ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА
Секция: Отечественная история
LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА
EVERYDAY LIFE OF SOVIET SCHOOLCHILDREN: TO THE HISTORIOGRAPHY OF THE QUESTION
Elena Booth
Master's student, FSBEI HE "Armavir State Pedagogical University", Russia, Armavir
Аннотация. В статье анализируются основные периоды историографии повседневности советских школьников. Делается вывод, что в советской историографии не существовало специального направления истории повседневности, многие аспекты интересуемой нас проблемы поднимались в педагогических и юридических исследованиях. Знакомство с опытом зарубежных историков обозначило постепенный методологический сдвиг на завершающем этапе Перестройки, что послужило толчком к переориентации характера работ и к дискуссиям, которые развернулись уже в современной российской историографии.
Abstract. The article analyzes the main periods of the historiography of everyday life of Soviet schoolchildren. It is concluded that in Soviet historiography there was no special direction of the history of everyday life; many aspects of the problem we are interested in were raised in pedagogical and legal studies. Familiarity with the experience of foreign historians marked a gradual methodological shift at the final stage of Perestroika, which served as an impetus to the reorientation of the nature of the work and to the discussions that have already unfolded in modern Russian historiography.
Ключевые слова: историография; советская историография; советская школа; старшеклассники; повседневное пространство; урок; школьные мероприятия; коммунистическое воспитание.
Keywords: historiography; soviet historiography; soviet school; high school students; everyday space; lesson; school events; communist education.
В истории изучения повседневности советских школьников можно выделить два основных периода: советский и современный. Критериями выделения данных периодов являются изменения теоретико-методологических оснований при изучении заявленной темы исследования.
В советской историографии специального направления в изучении повседневного пространства школьников не существовало. Однако проблема организации повседневной практики школьников активно изучалась в рамках педагогики. Предметом изучения педагогов являлись методы и формы воспитательных практик подрастающих поколений на основе советско-коммунистических идеалов [16; 23]. Большое внимание уделялось изучению организации свободного времени школьников [4; 19].
Делинквентные практики советской молодёжи изучались юристами, которые обосновывали преимущества советской системы перед капиталистической и пропагандировали успехи СССР в борьбе с преступностью несовершеннолетних [14; 15].
В конце 1970-х гг. советские исследователи получили возможность ознакомиться с концепцией истории детства Ф. Арьеса [1], но отечественных ученых она привлекла уже в годы Перестройки. Первым значимым отечественным исследованием, выполненным на основе антропологического подхода, стала работа И.С. Кона «Ребенок и общество» [9]. Автор, обобщая опыт зарубежной историографии, рассматривает теоретико-методологические вопросы этнографии и антропологии детства. В этот же период советские исследователи получили возможность ознакомиться с работами М. Мид [13], которая являлась одной из основоположниц направления «история детства». Работы Ф. Арьеса, М. Мид, И.С. Кона и др. сыграли важную роль в утверждении междисциплинарного и антропологического подхода в изучении истории детства в 1990-х гг. в отечественной историографии.
Таким образом, советский период в историографии изучаемой проблемы характеризуется господством марксистской методологии. Различные аспекты истории повседневности школьников рассматривались в основном педагогами в русле конкретных политико-идеологических установок. Знакомство с опытом зарубежных историков обозначило постепенный методологический сдвиг на завершающем этапе Перестройки, что послужило толчком к переориентации характера работ и к дискуссиям, которые развернулись уже на следующем этапе.
Кризис советской марксистской историографии в конце 1980-х начале 1990-х гг. и демократизация общества способствовали поиску новых методологических основ изучения прошлого отечественными историками. В своих поисках они зачастую обращались к достижениям зарубежной историографии. Поэтому современный историографический период изучения проблемы повседневного мира советских старшеклассников характеризуется наличием множества работ, выполненных на основе различных теоретико-методологических подходов к изучению истории.
Начиная с 1990-х гг., в отечественной историографии наблюдается постепенный рост работ, посвящённых изучению советской повседневности, в которых уделялось внимание и повседневному миру советских детей. Пессимизм и разочарование советской действительностью влияли на характер исследований, что характерно для работ П.Л. Вайля, А.А. Гениса [6], А.С. Сенявского [18] и др.
В конце 1990-х начале 2000-х гг. история детства оформляется в самостоятельную область исторического знания, «история детства» переживает становление отдельным исследовательским направлением в отечественной исторической науке [2, с. 7].
Исключительное значение для социально-педагогической реконструкции повседневности советских старшеклассников имеют историко-педагогические исследования, проводимые в рамках антропологического подхода (В.Г. Безрогов [3], К.А. Маслинский [12] и др.).
Для некоторых современных исследователей характерно обращение к советскому прошлому с целью определения возможностей использования советских школьных практик в воспитательном процессе современной российской школы. В связи с чем особое внимание привлекает проблема трудового воспитания как формы организованного внешкольного времени учащихся. Такой подход характерен для работ Ф.А. Бытдаевой [5], И.В. Гребенева, Д.Д. Сомовой [8] и т.д. По мнению А.А. Слезина, советский опыт организованного досуга школьников является хорошим средством предупреждения правонарушений у учащихся [20].
С позиций антропологического подхода повседневный мир советской школы изучает Е.Ф. Теплова [22]. Особое внимание исследовательница уделяет изучению школьного фольклора, особенно анекдотов [21].
Отдельным направлением в изучении повседневности советских школьников становится изучение вопроса визуализации детства. С опорой на материалы фотографий, плакатов, иллюстраций из учебников, анимацию и т.д. авторы не только реконструируют детали повседневности советских школьников, но и вписывают их в общественно-политическую ситуацию в стране. В частности, предметом исследования С.Г. Леонтьевой [10] стала советская школьная форма. Используя визуальные источники, автор не только рассматривает эволюцию советской школьной формы, но и анализирует девиантные практики старшеклассниц в отношении формы.
А.С. Ляшок исследует повседневную жизнь детей как культурный феномен. Она обратила внимание на «изменчивость форм детских социальных практик в зависимости от социокультурного и исторического контекстов, а также социального происхождения и гендерной идентичности детей» [11].
А.А. Сальникова, обобщив подходы зарубежных социологов и культурологов к структуре повседневности, выделяет следующие элементы: «события», «вещи (предметы)», «действующие лица (участники событий, создатели и пользователи вещей»). По мнению исследовательницы, активность школьников выражается в ряде поведенческих сценариев и бытовых ритуалов. Следуя этой логике, в исследовании внеучебной повседневности советских школьников А.А. Сальникова выделят пять сюжетных линий: подростковые приключения как событие, одежда и украшения как вещи (предметы), ритуальные практики и сценарии поведения, сны и фантазии как образы желаемого состояния повседневности, мыслимые через персонажей гендерные различия в повседневной жизни персонажей [17, с.102].
Таким образом, в современной историографии повседневное пространство советских школьников оформляется в отдельное направление в рамках изучения истории детства. На сегодняшний день существуют исследования различных аспектов советской детской повседневности, но повседневный мир советских старшеклассников ещё не являлся предметом специального изучения.