Порядок командирования и прикомандирования офицеров и нижних чинов русской армии во второй половине XIX в
Секция: Отечественная история
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Порядок командирования и прикомандирования офицеров и нижних чинов русской армии во второй половине XIX в
The order of sending and secondment of officers and lower ranks of the Russian army in the second half of the XIX century
Anastasia Grischuk
post-graduate student of Russian State Social University (RSSU), Russia, Moscow
Аннотация. В статье описывается порядок и особенности командирование и прикомандирования офицеров и нижних чинов русской армии в рассматриваемый период.
Abstract. The article describes the order and features of the secondment of officers and lower ranks of the Russian army in the period under review.
Ключевые слова: личный состав; командирование; прикомандирование.
Keywords: personnel; secondment.
Командирование офицеров в мирное время по делам службы являлось составной частью кадрового делопроизводства, которое регламентировалось Сводом военных постановлений 1869 г.
Поверстный срок при служебных командировках как с отпуском суточных, так и без них порядок их назначения определялись рядом Циркуляров Главного штаба русской армии. [8]
Командиры отдельных частей могли командировать своих офицеров только с разрешения начальников дивизий и равным им по власти (кроме командировки казначеев за вещами и т. п.). Воспрещалось, кроме особо указанных случаев, командирование капитанов. Без разрешения Военного министра, капитаны не должны были командируемы и для временных поручений свыше 4 месяцев.
Определялось, что пехотные и кавалерийские генералы и начальники корпусных и дивизионных штабов ежегодно откомандировались на артиллерийские полигоны для практического ознакомления с условиями боевой стрельбы артиллерии и ее материальной частью. [2] Так же командировались начальники дивизий и отдельных бригад, командиры бригад, входящих в состав пехотных и кавалерийских дивизий и начальники корпусных и дивизионных штабов. Все эти лица должны привлекаться на полигоны не менее одного раза в 4 года. Командирование производилось распоряжениями командующих войсками в округах. Соблюдался следующий порядок командирования: сперва начальники дивизий и отдельных бригад пехоты, потом конницы, а из командиров не отдельных бригад – сперва зачисленные в кандидаты на начальников дивизий и отдельных бригад.
Продолжительность командирования составляла 3 недели, срок прибытия – ко времени окончания учебных стрельб в батареях. Характер занятий был исключительно практический. К занятиям привлекались ближайшие пехотные и кавалерийские части. По планам отпускалось дополнительно по 40 снарядов на каждого командированного. Прогоны (проезд) в оба пути и суточные выдавались в размере по 4 руб. (вне мест своих частей).
Проводилось командирование офицеров и нижних чинов пехоты в саперные бригады для обучения саперному делу. Ежегодно к началу лагерных сборов, по распоряжению окружных штабов командировалось по 1 младшему офицеру от каждой пехотной, стрелковой и резервной бригады (между полками и батальонами соблюдалась очередь). Нижние чины командировались от тех же частей, по 1-му от батальона (войсковые саперы). [9].
Командирование офицеров и нижних чинов на железные дороги и телеграфные станции производилось для подготовки к замещению должностей начальников больших станций при эксплуатации железных дорог в военное время. На важнейшие станции железных дорог командировались штаб и обер-офицеры из числа раненых, состоящих в запасе, также обер-офицеры из пехотных и кавалерийских полков: на каждые 600 верст – 1 офицер сроком 4 года. [6] Офицеры из полков считались в постоянной командировке и их должности не занимали вакансией. После 4-х лет они возвращались в части. В военное время все офицеры эти назначались в формируемые железнодорожные части армии. [1, С. 36] Офицеры телеграфных частей и нижние чины (телеграфисты и надсмотрщики-механики) командировались в телеграфное ведомство, на станции Государственного телеграфа, по договоренности Главного инженерного упр. с Главным управлением почт и телеграфов, и в том лишь случае, если это будет признано нужным.
