Статья:

Динамика численности русскоязычного населения Аляски (конец XVIII в. - 1867 г.)

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Отечественная история

Выходные данные
Шевцов Д.В. Динамика численности русскоязычного населения Аляски (конец XVIII в. - 1867 г.) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 14-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Динамика численности русскоязычного населения Аляски (конец XVIII в. - 1867 г.)

Шевцов Дмитрий Викторович
аспирант, Российский Университет Дружбы Народов, РФ, г. Москва

 

Начало русского освоения Аляски положила морская экспедиция под предводительством В.И. Беринга и А.И. Чирикова (1741-1742 гг.). Она вошла в историографию как 2-я Камчатская экспедиция. Плавание стало импульсом к снаряжению в регион судов с промышленниками, которые добывали ценные породы пушнины, а также покоряли туземные племена, заставляя их платить ясак. Так началась российская колонизация Северо-восточной части Тихоокеанского региона, вошедшей в состав Российской империи под названием Русская Америка.

Из-за характера освоения североамериканских территорий на начальном этапе колонизации сложно установить количество русских в Новом Свете в период 1740-1770 гг. В указанный промежуток времени промышленники не создавали постоянные поселения на Аляске, а организовывали временные, и по окончании сезона добычи возвращались на территорию континентальной России. Такую особен­ность начального этапа колонизации Северо-Запада Америки можно объяснить двумя причинами:

Во-первых, до появления монопольной Российско-американской компании, многие объединения промышленников создавались только на один «вояж», с целью получения единоразовой прибыли, благодаря которой участники компании могли бы обеспечить себя на долгие годы вперед. Соответственно по окончанию сезона или даже одного удачного промысла участники компании возвращались на Родину и компания, как правило, распадалась [1].

Во-вторых, представители всех податных слоев населения Российской империи были строго закреплены за определенными обществами (общинами) и не имели права на миграцию без разрешения соответствующих госорганов (порой ограничения распространялись не только на перемещение за границей России, но и внутри ее пределов). Такое положение вещей было предопределено историческими особен­ностями развития страны, где практически все трудоспособное население находилось в собственности у государства [1].

Первые более или менее достоверные сведения о количестве русских поселенцев на Аляске предоставила 3-я экспедиция под командованием Джеймса Кука, посетившая район пушного промысла на острове Уналашка в 1778 г. Согласно данным английского морепла­вателя число русских на островах составляло 500 человек [7, с. 563]. На протяжении следующих 10-15 лет эта цифра оставалась практически неизменной, изредка то, уменьшаясь, то увеличиваясь на несколько десятков человек. Согласно данным этнографа К.Т. Хлебникова, посетившего русские поселения на Аляске, существенный прирост численности населения произошел только в 1797 г. за счет промысловой партии из Охотска, число колонистов достигло отметки в 650 человек [5, с. 131].

В 1799 г. произошло событие, которое не только изменило количество российских подданных в Северной Америке, но также и предопределило характер дальнейшего развития региона в составе России. Высочайшим указом императора Павла I была учреждена Российско-американская компания (РАК), которая не только обладала монопольным правом на добычу и торговлю пушниной, но также и вела административное управление всей территорией. По этой причине представители других купеческих объединений были вынуждены покинуть пределы колоний, из-за чего начался массовый отток русского населения с Аляски. Их число за два года сократилось практически в 3 раза до 225 человек (1799 г.) [5, с. 131]. Всего две сотни российских подданных управляли территорией площадью свыше 1 700 000 км2. Остальное место в социальной иерархии Русской Америки занимали коренные народы и креолы (дети от смешанных браков колонистов и туземцев). Последние, хотя и социализировались в среде своих русскоязычных отцов и зачастую воспринимали русскую культуру как родную, так или иначе, рассматривались колониальной администрацией как отдельная категория населения.

Уместно обозначить позицию самой Российско-американской компании в вопросе привлечения новых служащих с территории континентальной России. Компания испытывала очевидные проблемы с нехваткой рабочих рук, при этом она строго контролировала приток русских в Америку. Это обусловлено тем, что РАК было выгоднее получать пушнину от зависимых туземцев за символическую плату, нежели покрывать транспортные издержки и делить часть своих доходов с русскими промышленниками. Подобная политика жесткого сдерживания притока рабочих кадров с территории континентальной России привела к тому, что восстановление прежней численности русского населения происходило крайне низкими темпами. Как установила исследователь-этнограф С.Г. Федорова, количество русских в североамериканских колониях уровня 1797 г. было достигнуто лишь в начале 1830-х гг. (в среднем 669 человек) [8, с. 143].

В 1835 г. на основании «высочайшего повеления» в Русской Америке появилось новое «сословие» - колониальные граждане. Документ гласил: «Вольнонаемных русских мещан и крестьян, находя­щихся в американских колониях по найму компании, кои женились на креолках и алеутках, и по болезненному состоянию здоровья, преклонности лет, долговременному там пребыванию, привычке к климату и образу жизни, или потому, что в долгое отсутствие из России лишились в ней ближайших родственников, предъявят компании желание там водворится и подадут о том письменные просьбы, селить по Кенайскому берегу Америки или где признает главное компании правление, но внутри российских владений» [1]. Данная прослойка общества освобождалась от уплаты любого рода повинностей и налогов, кроме подушной подати, которую за них отныне выплачивала Российско-американская компания. Более того, РАК была обязана обеспечить пенсионным пособием своим бывшим служащим.

