Статья:

Правовое регулирование института интеллектуальной собственности в рамках фото индустрии

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Губарева М.А., Шумов П.В. Правовое регулирование института интеллектуальной собственности в рамках фото индустрии // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование института интеллектуальной собственности в рамках фото индустрии

Губарева Мария Андреевна
студент, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир
Шумов Петр Владимирович
канд. юрид. наук, доцент Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

 

В связи с большими темпами роста развития мира в различных областях производства какого-либо продукта, возникает необходимость освещать наиболее интересные аспекты жизни для современного поколения как с точки зрения юриспруденции, так и с точки зрения образовательной части новых явления. На данном этапе все большую популярность обретают фото- и видеосъемка. Люди стремятся запе­чатлеть часть своей жизни на камеру, стремятся получать качественный продукт (например, фотографии) с красивым фоном, постановкой и отличным внешним видом на кадре. Но, к сожалению, большее количество людей даже не понимают какие подводные камни есть в дальнейшем использовании полученного продукта.

Фотосъемка — это получение и производство визуальной графической информации или предмета художественного творчества.

Прежде чем приступить к освещению законодательной базы проведения фотоссесий, необходимо объяснить, что понимается под коммерческой фотосессией. Коммерческая фотосессия, это фотосессия, при которой заказчик оплачивает работу фотографа. То есть любая фотоссесия (рекламная, свадебная и иная другая) при которой доход получает только фотограф. При этом любые расходы на создание образа или снятие фотостудии нечет заказчик.

При этом, как и фотографу, так и заказчику необходимо знать положения статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ, охрана изображения гражданина, по смыслу которой – обнародование и дальнейшее исполь­зование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах, или изображение гражданина получено при съёмке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования, а так же если гражданин позировал за плату [1, с. 127].

Следовательно, в случае нарушения положений данной статьи или нарушений условий заключенного договора между фотографом и заказчиком, и, если дело об использовании чьей-либо фотографии дойдет до суда, и умышленное нанесение вреда жизни, здоровью или имуществу другого лица будет доказано, фотограф может попасть даже под уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни ответственность наступает в соответствии со статьей 137 Уголовного кодекса РФ, нарушение неприкосновенности частной жизни, то есть ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан [2, с. 55].

Так же в случае доказанности причинения умышленного вреда другому лицу, в данном случае заказчику, заказчик вправе использовать положения статьи 151 Гражданского кодекса РФ о компенсации морального вреда [1, с. 124].

При этом если вместо договора между моделью и фотографом был подписан модельный релиз, то в этом случае, закон в большей степени будет защищать права фотографа.

Model release (модельный релиз) – это определенный вид договора между фотографом и моделью, в рамках которого обговаривается возможность фотографа публиковать, распространять, продавать итоговый продукт без согласия модели. При этом важное условие заключения данного договора является то, что действия фотографа не должны порочить честь и достоинство модели. Причем, одно из важных правил подписания модельного релиза, является достижения совершеннолетнего возраста модели. В ином случае релиз подписы­вается законными представителями.

Данные условия более распространены для съемок «TFP» - это термин, используемый во многих интернет-сообществах. Смысл этого, заключается в том, что работа происходит бартером - то есть фотограф соглашается предоставить модели определенное количество фотографий в обработке, при этом очень редко отдавая исходники, а модель дает согласие на использование фотографий для публикации путем подпи­сания релиза. Данная съемка проходит на безвозмездных условиях.

Наиболее частым нарушением прав фотографа со стороны модели является внесением каких-либо изменений в готовый продукт. То есть, модель получая фотографии, решает их «доработать», например, путем нанесения фильтров программы «Инстаграм». И в данной ситуации сразу вступают в действия положения части 4 Гражданского кодекса РФ.

Разбирая процедуру их действия, первым делом обращаемся к статье 1225 Гражданского Кодекса РФ, а именно к пункту 1, согласно которому результатами интеллектуальной деятельности и приравнен­ными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются произведения науки, литературы и искусства (к которому как раз и относится фотография) [1, с. 543]. Далее необходимо обратить внимание на положения статьи 1228 Гражданского кодекса РФ, по смыслу которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат [1, с. 548].

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие, или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Спорным вопросом касаемо темы данной статьи является работа визажиста и стилиста, так как их работа как раз и является личным творческим вкладом. Исходя из этого, мы видим несомненный пробел в этой области, для его устранения необходимо конкретизировать в законе, является ли визажист соавтором конечного результата, а именно фотографии.

Если толковать буквально положения данной статьи то, при подписании релиза, автором признается только фотограф, никто из помогающих создать эту фотографию (визажист, стилист, модель) не имеет право претендовать на получение дохода от нее, кроме случаев, когда фотографом подписан отказ от интеллектуальной собственности. Так же без согласия фотографа никто не может использовать фотографию, получать доход от размещения фотографии или же каким-либо образом видоизменять ее. Это право закрепляется в статье 1229 Гражданского кодекса РФ, исходя из которой право­обладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) [1, с. 550].

В случае нарушения авторского права наступают следующие виды ответственности у нарушителя:

· гражданско-правовая ответственность - в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда и иные виды гражданско-правовой ответственности;

· административная ответственность - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения. Следует помнить о том, что данная мера ответственности предусмотрена для физических лиц.

· уголовная ответственность – положения Уголовного Кодекса РФ говорят нам о том, что незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, приобретение, хранение, перевозка контра­фактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются в соответствии со статьями Уголовного Кодекса и в зависимости от тяжести совершенного деяния.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что, не смотря на то что, институт авторского права в области фотографии достаточно молод, в настоящее время уже существует ряд разобранной практики, по разрешению спора между сторонами, но считаем необходимым более конкретного закрепления в законода­тельстве, положений, касаемо проведения фото- и видеосъемок.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г. // Собрание законодательства РФ. – 1994.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.