Статья:

Франция после Великой войны: стратегия сохранения "плодов победы"

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Всеобщая история

Выходные данные
Ачкинази Б.А. Франция после Великой войны: стратегия сохранения "плодов победы" // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 7-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Франция после Великой войны: стратегия сохранения "плодов победы"

Ачкинази Борис Александрович
д-р ист. наук, профессор, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, РФ, г. Симферополь

 

France after Great war: strategy of preservation of military prizes

 

Boris Atchkinasi

doctor of historical sciences, professor, Crimean republican institute of post-degree pedagogical education, Russia, Simferopol

 

Аннотация. В статье рассматриваются идеи послевоенной стратегии развития Франции, вокруг которых развернулась острая политическая борьба. Отмечается, что предложенные правящими кругами сценарии предусматривали сохранение «плодов победы» и обеспечение безопасности на базе консервативных принципов.

Abstract. In article the ideas of the post-war strategy of development for France around which bitter political struggle was started are considered. It is noted that the scenarios offered by ruling circles provided preservation of military prizes and safety on the basis of the conservative principles.

 

Ключевые слова: Великая война; политические круги; стратегия; обеспечение безопасности; плоды победы; мирная конференция; правые силы; конкуренция; консервативные принципы.

Keywords: Great war; political circles; strategy; safety; military prizes; peace conference; right forces; competition; conservative principles.

 

Республиканская Франция в мировой войне 1914‑1918 гг. одержала победу над извечным врагом – кайзеровской Германией. В период заключения Компьенского перемирия (1918), а также на Парижской (1919) и других послевоенных конференциях кабинет Ж. Клемансо и правящая коалиция стремились максимально закрепить «плоды победы» и создать предпосылки для обеспечения прочной безопасности. В правительственных, политических, деловых и общественных кругах разрабатывались и обговаривались разнообразные сценарии после­военной стратегии развития, вызывавших неоднозначные суждения, что вело к усилению внутренней конфронтации. Автор акцентирует внимание на некоторых важных аспектах формирования стратегии, которые не нашли освещения в историографии.

Важнейшим условием сохранения «плодов победы» являлось скорейшее разрешение проблем, порожденных участием в войне – военных, финансовых, экономических, политических, социальных, демографических, церковных, духовных и т. д.

Обеспечение безопасности традиционно связывалась с сильной армией, что было естественным для страны, которая на протяжении столетий находилась во враждебных отношениях с Германией, а в результате поражения 1871 г. потеряла наиболее развитые провинции на востоке – Эльзас и Лотарингию. Именно армия, в которую в годы войны было мобилизовано более 8 млн. человек, выявилась той решающей силой, которая склонила чашу весов в пользу Франции.

Симптоматично, что переговоры относительно перемирия и его подписание 11 ноября 1918 г. не привели к демобилизации войска. Главное командование и генералитет не исключали продолжения военных действий, в случае, если немцы не согласятся на требования союзников и прекратят переговоры. Исходя из главной установки – сохранение победных трофеев, правительство Ж. Клемансо активи­зировало интервенцию французских войск на территориях, которые в свое время были оккупированы войсками Четверного союза или же принадлежали странам этого союза (Балканы, Адриатика, Центрально-Восточная Европа, Украина, Крым Ближний и Средний Восток). Барон Л. Бэльби, обозреватель органа националистов «Энтрансижан» («Непримиримый») в передовой от 23 ноября 1918 г. констатировал: «Перемирие удивило нас тем, что никто не посчитал необходимым готовиться к демобилизации». Близкий к партии радикалов историк и публицист Ж. Прево объяснял это тем, что руководство Третьей республики и после перемирия, и во время работы Парижской мирной конференции высказывало сожаление, что война не завершилась «торжественным вступлением в Берлин». Кроме того, господствующим оставалось мнение «дополнить триумф над Германией победой над большевизмом» [1, c. 65]. Одной из главных задач укрепления внутрен­них и международных позиций страны оставалась стабилизация финансово-экономической сферы, нарушенной в годы войны. Министр экономики и сельского хозяйства В. Боре в декабре 1918 г. на официальном приеме по случаю начала работы конференции по нефти изложил основное кредо кабинета: «Все элементы нашей военной победы должны быть оправданными и проявиться уже завтра завое­ванием экономической победы… Все средства, обеспечившие победу в войне, должны быть направлены на рост производства» [2, с. 19].

В предпринимательских и связанных с ними политических кругах вызвало протесты утверждение парламентом в апреле 1919 г. закона о 8-часовом рабочем дне. Ряд выступлений депутатов правых партий в парламенте (Национальном собрании) содержали заявления, что эта мера лишь усугубит укрепление экономики и оборонного потенциала. В этом же ключе председатель Торговой палаты Парижа А. Паскаль, поддержанный представителями организаций патроната, огласил в международной комиссии Бюро труда, созданного под эгидой Лиги Наций: «Сокращение рабочего времени ставит Францию в крайне нетерпимое положение и, как следствие, способно превратить нашу славную победу в неминуемое поражение». Выступающий имел в виду, что страна, вышедшая из войны с гигантскими жертвами и разрушениями, не должна регламентировать время труда, поскольку это сопряжено с падением производства и увеличением себестоимости продукции. Осуществление регламентации, по его мнению, обязательно скажется на конкурентоспособности национальной экономики и ослабит ее роль в общем хозяйственном балансе. «В результате Франция вынуждена будет столкнуться с гегемонией на мировых рынках тех стран, которые не примут рекомендации Международного Бюро труда», - резюмировал он [3]. Культивирование режима «экономии» отражало тенденцию к сохранению консервативных подходов, присущих политике французского патроната еще с XIX в.