Появление колониальных граждан как отдельной категории ставит исследователя в затруднительное положение, потому как определение числа непосредственно русского населения Аляски становится еще более сложной задачей. Если количество служащих РАК еще возможно определить по спискам и отчетам компании, то в установлении числа колониальных граждан имеется ряд проблем.

Во-первых, существующие в отношении них письменные свидетельства немногочисленны и сильно разнятся между собой в показаниях численности людских ресурсов.

Во-вторых, колониальные граждане, в большинстве своем, жили компактными поселениями на Кенайском полуострове в одной среде вместе со своими детьми-креолами, поэтому последних могли приписать к числу русского населения, тем самым несознательно, но значительно увеличить их число.

По этой причине нам кажутся сильно завышенными данные о том, что в 1858 г. колониальных граждан насчитывалось 240 человек [4, с. 23-24]. Иначе невозможно объяснить как всего через два года в 1860 г. их чис­ленный состав сократился до 113 жителей [3, с. 109]. Нельзя исключать вариант, при котором правительственные комиссии просто-напросто игнорировали и не включали колониальных граждан в свои отчеты, так как те не представляли интереса для Российско-американской компании, ввиду их низкого участия в экономической жизни колоний.

Достоверные сведения о количестве колониальных граждан на момент продажи Аляски в 1867 г. также отсутствуют. Поэтому иссле­дователями выдвигаются лишь усредненные данные – 150 человек [2].

Численность непосредственно служащих Российско-американской в последние годы существования Русской Америки (в период 1852-1867 гг.) незначительно увеличивалась. Данное явление было обусловлено двумя причинами. В 1854-1857 гг. в колонии двумя партиями прибыло 206 солдат и офицеров для усиления безопасности [6, с. 214-215]. Сначала это было вызвано возможной агрессией со стороны Великобритании в ходе Крымской войны (1853-1856 гг.), но даже когда между Российско-американской компанией и Компанией Гудзонова залива была достигнута договоренность о нейтрализации территорий, оставалась потребность в усилении мер безопасности. Дело в том, что даже на закате существования Русской Америки существовала угроза агрессии со стороны воинственных тлинкитов, которые в 1855 г. и вовсе выступили на Ново-Архангельск.

Вторая причина роста русского населения – промышленная разработка каменного угля на п-ове Кенай. В 1857-1862 гг. в этот регион прибыло 409 человек (из них 202 рабочих в район добычи угля), данные об отбывших служащих за этот период отсутствуют, среднее число русских за этот период в год составляло 61 человек [8, с. 146].

О численности служащих РАК на момент продажи Аляски в 1867 г. мы можем судить лишь по «Записке Комитета... для принятия подгото­вительных мер к исполнению трактата об уступке». Согласно сообщению С.А. Костливцева: «Этих лиц всего по последним сведениям со вклю­чением их семейств – 812 человек» [3, с. 111].

Необходимо заметить, что членами семейств могли являться состоящие в браке за служащими компании туземки (значительно реже мужская часть коренных народов, состоящие в браке с русскими женщинами) с детьми-креолами, поэтому точное число непосредственно этнических русских установить невозможно.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо констати­ровать, что российская колонизация Аляски носила малочисленный характер. За все время освоения региона максимальное число русских жителей не превышало 1000 человек. Наименьшее количество российских подданных было зарегистрировано в 1799 г. (225 человек) ввиду ликвидации разрозненных купеческих компаний и оттока из Аляски людских ресурсов. С 1835 г. появилась обособленная категория населения – колониальные граждане, представлявшие собой отставных служащих Российско-американской компании. Появление данной прослойки общества в колониях затрудняет объективное оценивание численности русских жителей Аляски. Поскольку к числу колониальных граждан зачастую приписывались креолы.

 

Список литературы:
1. Гринев А.В. Колониальные граждане Русской Америки: Проблема формирования постоянного русского населения в Новом Свете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://america-xix.org.ru/library/grinev-population/ (Дата обращения: 23.08.2018).
2. Корсун С.А. Русское наследие на Аляске // Аляска – Русская Америка – Российско-американская компания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alaska-heritage.clan.su/index/0-102 (Дата обращения: 03.09.2018).
3. Костливцев С.А., Головин П.Н. Доклад Комитета об устройстве Русских Американских колоний. Ч. 2. – СПб., 1864. – 732 с.
4. Отчет Российско-американской компании за 1858 г. – СПб., 1859. – С. 23-24.
5. Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова / под ред. Р.Г. Ляпуновой и С.Г. Федоровой. – Л.: Наука, 1979. – 280 с.
6. Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действия до настоящего времени: Т. 2. – СПб.: типография Эдуарда Веймара, 1861-1863.
7. Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом океане в 1776-1780 гг. – М., 1971. – 636 с.
8. Федорова С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии (конец XVIII в. – 1867 г.). – М.: Наука, 1971. – 276 с.