Статья:

Проблема взаимосвязи православной веры и российского патриотизма в философском наследии И.А. Ильина

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: История философии

Выходные данные
Беляев Н.В. Проблема взаимосвязи православной веры и российского патриотизма в философском наследии И.А. Ильина // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 22-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема взаимосвязи православной веры и российского патриотизма в философском наследии И.А. Ильина

Беляев Николай Васильевич
канд. филос. наук, доцент. Балашовский филиал СГАУ, РФ, г. Балашов

 

Иван Александрович Ильин – фигура поистине знаковая. Более шестидесяти лет прошло с момента его смерти, но за это время стала лишь более очевидной масштабность и актуальность философии Ильина. В истории любой страны бывают сложные и трагические периоды, «смутные» времена. Если уровень философской культуры, достигнутый к тому времени, достаточно высок, то непременно находился мыслитель (или несколько философов), которые стремились осмыслить трагические коллизии своего времени, выработать пути решения назревших проблем. Именно таким мыслителем был Ильин.

За последние два десятилетия к изучению творческого наследия И.А. Ильина обращались такие исследователи как Ю.А. Бабинов, И.И. Евлампиев, М.Б. Золина, В.Д. Зотов, М.С. Колесов, Ю.А. Лисица, Ю.И. Сохряков, Т.А. Филиппова, А.М. Шарипов и другие. Все же было бы преувеличением сказать, что философия И.А. Ильина изучена в достаточной степени.

Философскую подготовку И.А. Ильин получил на юридическом факультете Московского университета. С 1909 года он работал приват-доцентом кафедры истории права и энциклопедии права того же университета. В 1918 году Ильин защитил диссертацию, посвященную философии Гегеля. Позднее диссертация была опубликована в виде монографии "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Автор впервые в научной литературе рассматривал великого диалектика как интуитивиста, тем самым радикально изменив оценку его места в истории философии.

Важнейшая тема для Ильина – единство философии и религии. У философии с религией не только единый предмет – Бог, но и единый духовный опыт, позволяющий хотя бы в слабой степени осознать много­гранную природу Божества. При этом религиозный философ осознает всю масштабность своей ответственности. «Философ раскрывает объективно-ценнейшее, как объективно-главное; как главное не только для всех людей, но безотносительно, как главное и совершенное само по себе и на самом деле…Это нечто испытывается потом как бытие и как проявление некого высшего предмета и в то же время как объективная мера для всего остального» [1, c. 56].

Итак, источником знаний Ильин считает «Предмет», но предметный мир понимается им в традициях гегелевской философии. Предмет – это концентрированное духовное содержание окружающего нас мира. Эмпирические предметы воплощают в себе идеи, они слиты с идеями, не существуют без идейного содержания. Задача философа — раскрыть содержание идей, заключенных в объектах окружающей действитель­ности, понять их смысл, назначение, а в соответствии с этим уже строить и собственную стратегию жизни. «Человечество веками вына­шивало уверенность в том, что философия есть знание ценнейших предметов в их основной сущности; что это знание требует особого, внутреннего нечувственного опыта и что добиваться его адекватности необходимо посредством особого внутреннего труда и жизненного очищения» [2, c. 56].

Гносеология И.А. Ильина было совершенно не традиционна. Единство сознания субъекта с объективным содержанием мира не опирается на столь прочное основание как в философии Г.В.Ф. Гегеля («Абсолютная идея» и «субъективный дух»). Это единство в философии Ильина имеет не заданный, а процессуальный характер. Оно лишь достигается в процессе познания. «Тот существенно-главный состав мира и жизни, через присутствие которого и жизнь, и мир являются ризой Божией, предметною тайною, насыщенным иероглифом, – этот состав дается каждому человеку, но усматривается, ищется и берется сравнительно немногими. Он может быть взят только тем, кто повер­нется к нему главным центром своей личности, последними истоками и корнями своей любви и воли…» [3, c. 101]. Это следует понимать таким образом, что «помимо внешнего (чувственного) опыта, человеку дан еще внутренний (нечувственный) опыт. И вот этот внутренний духовный опыт и есть истинный источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры вообще» [4, c. 155]. Процесс постижения идеи в понимании Ильина не сводим к холодной логике ума. Это глубоко страстный, захватывающий человека процесс. В мире, в котором живет человек, предмет и дух тождественны по содержанию, переплетены друг с другом по способу существования. Поэтому познающий человек одержим предметом, предмет овладевает его душой, человек как бы отождествляет себя, свою личность с предметным миром. Познавая идеи, заложенные в предметах окружающего мира, человек тем самым познает и Бога как творца мира.

В книге «Путь духовного обновления» И.А. Ильин показал взаимо­связь основообразующих компонентов духовной жизни личности. По его мнению, высшие ценности не подлежат рационалистическому обоснованию и логическому исчислению. Они даются человеку во мно­гом интуитивно. «Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь» [5, c. 129].

Философ подробно остановился на роли Православия в форми­ровании русского национального характера. Созидательную силу Православия Ильин видит в созерцающем сердце и в молитвенном упражнении, которое он называет «духовной практикой» или «духовным деланием». Духовное делание включает в себя смирение и страдание, исповедь и очищение от грехов, молитву и почитание святых. Право­славие научило русского человека переносить тяготы и труд, нужду и лишения, болезнь и печаль, именно как очищение, поучение и небесное наставление. И.А. Ильин подчеркивал, что его философские взгляды построены на православной вере, а вера, как только «слагается и захватывает душу, оказывается первичной, ведущей силой человеческой жизни». С другой стороны, «жить стоит только так и верить стоит только в то, за что стоит бороться и умереть» [6, c. 138-139]. Таким образом, философ провозгласил свою активную позицию в утверждении высших духовных ценностей.

