Статья:

Традиционный индийский костюм как источник изучения образа женщины

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Всеобщая история

Выходные данные
Ивонина О.И., Тепикина Е.П. Традиционный индийский костюм как источник изучения образа женщины // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 12-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Традиционный индийский костюм как источник изучения образа женщины

Ивонина Ольга Ивановна
д-р ист. наук, профессор кафедры всеобщей истории, историографии, источниковедения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогиче-ский университет», Россия, Новосибирск
Тепикина Елена Петровна
студент, Института истории, гуманитарного и социального образова-ния, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический универси-тет», Россия, Новосибирск

 

Traditional Indian costume as a source of study the image of women

 

Olga Ivonina

Doctor of historical sciences, professor of department of general history, historiography, source study of Novosibirsk State Pedagogic University, Russia, Novosibirsk

Elena Tepikina

student of the Institute of History, scholarship of Novosibirsk State Pedagogic University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье представлена характеристика образа индийской женщины на основе изучения традиционных элементов женской одежды, как в современное время, так и в древности. Охарактеризованы основные элементы одежды как маркеры для выявления женских характеристик.

Abstract. The article presents the characteristics the image of  Indian women based on the study of  traditional elements of  women's clothing, as in a temporary time, and in ancient times. The main items of clothing as markers to identify women's characteristics.

 

Ключевые слова: Индия; образ; традиционный костюм; гендер.

Keywords: India; image; traditional costume; gender.

 

Костюм – социокод народа, так как позволяет аккумулировать в себе традиции, отражать образ жизни страны [4, с. 35]. Женский же традиционный костюм представляет особый интерес, и требует внимания, так как он в меньшей степени, чем мужской, подвергается каким-либо изменениям. В настоящее время одной из ярких тенденций в моде принято считать этническое направление. Представленное направление достаточно неоднородно. Самыми яркими и популярными считаются индийский, японский, египетский стили [7, с. 147]. Отличительной чертой именно индийского стиля является наличие плавных линий, свободного кроя, широкий спектр насыщенных цветов, а также вышивка, узоры и другое. Выделяют несколько волн увлечения индийскими сюжетами в одежде, а именно: увлечение кашмирскими шалями в период XVIII-XIX веков, когда происходило заимствование традиционного орнамента Индии – «индийского огурца» [2, с. 78]. По индийским преданиям считается, что данная форма узора символизирует движение, энергию [1, с. 118].

На начало XX столетия приходится еще одна волна интереса к индийскому стилю, а именно увлечение яркими и сложными цветами и свободным кроем [2, с. 81].

Было выяснено, что индийские мотивы популярны в современной моде, многие дизайнеры как Европы, так и России воплощают образ Индии в своем творчестве, заимствуя элементы традиционной женской одежды. Образ Индии транслируется через женские элементы в одежде: сари, сальвар-камиз и т.д. Не смотря на то, что нет прямого «цитирования», однако в современных коллекциях представлен дух Индии, а также образ самой женщины.

Цель работы: охарактеризовать образ индийской женщины, проанализировав традиционный индийский костюм.

Индийская культура вызывает ощущение соприкосновения с чем-то загадочным. Народный традиционный костюм вместе с мифами и ритуалами создают определенную знаковую систему. Наряд выполняет функции, которые тесно взаимосвязаны между собой. Такими функциями являются: практическая, обрядовая (к примеру, свадебный наряд), эстетическая, а также, по костюму, его узорам и пошиву, можно определить социальный статус, принадлежность к касте и региональную характеристику [4, с. 56]. Помимо прочего, по определенным элементам женской одежды можно охарактеризовать ее роль в обществе, значимость в семье и культуре в целом.

Существуют определенные представления о роли пола в создании культурных ценностей. Выявлено гендерное разделение на представления о сохранении традиций: мужчина – идея, он создатель нового, а женщина – хранитель традиций и культурных элементов [5, с. 37]. И в ходе исследования было выявлено, что данное высказывание находит подтверждение в современной Индии, к примеру, женский национальный костюм (в том числе и свадебный), не подвергается кардинальным изменениям, западная мода лишь привносит небольшие изменения в детали [3, с. 42]. Таким образом, костюм предоставляет достаточно исчерпывающую информацию о владельце, по традиционному индийскому костюму, а именно сари, можно вполне реконструировать образ индийской женщины. Это можно сделать благодаря цвету, вышивки, декору и пр. Образ женщины как хранительницы, как защитницы не только культурных ценностей страны, но и семьи можно определить по такому элементу на сари как ключи, подвязанные к краю сари (анчалу). Данный элемент демонстрирует не просто состояние семьи, но и характеризует жену как хозяйку, госпожу. Таким образом, ключ на женском костюме – это маркер, символ для окружающих, диктующий как необходимо относится к его обладательнице: значит, что женщина замужем, следовательно, ее статус выше, чем у незамужней. О высоком статусе замужней женщины говорит и длина подола сари, чем длиннее, тем женщину больше почитают, это признак богатой женщины. Любопытно отметить и такой факт, как использование дорогих тканей для сари, ведь по ткани и украшениям можно отнести женщину к касте, которой она принадлежит. Например, в XX веке жены индийских раджей выписывали себе для костюма шифоновые узорчатые ткани из Парижа, что выделяло их на фоне остальных [6, с. 193]. Даже сам факт ношения и драпировки сари говорит о положении женщины в обществе.

Интересно отметить, что обязательным предметом костюма женщины уважаемой, является дупатта – накидка для лица. Это символ скромности, материального состояния, а также целомудрия и статуса, что подтверждают и древние тексты, например, дхармашастры [5, с. 37].

По результатам исследования мы пришли к выводу, что в современной Индии сари носят в основном замужние женщины, что подтверждает связь одежды с традиционными индийскими обрядами, включенными в систему «рождение, свадьба, смерть». Роль женщины и ее одеяния здесь также важна. Если женщина соблюдает все правила, приписанные ей природой и законом, то все окружающие будут счастливы, она притягивает богатство в семью.

Подводя итог, следует сказать, что изучение костюма является актуальной задачей, так как одежда – символ народной культуры, имеющий сакральную функцию. Изучая одежду, ее отдельные элементы и обряды, связанные с ней, мы в полнее можем реконструировать образы носителей данной культуры, охарактеризовывать поведенческие модели и связи традиции и инновации современной Индии. Благодаря исследованию традиционного народного костюма, мы можем судить о традициях, ценностях, идеалах народа. В нашем случае, мы можем реконструировать образ женщины как носительницы блага, хранительницы семейного очага, хранительницы традиционных ценностей своего народа и своей семьи.

 

Список литературы:
1. Герасимов О.Г. Восточные узоры. – М.: Наука, 1993. – 370 с.
2. Гусева Н.Р. Современное декоративно-прикладное искусство Индии / Н.Р. Гусева. – М.: Искусство, 1958. – 250 с.
3. Гусева Н.Р. Индия: тысячелетия и современность / Н.Р. Гусева. – М.: Наука, 1971. – С. 42-46.
4. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). Учеб-ное пособие / Н.М. Калашникова. М.: Сварог и К., 2002. – 374 с.
5. Самозванцев А.М. Индийская женщина в литературе дхармашастр // Индийская жена. М.: Восточная литература, 1996. – С. 37.
6. Снесарев А.Е. Этнографическая Индия / А.Е. Снесарев. – М.: Наука, 1981. – 296 с.
7. Юрлова Е.С. Женщины Индии. Традиции и современность. – М.: Ин-ститут востоковедения РАН, 2004. – 520 с.