ГРЕЦИЯ И БАЛКАНСКИЙ СОЮЗ НАКАНУНЕ ДВУХ БАЛКАНСКИХ ВОЙН 1912–1913 ГГ.
Секция: Всеобщая история
LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ГРЕЦИЯ И БАЛКАНСКИЙ СОЮЗ НАКАНУНЕ ДВУХ БАЛКАНСКИХ ВОЙН 1912–1913 ГГ.
GREECE AND THE BALKAN UNION ON THE EVE OF THE TWO BALKAN WARS 1912–1913
Yanis Gavrilidi
Graduate student, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Russia, Saint-Petersburg
Аннотация. В статье рассмотрены внешнеполитические действия Греции относительно создания Балканского союза в преддверии двух балканских войн 1912–1913 гг. Была дана общая характеристика отношений между Грецией и странами – участниками Балканского союза.
Abstract. The article examines the foreign policy actions of Greece regarding the creation of the Balkan Union on the eve of the two Balkan wars of 1912-1913. A general description of relations between Greece and the countries-participants of the Balkan Union was given.
Ключевые слова: внешняя политика Греции в ХХ веке; Балканский союз; история Балкан; Венизелос.
Keywords: Greece foreign policy in the 20th century; Balkan Union; history of the Balkans; Venizelos.
В конце XIX – начале XX века важную часть внешнеполитических отношений Греции и соседних новообразованных балканских монархий занимали вопросы, связанные с территориями Балканского полуострова. Эти территории на тот момент находились под контролем Османской империи, где проживали притесняемые турецкими властями христианские народы, являющиеся родственными для Балканских государств [5, c. 318].
Активизация внешней политики греческого государства на Балканском направлении была связана с критским политиком Элефтериосом Венизелосом. После своего прихода к власти в 1910 г. Венизелос помимо внутренних преобразований в греческом королевстве стремился проводить активную внешнюю политику, связанную с территориальным расширением греческого королевства, тем самым следуя внешнеполитической доктрине греков «Великая идея» [6, c. 17]. Ее суть заключалась в расширении территории греческого королевства на те земли, где исторически проживало греческое население. Внешнеполитические действия греческого королевства одновременно проходили и с развитием военной сферы, где новое греческое правительство во главе с Венизелосом уделяло большое внимание усилению греческой сухопутной армии, где для улучшения ее боеспособности была привлечена французская военная миссия [13, c. 330].
Тем не менее этого было недостаточно для того, чтобы небольшое греческое государство могло противостоять Османской империи. Отчетливо это осознавал премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос, который еще в феврале 1910 г. в беседе c британским журналистом заявил, что намерен вскоре «повернуть штурвал» к созданию союза балканских государств [10, c. 136]. Одним из первых внешнеполитических успехов на Балканах для правительства Венизелоса было восстановление дипломатических отношений с Румынией в 1911 г., где снова были открыты греческие школы и газеты, тем самым румынское руководство позволило вернуться назад изгнанным грекам. В свою очередь, улучшение политических отношений между Грецией и Румынией насторожило болгарское правительство, полагавшее, что это может привести к союзу между Румынией и Грецией, который может быть направлен против Болгарии. В связи с этим Болгария начала заниматься нормализацией положения греческих церквей и школ и другими греческими вопросами на территории Болгарского государства [3, c. 177–178].
Несмотря на постоянные противоречия болгар и греков относительно их главенствующей роли на Балканах, тем не менее близкая географическая расположенность, военные угрозы со стороны Османской империи, а также общие территориальные цели в Македонии привели к сближению политических отношений между Грецией и Болгарией, что повлекло подписание союзного договора между этими странами 16 (29) мая 1912 г., который играл значимую роль в создании Балканского союза 1912 г. [1]. Оборонительный по своей сути договор был направлен против Османской империи, где в случае успешной войны с этим государством руководства Болгарии и Греции должны были решить территориальный вопрос после окончания военных действий [12, с. 199]. Стоит отметить, что, помимо греко-болгарского союзного договора 1912 г., важную роль играл и другой договор о союзе, подписанный раннее между Сербией и Болгарией 29 февраля (13 марта) 1912 г., где одной из главных целей этого договора было совместное вооруженное выступление государств против Османской империи и закрепление раздела будущих завоеванных территорий в случае успешной войны против Порты [1].