Укрепление ведущих позиций страны в послевоенном мире увязывалось с интенсификацией колониальной эксплуатации, что также традиционно, значилось в числе имперских приоритетов. Обоснование этого тезиса содержалось в выступлении министра финансов Л.- Л. Клотца в палате депутатов 29 декабря 1919 г. Он отметил, что война «создала между нами и населением колоний еще более тесные связи, чем в предшествующие годы. Необходимо сделать все возможное, чтобы расширить торговлю с нашими колониями. Последние способны поставлять все, в чем Франция испытывает нехватку: рис, продукты питания, растительное масло, экзотические плоды, муку, древесину и т. д. Это есть гарантией того, - заключал министр, - что страна после победы, как и после поражения 1871 г., в состоянии быстро достигнуть процветания своей индустрии и торговли» [4, с. 134–135].

Важнейшим фактором внутренней консолидации, без чего трудно было добиться реализации поставленных целей, по-прежнему рас­сматривался «священный союз». Премьер А. Бриан еще в декабре 1914 года при формировании своего военного кабинета, подчеркивал: «Чтобы завоевать победу недостаточно только одного героизма на фронте. Необходимо сотворить союз внутри страны» [5, с. 145]. Об этом много говорили и другие крупные политики Третьей республики Ж. Клемансо, Р. Пуанкаре, А. Мильеран, А. Тардье, Л. Марен, М. Баррес…

Сохранению внутреннего единства придавалось первостепенное значение, что вынуждает сказать, хотя бы вкратце, об истоках этой тенденции. Консолидация политических сил во Франции, более известное как «национальный союз» сложился с первыми залпами войны. Основные политические партии и группы, общественные и гражданские организации, профсоюзы (синдикаты), в т. ч. и ведущий профцентр – Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), выступили в поддержку усилий правительства в организации отпора немецкому вторжению. Так, председатель ВКТ Л.Жуо в ходе встречи с министром внутренних дел Л.Мальви 4 августа 1914 г. довел до его сведения программные положения, утвержденные на встрече профсоюзных лидеров. В них содержалась идея поддержки дела национальной обороны. Война, которая надвигалась с востока, по его заявлению, была для французского народа войной «справедливой, за сохранение республиканских свобод против тирании центральных империй, которые вдохновлялись военной кастой» [7].

«Национальный союз», синонимом которого стал эпитет «священный», предусматривал сохранение гражданского мира между разнородными политическими силами, правительством и проф­союзными организациями ради достижения главной цели – завоевания победы. По свидетельству хронистов Великой войны, впервые название «священный союз» было использовано в послании президента Республики Р. Пуанкаре палате депутатов и сенату французского парламента 4 августа 1914 г. [8, с. 49]. Его основные положения использовал премьер-министр Р. Вивиани в большой речи, в которой содержался призыв к французам объединиться, чтобы общими усилиями преодолеть трудности и отстоять отечество: «Все сыны Франции как один должны подняться на героическую защиту родины и навсегда сохранить перед угрозой врага священный союз, который сегодня по-братски организуется в обстановке всеобщего воодушевления» [9]. Чуть позже, в 1915 г., академик М. Баррес приступил к изданию своего фундаментального труда «Французская душа и война», первый том которого получил название «Священный союз» [10].

В условиях перехода к мирной жизни в понятие «священного союза» вкладывался несколько иной смысл, чем в годы войны. Он рассматривался больше как фактор внутреннего «умиротворения», сотрудничества капитала и труда, патроната и рабочих профсоюзов, партий и организаций на платформе преодоления последствий войны, осуществления «возрождения» родины и отпора революционной угрозе. Публицист Э. Шестед, излагая взгляд на него французских правых, доказывал, что именно такой союз должен отстоять безопасности страны «от агрессивного прусского милитаризма» и «красного интернационала Москвы» [6, с. 67].

Таким образом уже с момента прекращения военных действий, а фактически, намного раньше, в политических, деловых и общественных кругах Франции были сформулированы (или развиты) идеи укрепление армии, стабилизации хозяйственного положения, приспособления социальных мер и норм трудового законодательства к потребностям возраставшей конкуренции, интенсификации эксплуа­тации колоний и подготовки нового издания «священного союза» на базе консервативных принципов. Наряду другими приоритетами (максимальное ослабление Германии, создания союзов в Восточной Европе, борьба против большевизма), они были направлены на сохранение «плодов победы» и формирование основ послевоенной стратегии развития.

 

Список литературы: 
1. Prévost J. Histoire de France depuis la guerre. – P.: Ernest Leroux, 1932.– 327 p.
2. Boret V. Pour et par la terre. – P.: Dégres,1921.– 56 p.
3. Le Matin. 25.04.1919.
4. Annales de la Chambre des Députes.12–me législature. Débats parlementaires. Session еxtraordinaire de 1919. T. unique. Du 8 Décembre au 31 Décembre 1919. – P.: Imprimerie des journaux officiels, 1920. - 251 р.
5. Chabannes J. Aristide Briand le Père de l’Europe. - P.: Armand Colin, 1973.– 256 p.
6. Sjoestedt E. Le sècret de la sagesse française. – P.: Édition de Presse,1922. – 97 p.
7. Le Temps. 05.08.1914.
8. Kayser J. Action républicain de M.Poincaré. - P.: Édition de la Revue Mondiale, 1929. - 165 p.
9. Le Temps. 07.08.1914.
10. Barrès M. L’Ame française et la guerre. –T.1–3. – P.: Émile–Paul Frères éditeurs, 1915–1918 (T.I.L’Union sacré.– 126 p.).