К вопросу о классификации форм межмуниципального сотрудничества
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
К вопросу о классификации форм межмуниципального сотрудничества
Аннотация. В статье рассматриваются виды и формы межмуниципального сотрудничества, которые существуют в Российской Федерации. О проблеме классификации форм межмуниципального сотрудничества, прямо неуказанных в законодательстве о местном самоуправлении, но которые являются таковыми фактически и о существовании коллизий при определении форм и видов межмуниципального сотрудничества, когда многие теоретики не могут прийти к единому мнению, какие же виды и формы межмуниципального сотрудничества существуют в РФ.
Ключевые слова: местное самоуправление; межмуниципальное сотрудничество; советы муниципальных образований и формы сотрудничества.
Существенная часть муниципальных образований в субъектах Российской Федерации в настоящее время испытывает дефицит средств и материальных ресурсов, которые необходимы в целях разработки и реализации программ социального и экономического развития, направленные на решение вопросов местного значения, а также для осуществления вложений в развитие соответствующих регионов. В связи с тем, что размер финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения муниципальными образованиями установленных обязательств, не соответствует уровню их реальных потребностей, а дотации от государства не покрывают всех расходов одним из способов оптимизации механизма решения вопросов местного значения, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также покрытия дефицита средств и ресурсов территориального образования субъекта Российской Федерации, который активно внедряется и используется, является их взаимовыгодное объединение в виде межмуниципального сотрудничества[1].
В юридической среде продолжает существовать интерес к проблемам, возникающим в сфере межмуниципального сотрудничества, поскольку все еще нет выработанных четких решений. Вызовы современности ставят перед юридической наукой новые исследовательские задачи, требующие анализа теоретических идей, а также практической стороны осуществления межмуниципального сотрудничества в России. Актуальность данной проблемы обусловлена значимостью местного самоуправления при решении задач современного конституционного строительства, поскольку развитие системы местной власти влечет за собой совершенствование гражданского общества и построение демократического государства. Важным является не только поиск решения проблем межмуниципального сотрудничества, но и необходимость определения перспектив развития и путей совершенствования института межмуниципального сотрудничества[2].
Согласно законодательству Российской Федерации право создания межмуниципальных объединений, во-первых, один из показателей независимости местного самоуправления от Конституции РФ, во-вторых, с помощью него возможно реализовать право на осуществление местного самоуправления, которое предусмотрено в основном законе страны. Кроме этого, данное право является и фактором укрепления, и гарантом муниципальной свободы в отношениях между муниципалитетами и государственной органами. Это право закреплено в Европейской хартии местного самоуправления.
Систематически толкуя ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3], можно выяснить, что межмуниципальное объединение муниципалитетов бывает, во‑первых, обязательное, а во-вторых, добровольное. Так, в ч. 1 ст. 66 ФЗ вышеуказанного закона говорится о том, что создаваться советы муниципальных образований должны в обязательном порядке. В то же время в ч. 1 ст.67 указывается то, что данные советы имеют полное право образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.
Ныне ученые-правоведы формы межмуниципального сотрудничества делят на две группы. Как правило, к первой группе относятся публичные интересы муниципальных образований:
1. совет муниципалитетов субъекта Российской Федерации;
2. единое общероссийское объединение муниципалитетов;
3. иные объединения муниципалитетов, которые непосредственно создаются с учётом территориальных и организационных особенностей;
4. представительство муниципальных образований в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы.
Итак, согласно ст. 66 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в любом субъекте РФ обязательно образование совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Собственную деятельность и организацию они осуществляют согласно тем требованиям, которые прописаны в ФЗ «О некоммерческих организациях». Данный совет муниципалитетов взаимодействует с государственными органами субъектов РФ согласно региональным законам в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включает следующие права:
1. утверждает свой устав;
2. фиксирует размер и способы распределения членских взносов, чтобы осуществлять свою деятельность и деятельность органов управления совета муниципальных образований;
3. определять структуру управленческих органов;
4. осуществлять те полномочия, которые прописаны в уставе соответствующего совета.
Помимо этого, рассматриваемый нами совет не имеет право каким-либо образом внедряться в функционирование муниципалитетов и препятствовать осуществлению их основных направлений деятельности.
Что касается единого общероссийского объединения муниципальных образований, то оно может создаваться только в том случае, если в его структуру вошли советы муниципальных образований как минимум более двух третей субъектов Российской Федерации. В том числе, в структуру данного объединения муниципалитетов могут включаться и прочие объединения муниципальных образований.
Надо так же обязательно сказать о том, что единое общероссийское объединение муниципальных образований не имеет права внедряться в осуществление функций муниципалитетов и иных объединений муниципальных образований и ограничивать деятельность вышеуказанных образований.
Отметим тот факт, что деятельность муниципальных объединений и форм указанной нами группы заключается в обеспечении взаимодействий как муниципальных образований, так и советов муниципальных образований субъектов страны. Объединения муниципалитетов и формы данной группы направлены обеспечить и реализовать взаимные интересы муниципальных образований РФ. Так же надо обязательно отметить тот момент, что межмуниципальные объединения и формы данной группы занимаются обеспечением интересов и в органах государственной власти на федеральном уровне и ведут организацию взаимодействия муниципальных образований Российской Федерации с транснациональными организациями и зарубежными юридическими лицами.
Что же касается второй группы, то она состоит из межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций. Надо обязательно отметить, что сегодня законодатель ограничивает данную группу по числу форм, то есть все муниципальные образования создаются только в форме непубличного акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью и осуществляют свою деятельность только на основании Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов. Что касается регистрации межмуниципальных хозяйственных обществ, то она осуществляется на основании ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.
Кроме того, муниципальные образования имеют полное право согласно законодательству Российской Федерации принимать участие в некоммерческих организациях, которые создаются в формах автономных некоммерческих организаций и фондов. Некоммерческие организации муниципальных образований функционируют на основании Гражданского кодекса РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях»[4] и иных федеральных законов.
Что касается форм межмуниципального сотрудничества, - в современности на территории Российской Федерации, во-первых, существуют ассоциативные формы:
1. ассоциации;
2. союзы;
3. советы муниципальных образований;
4. единое общероссийское объединение муниципальных образований.
Так же существуют и договорные формы:
1. соглашения о намерениях;
2. договор о совместной деятельности;
3. согласование планов социально-экономического и стратегического развития;
4. передача права временного либо постоянного пользования муниципальным имуществом иным муниципальным образованием.
В-третьих, есть и организационно-хозяйственные формы:
1. автономные некоммерческие организации;
2. фонды;
3. учреждения хозяйственных обществ.
На сегодняшний день существуют еще и компетенционные формы – заключение соглашений о передаче полномочий и иные формы межмуниципального сотрудничества:
1. совместные муниципальные органы;
2. совместное использование организованных, финансовых, кадровых ресурсов и т. д.
Итак, межмуниципальное сотрудничество - это комплексное публично-частное образование, которое, с одной стороны, состоит из публичного субъекта отношений и публичного содержания. А с другой стороны, рассматриваемый нами институт имеет и частноправовые аспекты, которые напрямую связаны с целью создания для решения вопросов местного значения межмуниципальных хозяйственных обществ, а также некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, чьи основные направления деятельности осуществляются на основании правил, регулирующихся гражданским законодательством.
Кроме того, для муниципального сотрудничества характерны нормативные и договорные начала.
[1]Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования // Экономика. Социология. Право. 2014. № 4. С. 143.
[2]Садретдинова Э.В., Аминов И.Р. Межмуниципальное сотрудничество в республике Башкортостан // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. 2014. С. 16-19.
[3]Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
[4]Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.