Статья:

Браунфилд - площадка для развития малого и среднего бизнеса

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Переславцева Н.В., Ковалева Н.Н. Браунфилд - площадка для развития малого и среднего бизнеса // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 39-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Браунфилд - площадка для развития малого и среднего бизнеса

Переславцева Наталья Владимировна
магистрант ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
Ковалева Наталия Николаевна
профессор, д-р юрид. наук, доц. кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов

 

BROWNFIELD - PLATFORM FOR DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

 

Natalya Pereslavtseva

undergraduate FSBEI of HE "Saratov State Law Academy", Russia, Saratov

Natalia Kovaleva

professor, dr. Sci., Associate Professor, Department of Administrative and Municipal Law, Saratov State Academy of Law, Russia, Saratov

 

Аннотация. В статье рассматривается индустриальные парки типа браунфилд, как оптимальные площадки для развития малого и среднего бизнеса. Обозначены основные проблемы развития направления.

Abstract. The article deals with industrial parks of the Brownfield type, as optimal sites for the development of small and medium-sized businesses. Main problems of development.

 

Ключевые слова: индустриальные парки; малый бизнес; средний бизнес.

Keywords: industrial parks; small business; medium business.

 

Индустриальные парки – это земля под производство с развитой инфраструктурой, на которой ведут свою деятельность несколько независимых друг от друга предприятий из различных отраслей. Различают три вида индустриальных парков: браунфилд, гринфилд и комплексный. В статье рассматривается браунфилд как площадка для развития малого и среднего бизнеса в условиях.

Управляющая компания индустриальных парков, как сервисная отрасль, появилась в России в форма аутсорсинга сравнительно недавно. Очевидно, и об этом говорят эксперты в области экономики, юриспруденции, инженерных технологий, что новый вид бизнеса очень перспективен для нашего государства в условиях современной экономики. Ведь благодаря созданию индустриальных парков разви­ваются все сферы производства. Растет экономика на всей территории Российской Федерации, уровень жизни населения заметно повысился. Бизнес – это всегда развитие, создание рабочих мест, создание мате­риальных благ для обеспечения жизнедеятельности, развитие региона, формирование спроса. Площадка индустриального парка – эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Опыт развития производственных площадок заимствован у Европы, там развитие индустриальных парков началось уже в 1896 году, завоевав сразу внимание бизнесменов и производственников. Один за другим они погружались в новое на тот момент направление в бизнесе, видя результаты работы соседних компаний.

Такие инновации в сфере экономики нашей страны положительно сказываются и на смежных отраслях Российской Федерации. Сегодня перед государством стоят основные задачи: совершенствовать техно­логии, расширять территории под этот вид бизнеса, развиваться в этой области, привлекать выгодных инвесторов. Территории индустриальных парков обладают определенной инфраструктурой, близостью основных транспортных узлов и рынков сбыта. Резидентам предоставляются необходимые услуги и возможности получения государственных льгот. В эпоху модернизации и оптимизации производства происходит высвобождение производственных площадей. У них два пути: либо деградация, либо развитие.

Рынок производственно-складской недвижимости насыщен осво­бодившимися помещениями советских заводов, которые могут быть отнесены к категории C и D, но при этом существует очевидный дефицит качественных площадей, доступных для малого и среднего бизнеса. Промышленные парки – это отличный ресурс для развития, необходимо оказывать поддержку частной инициативе на государственном уровне. Имею ввиду не только кредитные средства, но и субсидии (невозвратные бюджетные средства). Отдавать бюджетные деньги бизнесу – это революционно, но только так возможно достичь отличных результатов (создание рабочих мест, увеличение налоговых отчислений и так далее). С государственной поддержкой [3] все совсем не просто. Прежде всего, она носит компенсационный характер: сначала управляющие компании парка привлекают какие-то внебюджетные средства, направленные на реконструкцию или строительство, ремонт или подключение инженерных сетей. Затем проходят регистрацию в системе Геоинформационной системе (ГИСИП) [1], далее проверку Минпромторга на соответствие парка и его инфраструктуры ГОСТу. В случае положительного результата проверки, объект включается в реестр промышленных парков. И только потом можно рассчитывать на компенсацию части затрат или другие формы финансовой поддержки из бюджета. В 2019 году предусмотрена поддержка промышленных парков по линии Министерства экономи­ческого развития Российской Федерации, с условием участия частных внебюджетных БУДУЩИХ вложений.

Браунфилды – оптимальная площадка для развития малого и среднего бизнеса. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринима­тельской инициативы» в 2019 году из двадцати трех выбранных проектов, поддержку получат в основном браунфилды. Именно территории бывших советских (постсовестких) заводов как правило удобны малым предприятиям по удобству размещения (как правило в черте города), по наличию помещений, оснащенных подъемными механизмами. Важно отметить, что для малого и среднего бизнеса интересны площади от 200 м² по лояльной цене. Именно стоимость за 1 квадратный метр в браунфилде будет всегда ниже чем стоимость в гринфилде.

Развитие браунфилдов – это, прежде всего инструмент привле­чения инвесторов, развития предпринимательства, оптимизации бизнеса, увеличения доли налоговых поступлений в бюджет.

Главным конкурентным преимуществом браунфилдов для компаний-резидентов является возможность относительно быстрого доступа к специально подготовленным производственным или складским помещениям с инженерной и транспортной инфраструктурой и, если парк создается на кластерной основе, дополнительного доступа к местному рынку товаров производственного назначения. В отличие от обычных промышленных площадок индустриальные парки типа браунфилд обеспечены всей необходимой инфраструктурой и административно- правовыми условиями для размещения производств. Обустройство площадки сразу для нескольких производств приводит к экономии на инфраструктурных затратах и облегчает задачу привлечения инвесторов. Для резидентов индустриальных парков также неоспоримыми плюсами являются упрощённый порядок прохождения всех необходимых административных и разрешительных процедур, а также предостав­ляемые возможности по расширению или диверсификации производства.

На данный момент в России существует ряд причин, по которым инвесторы опасаются осуществлять капиталовложения в создание и развитие индустриальных парков, среди которых на первом месте стоит слабая нормативно-правовая база.

Ключевым нормативным документом, законодательно закрепившим статус индустриальных парков, является Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [5, статьи: 10, 12, 13]. Законодатель обозначил определение понятий и суть применения мер стимулирования деятель­ности в сфере промышленности в рамках функционирования индустри­альных парков и промышленных кластеров.

Для развития индустриальных парков, необходимо разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере создания и развития индустриальных парков и закрепляющие следующие вопросы [4, С. 458-461]:

·      порядок создания индустриальных парков;

·      отбор управляющей компании и ее функции;

·      функции (полномочия) уполномоченного и (или) наблюдатель­ного органа;

·      статус резидента индустриального парка;

·      соглашение о ведении деятельности в индустриальном парке;

·      прекращение статуса индустриального парка;

·      государственная поддержка индустриальных парков.

Отмечается, что в регионах с развитой нормативной базой в сфере индустриальных парков установлен четкий порядок присвоения статуса подобной структуры, определены функции и полномочия ключевых стейкхолдеров. Важное место отводится координации и мониторингу реализации проектов со стороны органов государственной власти в лице уполномоченного органа. Субъекты федерации определяют меры поддержки создаваемых структур и их резидентов, включающие финансовые, организационные, информационные, консультационные и другие.

В стратегии развития Саратовской области до 2030 года предус­мотрены меры, направленные на увеличение реального ВРП в 1,5 раза уже к 2025 году, что потребует двукратного роста доли обраба­тывающей промышленности в создании добавленной стоимости. Реализация стратегии потребует двукратного роста промышленных площадей, большая часть которого придется на качественные площади.

В стратегии развития региона определены следующие структурные проблемы развития, на решение которых может повлиять реализация проекта:

1. Существенная доля секторов и услуг, имеющих слабый нало­говый потенциал при незначительной доле добывающих производств, традиционно представляющих основной доходный источник бюджетов.

2. Недостаточное число предприятий, выпускающих конечную продукцию, что минимизирует добавленную стоимость, формирую­щуюся на территории области. При этом в структуре производства преобладают сырье и продукция производственно-технического назначения (75 %) промежуточного цикла при относительной малой доле производства товаров потребительского назначения (25 %).

3. Высокая степень износа основных фондов и отставание в развитии инженерной инфраструктуры. Удельный вес полностью изношенных основных фондов в общем объеме составляет 16,9 %. В среднем по области за год основные фонды обновляются лишь на 6-7 %, при этом большая часть фондов продолжает поступать не для замены и модернизации действующих фондов, а на расширение и создание новых производств.

4. Низкий уровень оплаты труда во внебюджетном секторе эко­номики, высокий уровень неформальной занятости вследствие недостатка качественных рабочих мест и их отсутствия в ряде территорий области.

Реализуемый проект Частного промышленного парка ТРОЛЗА (браунфилд) на территории Саратовской области может существенным образом повлиять на развитие МСП в регионе. На начало 2018 года в Саратовской области создана сеть организаций инфраструктуры: два бизнес-инкубатора в Саратове и Балаково, Гарантийный фонд, Фонд микрокредитования, Венчурный фонд, 12 Центров молодежного инновационного творчества в 7 городах области (Саратов, Энгельс, Пугачев, Балаково, Петровск, Красноармейск, Калининск), Центр коллективного пользования в Энгельсском муниципальном районе, Центр поддержки предпринимательства, Центр поддержки экспорта, Палата ремесел. В 2018 году создан Региональный центр инжиниринга. Частный промышленный парк ТРОЛЗА вошел в региональную инфра­структуру как новая организация имущественной поддержки бизнеса.

Индустриальный парк не только предоставляет производственные помещения, но и берет на себя часть вспомогательных бизнес-процессов резидента. Бизнес, поддержанный на старте в бизнес-инкубаторах, должен иметь возможность постепенно перейти на собственную произ­водственную площадку.

Локализация производства в индустриальном парке ТРОЛЗА позволяет сэкономить значительные средства – более 50 % инвестиций – за счет арендной модели размещения в готовых площадях со всей необходимой инфраструктурой. Предприниматели могут начать бизнес на brownfield-площадях, а затем по мере развития перейти в greenfield.

Справочно: в соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2017 года в Саратовской области количество действующих субъектов малого и среднего предпри­нимательства (включая индивидуальных предпринимателей) (далее – субъекты МСП) составило 74 899 единиц или 101,6 % к предыдущему году (в 2016 году – 73 688 единиц) [2, с.4].

Структура субъектов МСП по категориям:

Индивидуальные предприниматели

45719

Малые и микропредприятия

28956

Средние предприятия

224

 

В отраслевом разрезе структура субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году представлена следующим образом:

 

Рисунок 1. Отраслевая структура малых и средних предприятий Саратовской области в 2017 году

 

Среднесписочная численность работников субъектов МСП в 2017 году составила 239 454 человек или 101,5 % к предыдущему году (в 2016 году – 236 037 человек). При численности занятых в экономике области в 1117,3 тыс. человек, доля МСП составляет 21,4 % [2, с. 5].

Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпри­нимательства области, применяющих специальные налоговые режимы, по итогам 2017 года составил около 4 879,2 млн. рублей, темп роста к 2016 году – 112,0 % (в 2016 году – 4 357,0 млн. рублей) [2, с. 8].

Таким образом, приведенные факты показывают, что проекты раз­вития промышленных площадок типа браунфилд успешны для развития малого и среднего бизнеса.

 

Список литературы:
1. Геоинформационная система индустриальных парков, технопарков и кластеров. www.gisip.ru (Дата обращения: 10.10.2018).
2. Доклад о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области по итогам 2017 года. [Электронный ресурс]. https://saratov.gov.ru/gov/auth/mineconom/RP/DMSP_2017.pdf (Дата обращения: 10.10.2018).
3. Методические рекомендации по созданию и развитию индустриальных парков, претендующие на государственную поддержку. С. [Электронный ресурс]. https://russiaindustrialpark.ru/metodicheskie_rekomendacii_po_sozdaniyu _industrialnogo_parka (Дата обращения: 10.10.2018).
4. Мусина С.З. Индустриальные парки как фактор развития регионов // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 458-461. [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/108/26221/ (Дата обращения: 02.10.2018).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. http://ivo.garant.ru/#/document/70833138/paragraph/35:2 (Дата обращения: 10.10.2018).