Для командирования офицеров в целях составления полковой летописи избирался способный офицер, разработка сперва исполняется в полку и затем по ее одобрении начальником дивизии — ходатайствуется о командировании в Петербург. Допускалось это один раз, на срок не свыше 6 месяцев, с 1 ноября по 1 мая. Прибывшие прикомандировывались к Главному штабу. [5]
Прикомандирование офицеров в штабы для письменных занятий, а также и в других случаях, кроме случаев прямого указания в законе, не могли продолжаться более 6-ти месяцев в пехоте и 1 года в специальных родах оружия. Прикомандирование по делам службы на сроки до 6 месяцев разрешается властью начальников дивизий, командиров корпусов и командующих войсками, каждым в кругу их ведения. На большие сроки – лица эти должны испрашивать разрешения Военного министра, по команде, с изложением причин. Прикомандирование к частям войск впредь до перевода (бессрочное) воспрещается, если оно не допускается законом. Командующий войсками. Приамурского округа разрешалось прикомандировывать офицеров неспециальных войск к другим неспециальным частям, равно к штабам – на срок до 1 года. [3]
Положениями устанавливалось, что офицеры Генерального штаба, не командовавшие до поступления в академию в течение не менее 1 года ротою, эскадроном, прикомандировывались к пехотным и кавалерийским полкам, по распоряжению командующих войсками, на основании представления начальников окружных штабов. По окончании года, командиры частей делают смотр ротам в строевом и хозяйственном отношении и представляют по команде, начальникам дивизий аттестации, а затем эти последние со своим заключением посылают по команде начальникам представляются начальнику Главного штаба. [7]
Прикомандирование строевых офицеров к корпусу военных топографов проходило следующим порядком. Разрешалось ежегодно прикомандировывать подпоручиков – армейских полков, стрелковых и резервных батальонов европейской части России. Число их определялось Военным министром. К таким офицерам предъявлялись следующие условия: прослужить в строю не менее 2 лет, обладать хорошим. здоровьем, острым зрением и способностью к черчению. Желающие должны были подать рапорт по команде, прилагая к нему: 1) исполненный ими ситуационный план; 2) образец каллиграфического письма прописными и печатными буквами; 3) подписку в том, что они ознакомились с одним из руководств по военной топографии, рекомендованной Военно-топографическим отделом Главного штаба; 4) сообщение – производили ли они учебную съемку, где именно и когда. Рапорты с этими приложениями и аттестациями начальства доставляются в Военно-топографический отдел не позже 31 августа каждого года. Избранные командируются к 20 сентября. С 1 октября по 1 мая с ними проводятся занятия черчением, в то же время лекции в Военно-топографическом училище. С 4 мая по 1 октября ими производятся топографические съемки. Получившие в училище хорошие отметки, на зиму прикомандировываются к Военно-топографическому отделу для чертежных работ, а весною – на государственные съемки. Строевые офицеры могут оставаться в Корпусе военных топографов до производства в штабс-капитаны и не более 3 лет после этого. Затем они откомандировываются в строй. Наиболее способные могли быть переведены в Корпус военных топографов. [4]
Существовало еще довольно специфическое прикомандирование, так называемое по климатическим условиям. К представлению офицер прилагал медицинское свидетельство, утвержденное окружным военно-медицинским инспектором, с указанием, какой местности климат может быть полезен. Прикомандирование разрешалось Главным штабом на 1 год; по прошествии этого срока, если здоровье офицера восстановилось, начальник части, к коей прикомандирован офицер, может сделать представление о переводе его в эту часть, или же офицер возвращается в свою часть. Те из офицеров, здоровье коих по истечении года не восстановилось, подлежали увольнению от службы по сокращенным срокам. Вторичное прикомандирование не допускалось. Офицеры, служащие в отдаленных округах и прикомандированные в части войск европейской России до истечения 3-х-летнего обязательного срока их службы там, по окончании срока прикомандирования не могли быть переводимы ни в те части, к коим были прикомандированы, ни в другие.