Функции пира в средневековом обществе (на примере произведений "Плавание О'Корра" и "Grith Gablach")
Секция: Всеобщая история
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Функции пира в средневековом обществе (на примере произведений "Плавание О'Корра" и "Grith Gablach")
FUNCTIONS OF THE FEAST IN MEDIEVAL SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF "SWIMMING OF O' КОRRА" AND "CRITH GABLACH")
Nekhayeva Svetlana Valentinovna
candidate of historical sciences, associate professor of domestic and general history of institute of history, arts and social education, FGBOOU WAUGH "The Novosibirsk state pedagogical university", Novosibirsk
Romanova Karina Vladimirovna
student 4 courses of institute of history, arts and social education, FGBOOU WAUGH "The Novosibirsk state pedagogical university", Novosibirsk
Аннотация. В докладе на основе анализа древнеирландского трактата «Críth Gablach» («Разветвленное распределение прав») и памятника средневековой ирландской литературы «Плавание ОʼКорра» выявляются многозначные функции пира в традиционном обществе, показана специфика развития пиршественной традиции и особенности функционального назначения публичных угощений в средневековой Ирландии.
Abstract. In the report on the basis of the analysis of the ancient Irish treatise "Críth Gablach" ("Branched distribution of the rights") and a monument of medieval Irish literature "Okorr's Swimming" multi-unit functions of a feast in traditional society come to light, specifics of development of convivial tradition and feature of functional purpose of a public food in medieval Ireland are shown.
Ключевые слова: пир, социальный институт, функции пиршества, Ирландия, Средневековье, «Плавание ОʼКорра».
Keywords: feast, social institute, functions of a feast, Ireland, Middle Ages, "O’Korr's Swimming".
Пир в традиционном обществе выполнял очень важные функции, несопоставимые по своим масштабам и значимости с теми функциями, которые выполняют публичные угощения в современном мире. Одной из древнейших по происхождению была, видимо, функция фертильная: обильное коллективное застолье, сопряженное с жертвенными процедурами, осмысливалось как действо, направленное на обеспечение природного изобилия. С древнейших времен важную роль играла также функция коммеморативная: совместная трапеза служила для её участников напоминанием об их общем происхождении, общих предках, обрядах и обычаях; сотрапезники вспоминали о своем героическом прошлом, что способствовало мобилизации коллективной памяти. Пир, кроме того, являлся актом социальной коммуникации: он способствовал укреплению господствующих в обществе отношений. «Пир ‒ одна из наиболее существенных форм социального общения, способ сплочения людей в коллективы, поддержания мира и общественного благополучия» [2, с. 359]. При этом коллективная трапеза играла важную роль не только в укреплении существующих связей, но и в создании новых, например, в процессе интеграции индивида в группу. Участие новичка в застолье составляло важную часть ритуала интеграции и означало, что он принял правила поведения и основополагающие ценности группы. Таким образом, с давних времен в полной мере реализовывались интегративная и коммуникативная функции пира. Сама трапеза являлась ритуалом или, скорее, совокупностью ритуалов, важным знаковым действием, которые делали пир событием не столько частной жизни, сколько знаковым общественным явлением.
О значимости пиршественной традиции в древнеирландском обществе говорят частые упоминания о пирах в средневековых нарративных источниках. Интрига многих эпических сказаний (примерами могут служить «Пир Брикрена», «Повесть о кабане Мак-Дато», «Похищение быка из Куальнге», «Разрушение заезжего дома Да Дерга», «Разрушение дома Да Хока») строится вокруг событий, произошедших на пиру [7, с. 111‒157; 5, с. 102‒137, 131‒140]. Судя по текстам ирландских повестей, составленных в VIII‒XII столетиях, обширна также география коллективных застолий: регулярное устройство пиров характерно практически для всех провинций средневековой Ирландии [5, с. 100‒101].
Важные сведения об институте пира и особенностях его развития в средневековой Ирландии содержатся в ирландском правовом трактате VIII в. «Críth Gablach» («Разветвленное распределение прав») [8] и в «Плавании ОʼКорра» ‒ памятнике средневековой ирландской литературы, датируемом предположительно XII‒XIII столетиями [4]. На основе анализа этих сочинений можно сделать вывод о том, что в условиях консервации территориальной-племенной структуры ирландского социума пир долгое время сохранял в средневековой Ирландии многие архаические черты.
1) В отличии от других областей европейского региона, в ирландском обществе даже к концу раннего Средневековья остаются слабо выраженными социально-политические функции пира, так и не превратившегося в полной мере в инструмент властвования короны и распределения благ между подданными. Обязательства по организации угощений носят взаимный характер и затрагивают все слои свободного населения, независимо от их происхождения [8, с. 376‒377, 385‒386, 394]. При определенных обстоятельствах в «кормлении» могло быть отказано даже «королю королей» [8, с. 402].
2) Вместе с тем в средневековую эпоху усиливается свойственный кельтским публичным угощениям социально-регламентирующий характер. В условиях кастовости и жесткой иерархизированности ирландского общества публичные угощения выполняли функции социального маркера. Люди различного статуса могли приводить с собой на пир разное количество спутников, им полагалось разное (по объему и виду пищи) угощение [8, с. 376, 392, 394]. Таким образом, пир закреплял сложившуюся в раннесредневековом ирландском обществе иерархию, а также демонстрировал расстановку сил в социальных стратах разного уровня.
3) В отличии от пиршественных традиций германских народов, где пиры лишь подчеркивали и поддерживали социальное положение их участников и организаторов [3, с. 181], в ирландском средневековом обществе угощение имело более широкую функциональность. Как показывает сравнительный анализ текста «Críth Gablach» и «Плавания ОʼКорра», организация угощений на постоянной основе была в средневековой Ирландии чем-то вроде особой профессии [4, 301; 1, 142]. Фактически эта практика служила инструментом изменения социального положения организатора пира, средством повышения его социального статуса, что также указывает на архаичность характера пиршественной процедуры в средневековой Ирландии, генетически, видимо, восходящей к древнему варварскому (в данном случае кельтскому) институту «почетных пиров» [3, с. 180‒181; 193‒195].