Относительно договоренностей по совместным военным действиям против Османской империи между Грецией и Сербией и между Грецией и Черногорией, в предвоенный период, к лету 1912 г., они носили лишь устный характер [9, c. 44].
Летом 1912 г. греческое руководство предложило Сербии заключение тройного союза, куда была бы включена и Болгария, однако сербское руководство настаивало на заключении двустороннего греко-сербского соглашения, считая, что уже существует болгаро-сербский и греко-болгарский договор 1912 г., точка зрения Сербии была поддержана и Болгарией [14]. Вероятно, несогласие с греческим предложением со стороны Болгарии и Сербии было связано с тем, что болгарское и сербское руководства в своем двустороннем союзном договоре 1912 г. определили свои территориальные сферы влияния на Балканах, тем самым стремясь не допустить в этот раздел Грецию.
События августа 1912 г., cвязанные с антитурецким восстанием на Балканах, привели к тому, что не были завершены переговоры между Грецией и Сербией о союзе между государствами, в то же время греческое правительство, не подписав соглашение с Сербией, не стремилось к заключению договора с Черногорией, при этом черногорское руководство изъявило желание начать переговоры с Грецией, чтобы подписать союзный договор, направленный против Османской империи [8]. Исходя из того что переговоры между балканскими государствами об образовании союза из четырех государств не были завершены, термин «Балканский союз» не может считаться абсолютно точным [7, c. 111–112].
В самой Греции перспектива создания союза между балканскими государствами была воспринята неоднозначно. Однако в принципе большая часть греческих политиков выступали за участие греческого государства в Балканском союзе, потому что это обеспечило бы защиту Греции в случае греко-турецкой войны [9, c. 44].
Своими действиями, которые были направлены на сближение политических позиций с балканскими государствами, Венизелос отверг программу изоляции греческого государства на Балканах. Одна Греция никогда не смогла бы вести войну против Османской империи. Вследствие чего если греческое королевство отказалось бы участвовать в неизбежном конфликте на Балканах, то это привело бы к победе либо Балканского союза, либо Османской империи. Поэтому если Греция осталась бы пассивным наблюдателем, то это привело бы к утрате Македонии и осознанию того, что «Великая идея» греков, связанная с расширением греческих земель к Константинополю, останется нереализованной [11, c. 39].
Относительно позиции ведущих западных стран, там рассчитывали, что расширение греческих владений на север станет препятствием для выхода к Эгейскому морю Болгарии и Сербии, но великие державы были едины в намерении не допустить распространения влияния Греции на территории Малой Азии, ибо соперничали за свое влияния там [4, c. 42].
Стоит отметить, что Греция под руководством Венизелоса окончательно приняла решение участвовать в союзе со славянскими государствами после того, как стало совершенно очевидно, что Османская империя не будет идти ни на какие уступки относительно острова Крит, который в преддверии первой балканской войны 1912–1913 гг. по сути был уже свободен, так как державам-покровительницам пришлось эвакуировать оттуда свои войска под давлением народной борьбы греков Крита, которые требовали воссоединения острова с Грецией. Несмотря на то что только формально остров Крит находился под суверенитетом Османской империи, тем не менее руководство Порты угрожало объявить войну Греции в случае, если критские депутаты будут приняты в греческом парламенте. Избегая войны с Османской империей, греческое руководство во главе с Венизелосом предложило, чтобы Греция выплачивала от имени Крита ежегодную дань Порте в обмен на признание права критских депутатов заседать в греческом парламенте. Однако партия младотурков, которая тогда управляла Османской империей, отвергла это предложение [12, с. 47].