Институт экстрадиции
Секция: Уголовный процесс
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Институт экстрадиции
В связи с эффективностью международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью многое в настоящее время зависит от степени правового регулирования и разработки процедур реализации института скрывшихся от правосудия преступников в каждом из государств, и, по данной причине, в настоящее время отмечается повышенный интерес к исследованию института экстрадиции. С помощью экстрадиции максимально достигается возможность на межгосударственном уровне пресекать действия лиц, направленные на избежание привлечения к уголовной ответственности путем пребывания в зарубежных государствах, эффективно противостоять международной преступности и обеспечивать соблюдение законности независимо от юрисдикции различных государств.
В общественном и мировоззренческом понимании экстрадиция – это выдача лиц, совершивших преступление, но наиболее расширенное понятие указано в ст. 13 Уголовного кодекса РФ и части 2 статьи 63 Конституции РФ, из которой следует, что «выдача лиц обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбытия наказания в другие государства осуществляется на основании федерального закона или международного договора РФ». Из этого следует, что в национальном законе или международном договоре установлены: порядок выдачи лиц для уголовного преследования, привлечение к уголовной ответственности, исполнения приговора, передача лица для отбытия наказания в государство, гражданином которого оно является. К сожалению, унифицированных правил выдачи лиц, которые совершили преступление, мировая практика не имеет. В большинстве случаев обязательная выдача производится при наличии договора. При отсутствии международного соглашения порядок выдачи разыскиваемых лиц определяется обязательствами сторон на основе принципа взаимности. Запросы об экстрадиции можно направлять как в государства, с которыми есть договор о взаимной правовой помощи, так и в государства, с которыми таких договоров нет и которые не являются участниками международных конвенций и договоров.
Экстрадиция (в переводе с латинского означает выдачу преступников) – это древнейшая форма взаимопомощи государств в борьбе с преступностью, при которой осуществляется передача лица, преследуемого за совершенное преступление, одним государством другому с целью привлечения его к уголовной ответственности или к другому наказанию в соответствии с вынесенным ему приговором. В России появление и развитие экстрадиции началось еще с X в., с момента становления государства [1]. В первых международных договорах с Византией в 911 г., 944 г. и 971 г. говорилось о том, что виновные лица подлежали обмену между странами. Следующим значимым периодом можно назвать эпоху Петра I, так как император преследовал своей целью укрепление международных связей России с другими государствами, в связи с чем Россия в целом завоевала авторитет у большинства стран по выполнению требований Петра относительно бежавших преступников и выдаче последних. Ярчайшим примером данного института права является выдача Австрией России сына Петра I - Алексея.
Следует отметить, что к началу 2001 года Россия заключила договора о выдаче преступников с 55 странами, в основном с СНГ и дальним зарубежьем. Принятый УПК РФ этого же года содержит главу 54 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», где указаны правила выдачи преступников и основные процессуальные требования к порядку осуществления данной деятельности. Современный процесс дальнейшего формирования института экстрадиции продолжается в плане упрощения процедуры выдачи и оснований к отказу в выдаче лиц. Это имеет большое значение в развитии международного сотрудничества России с другими государствами.
Экстрадицию можно рассматривать и как правовой институт, и как разновидность правоприменительной деятельности. С точки зрения права она представляет собой межотраслевой институт, включающий в себя нормы международного, конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права. Так, согласно ст. 102 Римского статута Международного уголовного суда (далее – Статут), под термином «экстрадиция» (extradition) понимается доставка лица одним государством другому на основании договора, конвенции или национального законодательства. Под термином «передача» (surrender) понимается доставка лица государством Международному уголовному суду в соответствии со Статутом. В любом случае термин «экстрадиция» значительно шире, так как помимо самой доставки и передачи охватывает целый комплекс уголовно-процессуальных и иных мер, направленных на инициирование производства, установление местонахождения лица, проведение проверки, избрания мер процессуального принуждения и решения ряда иных процедурных вопросов, связанных с проверкой и оценкой всех обстоятельств дела. Этапирование (convoy), так же как и выдача, не имеет самостоятельного юридического значения и отличается от экстрадиции тем, что включает в себя только перевозку лица по территории Российской Федерации в место, установленное для передачи, и осуществляется после принятия уполномоченными органами России решения о возможности осуществления передачи требуемого лица иностранному государству [4].
