 КоАП [10. ст.37] РФ и  преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ осуществляется по объективной стороне деяния и предмету, в том числе по  признакам места совершения преступления, орудий и способов  совершения, квалифицирующих признаков, наступивших последствий, предусмотренных ч. 3 ст. 256 УК [9. ст. 256]. При этом в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, правоприменителю необходимо исходить не только из количественных критериев, например, стоимости добытого, но и учитывать причиненный вред экологии, т.е. вред, в целом нанесенный животному миру. К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.  Как верно отмутила О.Л. Дубовик проблемные ситуации и трудности применения носят в основном практический а не технический характер. Законодательство об ответственности за нарушение в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов весьма развито.[2.]

Биоресурсы – это условно возобновляемые ресурсы, будущее которых зависит от состояния экологических ресурсов. При использовании биоресурсов существует опасность снижения и истощения их запасов. [1. с.80-81]

Охрана водных биоресурсов является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента РФ возложена на Федеральное агентство по рыболовству РФ и его территориальные органы.[6.ст.2544] За  нарушение правил охраны водных биологических ресурсов ст. 8.38 КоАП РФ [10. ст.37]  установлена ответственность.  Однако законодательством не определено понятие «охрана водных биологических ресурсов», а также не установлены Правила охраны водных биологических ресурсов. Закон о рыболовстве дает лишь  понятие «сохранение водных биоресурсов», под которым понимается поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, воспроизводству, охране, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.

Согласно данным статистики судами за нарушение правил охраны водных биоресурсов ст.8.38 КоАП РФ рассмотрены дела об административных правонарушениях предусмотренных всего в 2016 году – 40 дел, в 2017 году – 27дел, в 2018 году – 36, в 2019 году – 92, в 2020 году - 26, в 2021 году- 20 дел. Из всей совокупности данной категории дел судами Дальневосточного Федерального округа рассмотрено по ст.8.38 КоАП РФ в 2015 году – 6 дел, из них 3 на территории Магаданской области, 1 на территории Хабаровского края, 1 на территории Приморского края, 1 на территории Республики Бурятия, в 2016 году – 8 дел, из них 1 на территории Сахалинской области, 2 на территории республики Саха (Якутия), 4 на территории Приморского края,  1 на территории Камчатского края,  в 2017 году – 1 дело на территории Хабаровского края, в 2018 году – 1 дело на территории республики Саха (Якутия),  в 2019 году – 3 дела, 2 из которых  на территории республики Саха (Якутия) и 1 на территории Приморского края, в 2020 году – 1 дело  на территории Хабаровского края,  в 2021 году – 4дела  и все на территории Хабаровского края.  Учитывая, что ежегодно судами рассматривается порядка 7 млн. дел об административных правонарушениях, дела по ст.8.38 КоАП РФ не составляют даже 1% в общем массиве административных правонарушений. Территориальными органами Росрыболовства входящими в Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн по ст.8.38 КоАП РФ рассмотрено в установленном порядке в 2015 году – порядка 30 дел, в 2016 году – 18 дел, в 2017 году – 25 дел, в 2018 году – 22, в 2019 году – 15 дел, в 2020 году – 11, в 2021 году 14.  Из приведенных данных видно, что количество административных правонарушений за нарушение правил охраны водных биоресурсов ничтожно мало.  Исходя из анализа судебной практики за 2019-2021 годы, основными субъектами, нарушающими правила охраны водных биологических ресурсов являются юридические лица. При осуществлении своей хозяйственной деятельности, юридические лица: не соблюдают экологическое законодательство, осуществляют сброс в водоемы неочищенные сточные воды, осуществляют водозабор без согласования с территориальными управлениями федерального агентства по рыболовству, а также осуществляют водозабор  без рыбозащитных сооружений, возводят дамбы без согласования с исполнительным органом государственной власти в сфере рыболовства, осуществляют водосброс при осуществлении хозяйственной деятельности с превышением температуры сбрасываемых вод, то есть выполняют  такие действия, которые могут привести к массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов.  При наличии реального вреда – массовой гибели рыбы и других животных, в зависимости от его размера административные правонарушения уже квалифицируются как преступления. Ни одним судом  при рассмотрении административного правонарушения по ст.8.38 КоАП РФ не установлена массовая гибель рыбы и водных животных, а только наличие ее возможности. Привлечение должностных лиц за нарушение правил охраны водных биоресурсов связано с осуществлением последними организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий  при осуществлении хозяйственной деятельности юридического лица связанного с использованием водоемов для забора или сброса воды, а  также бездействие лиц осуществляющих экологический контроль. Привлечение физических лиц по данной норме составляет не более трех-четырех в год по всей стране. Так по данным Амурского терруправления, Северо-восточного терруправления Росрыболовства за период с 2015 по 2021 год ни одно физическое лицо не привлечено к административной ответственности по ст.8.38 КоАП РФ [10. ст.38], по данным Охотского терруправления Росрыболовства за период с 2015-2021 годы привлечено к административной ответственности 1 физическое лицо. Таким образом, количество административных правонарушений  зависит от количества юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность тем или иным образом связанную с использованием водных объектов.

