Статья:

Проблемы реализации правотворческой инициативы граждан

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Ардаширова К.И. Проблемы реализации правотворческой инициативы граждан // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 96-101.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы реализации правотворческой инициативы граждан

Ардаширова Камилла Ильдаровна
студент Институт права Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

The problems of realization of legislative initiative of the citizens

 

Kamilla Ardashirova

law Institute of law Bashkir state University, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье анализируется право правотворческой инициативы граждан муниципальных образований в Российской Федерации, а также проблемы его реализации. Производится сравнение реализации данного права в Российской федерации и за рубежом. Отдельно уделено вниманию анализу понятий:  правотворческая инициатива, петиция.

Abstract. This article analyses the right of legislative initiative of the citizens of the municipality in the Russian Federation and also the problems of its implementation. There is the comparison of the implementation of this right in the Russian Federation and abroad. The comparison of the implementation of this law in the Russian Federation and abroad. Separate attention is paid to the analysis of the concepts: legislative initiative and petition.

 

Ключевые слова: правотворческая инициатива; проект муниципального правового акта; петиция.

Keywords: the legislative initiative; the draft of the municipal legal act; petition.

 

Правотворческая инициатива – это право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение уполномоченных органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Граждане свободны в осуществлении предоставленного им права правотворческой инициативы. Какие – либо прямые или косвенные ограничения прав человека и гражданина на участие в реализации данного права в зависимости от социального и материального положения, происхождения, национальности, пола, расы, отношения к религии, образования, языка, политических и иных взглядов, рода и характера занятий не допускается.

Данное право населения муниципального образования реализуется путём  внесения подготовленного инициативной группой граждан проекта муниципального правового акта, который рассматривает орган или должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта. Как правило, минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В настоящее время правовой нигилизм, проявляющийся в негативном отношении к праву, слабое доверие населения к органам власти, а также нехватка определенной четкости в механизме реализации правотворческой инициативы привели к тому, что граждане не очень активно используют предоставленное им право. В связи с этим наиболее актуальное значение в этот период приобретает вопрос улучшения взаимоотношений местных органов с государственными, понимания практических и теоретических аспектов взаимоотношения местного самоуправления и государства, а также их реализация в законодательной практике [1, C. 20].

В науке муниципального права довольно часто исследуется активность граждан в управлении муниципальным образованием. Ниже представлена статистика причин, которые не позволяли принимать участие в жизни муниципального образования.

Она включает в себя:

1) занятость на работе и дома (46,8%);

2) отсутствие организации (13,2%);

3) возраст (10,8%);

4) плохое здоровье, болезни (9,4%);

5) представители органов власти не прислушиваются к мнению жителей (6,6%);

6) неуверенность в результативности (3,2%);

7) не позволяют личные качества (2,8%);

8) нет средств (1,6%);

9) отсутствие поддержки со стороны других жителей (1,0%) [3, C. 11].

Данная статистика говорит о том, что основными причинами, из-за которых люди отказываются от участия в управлении муниципальным образованием, являются  неоказание должного внимания органов власти к мнению жителей, а также слабая организация процесса привлечения граждан к управлению. Следствием правовой пассивности граждан может являться утрата веры в возможность что-то изменить, отсутствие времени и интереса или удовлетворенность существующим положением  в их муниципальном образовании.

Эффективная борьба с абсентеизмом, совершенствование института демократии, воспитание политической культуры каждого, в конце концов, приведут к удовлетворению интересов как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всего населения [2, C. 24].

Не менее важной проблемой является тот факт, что до сих пор в муниципальных правовых актах, связанных с правотворческой инициативой граждан, происходит смешение понятий «правотворческая инициатива» и «петиция», что является грубым нарушением федерального законодательства и приводит к тому, что к институту правотворческой инициативы ошибочно относят петиции.

Под петицией, как правило, понимают коллективное обращение граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предоставлением предложения о принятии определённого нормативного акта либо о рассмотрении соответствующего вопроса на заседании органа. Правотворческая инициатива же является внесением конкретного проекта правового акта, а не предложения о принятии нормативного акта. Мы считаем, что нужно четко разграничить понятие «правотворческой инициативы» на законодательном уровне, чтобы любой гражданин смог понять смысл и значение данного института.