Сегодня, как и столетия назад, экстрадиция сохранила две принципиальные черты. Во-первых, это вид сотрудничества (помощи), реализуемый между государствами. Второй принципиальной чертой экстрадиции является договорной характер института.
В настоящий момент сложились три основные системы экстрадиции: европейско-континентальная, англо-американская система стран общего права и смешанная. К примеру, ранее в европейско-континентальной системе отдельно выделяли модели, характерные для Бенилюкса, Скандинавии и стран Восточной Европы. Сейчас для этой системы характерны в основном две модели – экстрадиция по единым правилам Евросоюза (для стран-участниц Евросоюза) и экстрадиция, осуществляемая на основании традиционных процедур с учетом особенностей национального законодательства отдельных стран (некоторые страны Скандинавии, Россия). В странах общего права выделяют модели, характерные для стран Британского содружества (Великобритании, Австралии и некоторых стран бывших британских колоний) и для стран северо-американского континента (США и Канады). Смешанная система (или «французская») применяется в таких странах, как Франция, Италия и Турция.
Принципиальное отличие европейско-континентальной системы заключается в том, что процедура выдачи носит административный характер: поступивший запрос рассматривается министерством иностранных дел с точки зрения его соответствия заключенным международным соглашениям, а затем поступает в Министерство юстиции (прокуратуру) для юридического заключения относительно своего соответствия заключенным международным договорам и национальному законодательств. Окончательное решение о выдаче принимает либо само Министерство юстиции (прокуратура), либо правительство (компетентный орган). Другими словами, для этой системы не требуется проверка обоснованности предъявленного обвинения выдаваемому лицу, принятие окончательного решения принадлежит компетентному органу – правительству или Минюсту (прокуратуре). Таково традиционное англо-американское правило в отношении представления доказательств, и именно оно является причиной многих недоразумений в отношениях со странами континентального права. Причина же столь сложной процедуры кроется в том, что англо-американская система экстрадиции, в отличие от континентально-европейской, придерживается неизменного правила: выдавать скрывающихся преступников независимо от их гражданства.
Исходя из содержания правовых отношений при осуществлении выдачи (регулятивного основания), выделяют: экстрадицию лиц по запросу Российской Федерации из иностранного государства в Россию; экстрадицию лиц по запросу иностранного государства из России; экстрадицию (передачу) лица в органы или учреждения международной юстиции – Международный уголовный суд или международный трибунал.
Принцип «или выдай, или суди» (aut dedere, aut judicare) означает, что любое преступление, совершенное лицом, подлежащим выдаче, должно получить соответствующую оценку в установленном законом, конвенцией или международным договором порядке в юрисдикции либо страны совершения преступления (пребывания преступника), либо страны принадлежности (гражданства или подданства) лица, совершившего преступление. Принцип ограничения в преследовании выданного лица означает, что лицо не может быть преследуемое в уголовном порядке за какие-либо другие преступления, кроме тех, которые обусловили выдачу. Конкретно в РФ международные принципы, затрагивающие институт экстрадиции, закреплены в главе 54 Уголовного процессуального кодекса РФ. Прежде всего, к данным руководящим положениям следует относить принцип взаимности, в соответствии с которым государство, которое направило запрос о выдаче лица, совершившего преступление, должно предоставить такие же условия в подобной ситуации. В противном случае возможно установление реторсии, то есть ответного ограничения. Далее следует назвать принцип двойного вменения, согласно которому лицо, совершившее преступление, подлежит выдаче на территорию другого государства только в случае, если совершенное им деяние является уголовно наказуемым как в запрашиваемом государстве, так и в запрашивающем [5].
В заключение хотелось бы отметить, что преступность, как явление XXI века, просто не может ограничиться своим распространением на территории одной, конкретной страны, так как именно пробелы, а также коллизии правового регулирования в этой сфере, сфере международного уголовного права, позволяют преступникам и дальше, безнаказанно, заниматься противоправной деятельностью, ведь настоящая ответственность бывает только личной.