Подлинно глубокое научное знание не только не отменяет веру в Бога, но напротив, ведет к ней. Ограниченность материализма обусловлена уже той простой причиной, что последний опирается лишь на чувственный опыт. Духовный опыт неизмеримо шире. Важно, чтобы человек «увидел духовными очами то, во что он будет отныне веровать, чтобы он подлинно испытал и узнал божественность Бога и прилепился к нему свободно и целостно…» [6, c. 156]. Главный принцип, определяющий статус православной веры в сознании человека, определяется, по Ильину, ее свободным приятием, личностным отно­шением верующего к Богу. Веровать и молиться можно только самому, по доброй воле, искренно, из глубины. Нельзя молиться по приказу и не молиться по запрету. Молитва по приказу не нужна ни Богу, ни себе, ни людям… [6, c. 180].

Накануне 2-й мировой войны Ильину удалось из Германии перебраться в нейтральную Швейцарию, в которой философ оставался до конца жизни. Именно этот период был для И.А. Ильина временем наиболее интенсивных размышлений о России и русской национальной культуре. Результатом этих размышлений явилась глубоко продуман­ная концепция российского патриотизма. Задача, сформулированная И.А. Ильиным: соединить инстинктивную привязанность к родной земле с осмысленной высоко духовной любовью к Родине. «Нельзя человеку жить на земле без инстинкта, без этой таинственно-целесообразной, от Бога дарованной и от природы нам присущей… Патриотизм есть любовь – не просто «предпочтение», «склонность» или «привычка». И если эта любовь не «пустое слово» и не «поза», то она есть инстинктивная прилепленность к родному. Поэтому патриотизм всегда интенсивен, но он не всегда духовен. И то, что должно быть достигнуто есть взаимное проникновение инстинкта и духа в обращении к родине [7, c. 263]. Однако философ предупреждает об опасности «чисто инстинктивного патриотизма», который легко перерастает в шовинизм и идею национальной исключительности: «Ныне пришло время, когда человечество в духовно осмысленном и христиански облагороженном патриотизме, который совмещал бы страстную любовь и жертвенность с мудрым трезвением и чувством меры – ибо только такой патриотизм сумеет разрешить целый ряд ответственных проблем, стоящих перед современным человечеством» [8, c. 262].

Философ вводит новый теоретический конструкт: «творческая идея России» - это то, что фактически свершилось, что существует в деятельности и культуре народа как внутренняя сила, что уже ведет народ в истории, что уже нашло, и будет находить выражение в его духовном творчестве. Основой творческой идеи России является православно-христианское и русское национальное начало. Творческая идея – «светящийся клад русского национального и духовного опыта - религиозного, и нравственного, и художественного, и государственного». Источником этой идеи является историческое единство России, духовная цельность русской культуры. "Это духовно-культурное единство России завершается ныне, как и встарь, ее территориально-политическим единством, ее общею международно-военною судьбою, ее хозяйственно-производительною и торговою сопринадлежностью. Россия... есть живой, духовно и исторически сложившийся организм, который при всякой попытке раздела и из всякого распада вновь восстановится таинственной, древней силой своего духовного бытия» [9, c. 263].

Ильин подчеркивает духовную природу патриотизма как духовного единства народа… Это единство закрепляется своеобразием нацио­нального духовного акта и системой навязывающихся исторически национальных и культурных задач» [10, c. 262]. Таким образом, патрио­тизм имеет духовное и нравственное содержание, а «национальная культура есть как бы гимн, пропетый Богу в истории».

Любить Родину, в понимании Ильина, это значит любить уникаль­ную душу своего народа, «духовность его национального характера и, в то же время, национальный характер его духа». «Есть Россия земная – русской душе естественно любить её и противоестественно не любить. Ибо она – наше материнское лоно, наша детская колыбель, наше земное отеческое гнездо… За Россией земной живёт, созерцает, поёт, молится и творит Россия духовная. Родина как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории, или духовная симфония, исторически прозвучавшая творцу…» [11, c. 223]. Таким образом, источником осознанного патрио­тизма является духовная культура России, а ядром этой духовной культуры, ее животворящим началом выступает православная вера.

Актуальность многих теоретических идей и воспитательных реко­мендаций Ильина сохраняется и до сегодняшнего дня. В современных условиях, когда Россия ищет способную объединить большинство её граждан национальную идею, философское и социально-этическое наследие И.А. Ильина имеет огромное значение.

 

Список литературы:
1. Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Почему мы верим в Россию. – М.: Эксмо, 2007. 
2. Ильин И.А. Философия и жизнь // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. – М.: Политиздат, 1990. – 528 c.
3. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи 1914-1923. – Париж – С. 101.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Почему мы верим в Россию. –М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 1208 с.
5. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 1208 с.
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 1208 с.
7. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 1208 с.
8. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 1208 с.
9. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 1208 с.
10. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. – Т. 6. – Кн. 2. – М.: Русская книга, 1996. – 323 с.
11. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. –Т. 1. – М.: Русская книга, 1993. – 323 с.