Одним из основных элементов объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ [10. ст.37]  является действия (бездействие) которое может повлечь  за собой массовую гибель рыбы, либо наличия возможности наступления массовой гибели рыбы или других водных животных. Поскольку массовой гибелью рыбы считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза, то действия правонарушителей также должны обладать признаком массовости (масштабности), что в свою очередь трудноосуществимо физическому лицу. Таким образом, в большинстве случаев административные правонарушения, предусмотренные ст.8.38 КоАП РФ совершены юридическими лицами либо должностными лицами (по распорядительному указанию должностного лица). В связи с этим по данным судебной статистики количество привлеченных к административной ответственности  по 8.38 КоАП РФ физических лиц практически равно нулю.

При наличии реального ущерба - массовой гибели рыбы и иных водных животных, а именно к таким последствиям приводят противоправные действия юридических и должностных лиц,  действия  квалифицируются уже как преступления.

За любое правонарушение, предусмотренное КоАП РФ или законодательством субъекта РФ предусмотрена мера административной ответственности. Применение административной ответственности представляет собой одну из важнейших правовых функций государства. Юридическая ответственность позволяет обеспечить неизменность и общеобязательность правовых предписаний. В этом контексте об административной ответственности можно говорить как об основном способе осуществления правоохранительной функции механизма административно-правового регулирования.[4. с.58-62]

За нарушение правил рыболовства предусмотрена в качестве основного административного наказания такая мера как штраф, а в качестве  дополнительного конфискация, которая может применяться, а может и не применяться, что она напрямую зависит от  решения правоприменителя. За нарушение правил охраны водных биоресурсов в качестве меры административной ответственности  для физических и должностных лиц установлен штраф, а для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлено альтернативное наказание или штраф или административное приостановление деятельности на  определенный срок.

Штраф назначается в 100% случаях привлечения к административной ответственности за нарушение правил рыболовства и в 98% случаев за нарушение правил охраны водных биоресурсов. Так судами Дальневосточного Федерального округа за 2019 год из 8323 рассмотренных дел об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов  по 7 615 применена такая мера наказания как штраф на общую сумму 31 324 916 руб., в 2020 году из 8907  рассмотренных дел по 7782 применен штраф на общую сумму  25 759 355 руб.,  в 2021 году из 37244 рассмотренных дел по 6904 применен штраф на общую сумму 19 980 721 руб. Основной мерой наказания за административные правонарушения в сфере рыболовства применяемой контрольно-надзорными органами также является штраф. Амурским терруправлением Росрыболовства из 4779 случаев привлечения к административной ответственности в 2019 году по 4450 назначен штраф на общую сумму 18 903 000руб., в 2020 году из 5393 дел штраф назначен  по 4095 на общую сумму 11 539 100 руб., в 2021 году из 4985 дел штраф назначен  по 4090 на общую сумму 11 000 200 руб.  Охотским терруправлением в 2019 году  рассмотрено 426 дел об административной ответственности за нарушение правил рыболовства из которых по 346 наложен штраф на сумму 685 000 руб., а за нарушение правил охраны водных биоресурсов из 13 дел штраф наложен по всем 13 на сумму 390 000 руб., в 2020 году из 463 рассмотренных дел штраф назначен по 308 на общую сумму 1 055 100 руб. в 2021 году из 395 рассмотренных дел штраф назначен  по 310 на общую сумму 1200000. Северо-Восточным терруправлением Росрыболовства в 2019 году рассмотрено  1625 дел по 1429 назначен штраф на сумму 18681800 руб., в 2020 году из 1587 по 1450 назначен штраф на сумму 16270100 руб. в 2021 году 1470 рассмотрено из них по 1350 назначен штраф на сумму 16 900 100 руб.

Конфискация как санкция за административное правонарушение назначается только судьей. В сфере рыболовства конфискация применяется за нарушение правил рыболовства (ч.2 ст.8.37 КоАП РФ) [10. ст.37]  и состоит в принудительном изъятии судна и других орудий добычи (вылова) водных биоресурсов. Конфисковываются самоходные и несамоходные плавучие сооружения, в том числе, резиновые лодки, если они применялись при незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов, а в определенных для отдельных видов рыболовства случаях также при приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранении и выгрузке уловов водных биоресурсов, при незаконном производстве продукции из водных биоресурсов.[7.] К другим орудиям добычи относятся удочки, спиннинги, сети, неводы, тралы, ловушки и т.п.