Институт правотворческой инициативы является немаловажным в жизни общества, так как он выражает мнение граждан и помогает в правильном развитии государства. Для эффективного функционирования системы местного самоуправления необходимо достичь взаимопонимания и успешное взаимодействие местному населению и представителям власти, то есть, вести конструктивный диалог, направленный на решение проблем конкретного муниципального образования. Взаимная заинтересованность и готовность сторон совместно участвовать в данном процессе поможет прийти к такому взаимодействию. При этом граждане конкретного муниципального образования должны являться равноправным субъектом такого взаимодействия.

Органы местного самоуправления призваны разработать наиболее эффективные формы сотрудничества с населением для разрешения проблем, связанных с привлечением граждан к совместному осуществлению местного самоуправления, а также обеспечить такие условия, чтобы каждый человек имел возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления.

В отличие от России, в зарубежных государствах институт правотворческой инициативы граждан и механизм его реализации сформировались гораздо раньше. Поэтому изучение богатого зарубежного опыта регулирования данного института дает возможность для лучшего понимания правовой природы правотворческой инициативы и ее предназначение в современном обществе, а также помогает избегать ошибок в процессе закрепления данного института в российском законодательстве.

Рассмотрим проблему реализации правотворческой инициативы граждан на региональном уровне в Италии. Согласно ч. 2 ст. 71 Конституции, народная инициатива в Италии осуществляется путем внесения в одну из палат Парламента проекта, составленного постатейно от имени не менее 50 тысяч граждан. Палата самостоятельно осуществляет проверку и подсчет подписей инициативной группы граждан. Так как далеко не все проекты одобряются парламентом, в Италии ввели такую интересную конструкцию, как пропозитивный референдум -  разновидность референдума, на который выносится проект народной законодательной инициативы в случае его неодобрения парламентом.

Например, 14 марта 2006 года вступил в силу Закон области Валле д'Аоста, который устанавливает и гарантирует, что результат народного голосования на пропозитивном референдуме имеет обязательную силу. В поддержку проекта правотворческой инициативы граждан, который выносился на пропозитивный референдум, необходимо собрать подписи не менее 5% граждан, имеющих право голоса. Референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее 45% граждан, имеющих право голоса. Законопроект принимается простым большинством голосов и вступает в силу после опубликования в Официальном бюллетене области. Таким образом, проекту инициативной группы граждан давался второй шанс, позволяющий ему стать законом, в случае одобрения народом.

Мы считаем, что для привлечения граждан к осуществлению правотворческой инициативы нужно:

- организовывать предварительное обсуждение проектов правовых актов на собраниях общественности;

- публиковать в средствах массовой информации проекты правовых актов и комментариев к ним, а также давать возможность населению вносить в них необходимые предложения;

- более внимательно относиться к замечаниям граждан, своевременно их рассматривать и учитывать при разработке правовых актов;

- стимулировать рост образованности, общей и правовой культуры населения, что, в свою очередь, будет содействовать компетентному участию его в правотворчестве.

Но помимо таких общих и всем известных правил по реализации правотворческой инициативы, которые в принципе и так должны соблюдаться, мы считаем, что стоит глубже изучить институт пропозитивного референдума и, возможно, ввести его на законодательном уровне и в Российской Федерации. Таким образом, население будет ощущать более надежную опору, и интерес в управлении муниципальным образованием возрастет.

 

Список литературы:
1. Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления//Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях. Казань, 10 июня 2014 г. 2c.
2. Атзитарова Р.Н., Аминов И. Р. Абсентеизм: проблемы и пути его преодоления//Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции». Воронеж: ИЦРОН, 8 декабря 2014 г. 4c.
3. Горяченко Е.Е. Население и местная власть: проблемы взаимодействия. Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем: Новосибирск, 2009. 9c.
4. Маклаков В.В. Конституция Итальянской Республики. Конституции зарубежных государст. М.: Волтерс Клувер, 2007. 259c.
5. Огнева Е.А. Правовое регулирование правотворческой инициативы граждан как гарантия реализации прав человека: зарубежные практики. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2013. 6c. 
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru