Статья:

Социальный состав населения города Вилюйска в начале XVIII - XIX вв.

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Выходные данные
Афанасьев Н.Н., Маркова М.Ф. Социальный состав населения города Вилюйска в начале XVIII - XIX вв. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 7-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальный состав населения города Вилюйска в начале XVIII - XIX вв.

Афанасьев Николай Николаевич
магистрант Северо-Восточного федерального университета, РФ, г. Якутск
Маркова Марианна Филипповна
канд. ист. наук, Северо-Восточного федерального университета, РФ, г. Якутск

 

В начале XVIII – XIX вв., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформился сословный строй. Формирование отечественной сословной структуры характерно для эпохи «просвещенного абсолютизма», ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Ликвидация привилегий и уравнивание прав с этой точки зрения понимались как «общее смешение», которого не следует допускать.

Российская сословная структура сложилась из групп московского общества и состояла из 4 сословий.

Сословный строй включал в себя шляхетство (дворянство), духовенство, мещан (из городских посадских людей) и крестьянство. Главной чертой российского сословного строя того времени стало наличие и передача по наследству личных прав, состояния и корпоративных прав и обязанностей [8, с. 7].

Город Вилюйск являлся «малолюдным городским поселением» и «деревянным городом».

Однако в условиях отдаленной и отсталой, с малочисленным населением Якутии Вилюйск имел значение крупного населенного пункта. За 1849-1917 годы, хотя и очень медленно, постепенно население города росло. Каждое сословие выполняло определенные обязанности в пользу государства и имело закрепленные законодательством определенные права.

Дворянство и духовенство были привилегированными сословиями. Свои преимущества, по сравнению с другими, имело казачество, а городские обыватели и инородцы были податными сословиями.

Крестьяне. За все время существования Вилюйска как центра Вилюйского округа, их всегда было незначительное количество.

Как пишет Сафронов, в 1802 году к Вилюйску было причислено 100 человек мещан, их уже в 1806 году перечислили в крестьянское сословие, так как они не желали приписаться в мещане г. Якутска, считая это невыгодным. Однако они жили не в самом городе, а в 20-40 верстах от города, «обязавшись с инородцами с обоюдной стороны брачным родством», и занимались главным образом скотоводством [6].

В 1825 году исправник Пономарев поставил вопрос о сосредоточении вилюйских крестьян в каком-нибудь одном месте: «Рассеянно живут по якутам и бедно, некоторые бродяжничают, праздно живут, отсюда развращение и пороки и в сборе податей встречаются затруднения» [6].

Посетивший округ областной начальник Н.И. Мягков предложил их переселить в Нюрбу, но дело тянулось целых 20 лет. Только в конце 1840-х годов крестьян переселили и поселили вокруг большого озера Кочай, но некоторые вернулись обратно в Вилюйск. Большая часть их потомков, непосредственно жившая в самом городе, приписалась или в мещанское сословие, или поступала на казачью службу.

Инородцы, как тогда называли якутов и тунгусов, начали селиться в Вилюйск в 1820-е годы, когда город стал окружным центром и завершалось крещение инородцев в православную веру, а их численность постепенно увеличивалась. В конце 1890-х годов якуты составляли половину населения Вилюйска. Якуты-горожане под влиянием тесного соприкосновения с казаками и мещанами перенимали русский уклад жизни в быту, привычках, одежде, хозяйственной деятельности, начали отдавать детей в школу.

Из инородцев купцами стали Горохов Иван Саввич, Охлопков Герасим Николаевич, Неустроев Михаил Федорович [7, с. 7].

Мещанское сословие Вилюйска складывалось из русских ремесленников, мелких торговцев и домовладельцев, плативших подушную подать и несших различные повинности. Нужно отметить, что в Вилюйске в основном проживали иногородние мещане. Переходящие в мещане иногородние якуты должны были получить согласие от своего родового общества. Такой увольнительный приговор сохранился в семье Корниловых, он был выдан в 1911 году их дедушке А.Т. Андрееву 1-Чочуйским родовым обществом с подписями более чем 100 родовичей. Иногда в мещанское общество причислялись ссыльнопоселенцы «с дачею трехлетней льготы от платежа податей».

Купечество Вилюйска, как и в других городах Якутии, составляло незначительный процент населения, представляло его самую зажиточную часть. Интересно то, что купцы стали записываться в особое сословие во время Всероссийской переписи 1897 года. До этого они, видимо, записывались или в казаки, или в мещане. Во всяком случае уже в 1823 году в Вилюйске было 8 купцов [5]. Во время пребывания экспедиции Р.К. Маака в городе жили «один-два торговца, получающие свой незначительный запас товара из Якутска или Олекминска. Они посещали якутов Верхневилюйского и Средневилюйского улусов, т. е. самых бедных жителей округа, и, следовательно, торговые обороты их очень незначительны» [4]. По имеющимся в музее народного образования данным Г.С. Донского, в 1866 году в Вилюйске было 6 купцов: якутские мещане Егор Седалищев, Алексей Расторгуев и Иннокентий Попов, казак Яков Попов, вдова якутского мещанина Прасковья Седалищева и купец Иван Колесов.

По указу от 9 февраля 1865 года купеческое сословие состояло из двух гильдий. Купцы 1 гильдии торговали по всей России, принимали подряды, поставки и откупы на сумму свыше 15 тысяч рублей. Купцы 11 гильдии торговали и принимали подряды, поставки и откупы на сумму свыше 15 тысяч рублей в местах своего проживания. Купцы, имеющие гильдии, освобождались от подушной подати, личной воинской повинности и телесного наказания, не платили налог на капитал.

Духовенство, считаясь вторым привилегированным сословием, еще со времен Петра I находилось под властью самодержавного государства, выполняя его социальный заказ. Оно исполняло церковные требы населения, выполняло некоторые административно-полицейские обязанности, например вело метрические записи прихожан и преподавание закона божьего в школах.

Считается, что в Вилюйске в 1800 году начала действовать Николаевская церковь. В клировой ведомости этой церкви за 1883-1889 годы записано: «Церковь построена в 1810 году тщанием священника Михаила Винокурова с прихожанами». По штатному расписанию в церкви служили священник, дьякон и псаломщик. Во владении церкви находились 99 десятин сенокосных угодий.

«В 1869 г. был издан императорский Указ о создании с 1870 г. самостоятельной, 53-й в составе Российской империи, Якутской и Вилюйской епархии». Получив высокий статус второго кафедрального города якутских архиереев, Вилюйск продолжил развитие уже как мощный духовно-просветительский и культурный центр региона [8, с. 7].

В 1892 году в Вилюйске построили вторую Иннокентьевскую церковь. Она стояла на юго-восточной стороне нынешней Комсомольской площади, на ул. Муравьева-Апостола.

В числе потомственных церковнослужителей Вилюйска можно назвать Винокуровых, Поповых и Протопоповых.

Большая протяженность территории Вилюйского округа, постепенное увеличение численности христиан среди местных народов все острее актуализировали вопрос о строительстве новых храмов. Однако общая бедность населения и кочевой образ жизни не могли способствовать быстрому появлению приходов. Священнослужители, которых было крайне мало, вынуждены были обслуживать огромные районы с большим количеством жителей, проезжая расстояния иногда по 300-700 верст.

XIX век – это время укрепления христианских ценностей на огромных пространствах Якутии. Вилюйску предстояло стать центром православной культуры всей Западной Якутии. Согласно архивным данным, уже «к 1828 году всё коренное население Вилюйского округа было православным». Церковные приходы направляли общественный быт населения и постепенно становились культурно-информационными центрами для местных жителей. Здесь можно было узнать о событиях, происходивших в стране и в мире.

Казаки. Организовав на берегу Вилюя опорный пункт колонизованного края, они выполняли свою основную миссию – проведение в жизнь планов своего руководства, заключающихся в сборе ясака – этого невиданного для местного населения дела, этой ничем не обоснованной дани. Место зимовья выбрано удачно, почти что в центре обширного Вилюйского края и в относительной близости от административного центра. Весь обширный край по реке Вилюй стал поставщиком пушнины. Пришлые люди, собирающие дань с аборигенов, дело начали с пеших и конных троп, зимних дорог и почтовых трактов. Дело сбора ясака, затем различных налогов, сборов требовало именно разветвленной сети путей сообщения [8, с. 35].

Казаки до конца XIX века составляли основную массу населения Вилюйска. Они представляли собой административно-полицейскую силу, на которую опирались местные власти; за службу казаки получали от казны жалованье и продовольственный паек.

Казакам отводились земли вблизи города для землепашества и скотоводства по 10 десятин на человека.

Занимаясь сельским хозяйством и торговлей, вилюйские казаки постоянно общались с якутами, нередко роднились с ними, и это накладывало своеобразный отпечаток на их быт и нравы.

Дворяне. Имея привилегированное положение, занимали более высокие должности в окружном управлении, назначались исправниками, помощниками исправника, мировыми судьями и земскими заседателями. В дворянское сословие возводились чиновники, дослужившиеся до чина титулярного советника «за ревностную службу и отличие», и становились дворянами. Личное дворянство не передавалось по наследству, их дети записывались в почетные граждане. Дворянство города Вилюйска в основном состояло из таких личных дворян. Долго в Вилюйске проживали дворянские семьи Неустроевых и Синицыных.

 

Заключение

Изучив архивные и краеведческие материалы по теме, можно с уверенностью сказать, что сословный строй города Вилюйска, разделивший общество на шесть сословий, сформировался в начале XVIII – XIX вв. со значительным отставанием от России. Отличительной чертой сословного строя России стало то, что каждое сословие выполняло свое назначение и функцию.

Окончательное формирование сословий в России произошло во время царствования Екатерины II. Именно Екатерина определила значение, права и обязанности разных сословий. Программными документами стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Сложилось четыре сословия: дворянство, мещане, крестьянство и духовенство.

Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.) и превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, привилегированное.

Мещане (население городов) состояли из 6 разрядов: «настоящие городские обыватели», владельцы недвижимости в черте города; записанные в гильдии; состоявшие в цехах ремесленники; иностранные и иногородние купцы; именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее 50 тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, ученые, художники, музыканты); прочее посадское население.

В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства: государственные (бывшие черносошные и народы, платившие ясак, однодворцы), помещичьи (все прежние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам), удельные (на землях царского удела).

 

Список литературы:
1. Афанасьев В.Ф. Культурно-просветительская, педагогическая и общественная деятельность ссыльных декабристов в Сибири. – Якутск: ЯГУ, 1989. 
2. Вилюйское городское управление. Ф. 170-и.
3. Вилюйское окружное полицейское управление. Ф. 23-и.
4. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. – М., 1994. – 302 с. 
5. Национальный архив РС (Я)
6. Сафронов С.Ф. Декабристы в якутской ссылке. – Якутск: Кн. изд-во, 1955. 
7. Томский Н.Е. Вилюйский Ротшильд. – Якутск: Бичик, 2002. – 272 с. 
8. Шперк Ф. Историческая справка «Город Оленск» // Русская старина. – СПб., 1892. – Т. 75. – С. 244.