Согласно судебной статистике, данная мера наказания применялась судами Дальневосточного Федерального округа в половине случаев привлечения к административной ответственности. Так судами Приморского края в 2019 году из 2076 рассмотренных дел конфискация применена по 1352 делам, из 1540 дел по 817 в 2020 году, в 2021 год из 1590 рассмотренных дел конфискация применена по 1079. Судами Сахалинской области в 2019 году из 1821 дела по 900 делам применена конфискация, в 2020 году из 2202 по 912 делам, в 2021 году из 1525 рассмотренных дел конфискация применена по 841. Судами Камчатского края в 2019 году из  рассмотренных  733 дел за нарушение правил рыболовства по 435 была назначена конфискация, в 2021 году из 874 дела применена конфискация в 170 случаях. Судами Хабаровского края  в 2020 году из 3324 дел об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ по 2759 была назначена конфискация, в 2021 года из 2935 рассмотренных дел, конфискация применена в 2456 делах.  Конфискация применяется к собственнику изымаемого имущества, признанному виновным в совершении административного правонарушения,  в связи с этим данная мера не может быть применена в отношении должностного лица. Анализируя судебную практику, мы видим, что проблемы применения данной меры наказания возникают у судов в связи с неправильным оформлением процессуальных документов контрольно-надзорными органами, а также оставление без решения вопроса об изъятых орудиях добычи (вылова) водных биоресурсов при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностными лицами и судебными инстанциями.[8.]

Необходимо отметить, что в качестве штрафных санкций за нарушение правил рыболовства и сохранения водных биоресурсов налагается и взыскивается достаточно большие суммы, но несмотря на это, количество административных правонарушений в этой сфере остается стабильным, в среднем 10 тысяч в год. В 2013 году Федеральным законом от 07.05.2013 N 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.33 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» штрафы были увеличены.[5.2318]

Альтернативной мерой административной ответственности за нарушение правил охраны водных биоресурсов, применяемой к юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является приостановление деятельности. В соответствии с данными правоприменительной практики судебными инстанциями Дальневосточного Федерального округа и территориальными управлениями Росрыболовства ДФО данная мера наказания за период 2015-2022 годы не применялась ни разу. Причина этому скорее всего то, что правонарушения в сфере охраны водных биоресурсов пресекаются на начальной стадии, не позволяя правонарушителям причинить существенный вред окружающей среде. К тому же количество правонарушений за нарушение правил охраны водных биоресурсов в сравнении с правонарушениями за нарушение правил рыболовства значительно невелико. Практическим путем  выявлено, что основным и наиболее распространенным видом административного наказания в сфере сохранения водных биоресурсов и рыболовства является штраф. Несмотря на повышение штрафных ставок, в качестве ужесточения административной ответственности, государство стремилось уменьшить количество административных правонарушений в сфере рыболовства, но положительного результата не получило. Эффективность нормативного правового урегулирования  рыболовства не зависит от ужесточающих шагов государства. Для того чтобы лицо не совершало правонарушение в сфере рыболовства необходимо создать для него условия, при которых оно само не пожелает этого делать. К примеру, воспроизводство рыбы даст прирост объемов рыбодобычи, что снизит цены на рыбопродукты и тем самым снизит количество браконьерского лова. Ведь всем известно, что основная цель браконьеров это обогащение, а при снижении цены пропадет интерес к незаконной рыбодобычи, как неэффективной деятельности. Необходимо обеспечить людей возможностью трудоустроится и они не пойдут на водоемы заниматься незаконной добычей, чтобы прокормить семью.  Такие меры административной ответственности как штраф, конфискация орудий совершения правонарушения,  не лишают правонарушителей привычных для них условий социальной жизни и тем самым административное правонарушение воспринимается как  незначительное противоправное явление, которое может совершить любой. К тому же, большой процент занимающихся незаконной рыбодобычей не имеют дохода и имущества, что не дает возможности ко взысканию с них штрафа даже в принудительном порядке и тем самым они не претерпевают никаких неудобств и наказание становится неэффективным[3.с.77]. Конечно, влияние административного наказания на различных лиц не может быть одинаковым, так как существует зависимость от морального, культурного, материального уровня населения, от уровня правосознания, социального положения, полноты реализации принципа неотвратимости административного наказания.

 

Список литературы:
1. Абрамова С.В., Слюсаренко Н.В. «Рациональное использование и охрана биоресурсов на примере залива Анива Сахалинской области». Современные наукоемкие технологии.2004 № 5 с.80-81
2. Дубовик О.Л. «Применение ответственности за экологические правонарушения» / М.: Городец, 2007.
3. Русскова М.А., Степенко В.Е. «Меры административной ответственности за правонарушения в сфере рыболовства»// Административное право и процесс. 2022. № 1. С.75-77.
4. Чмырев С.Н., Бохан А.П., Губарева Т.И., Чмырев М.С. Сущность, признаки и основания административной ответственности // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2017. № 3. С. 58-62.
5. Федеральный закон от 07.05.2013 N 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.33 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Собрание законодательства РФ. 13.05.2013, N 19, ст. 2318.
6. Указ Президента РФ от 30.05.2008 N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству". Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2544
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство». Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2011.
8. Постановление Верховного суда  51-АД17-3 от 01.06.2017. Режим доступа:URL: https://koapru.ru/pract/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-01062017-n-51-ad17-3.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ"Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954,"Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.