Статья:

Рецепция права: характерные черты рецепции Конституции Российской Федерации 1993 г.

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Печенкина М.В. Рецепция права: характерные черты рецепции Конституции Российской Федерации 1993 г. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 142-147.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Рецепция права: характерные черты рецепции Конституции Российской Федерации 1993 г.

Печенкина Марина Викторовна
студент, Всероссийский государственный университет юстиции («РПА Минюста России»), РФ, г. Москва

 

Reception of law: characteristic features of the reception of the Constitution of the Russian Federation of 1993

 

Marina Pechenkina

student, All-Russian State University of Justice (“RPA of the Ministry of Justice of Russia”), Russian Federation, Moscow

 

Аннотация. Процесс рецепции права имел широкое распространение в истории и остается характерным явлением для правовых систем в настоящем времени. В статье рассматриваются общие черты рецепции права в теоретическом аспекте и особенности заимствования Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Abstract. The process of the reception of the law was widespread in history and remains characteristic of legal systems in the present. The article discusses the general features of the reception of law in the theoretical aspect and features of borrowing the Constitution of the Russian Federation in 1993.

 

Ключевые слова: рецепция права; рецепция конституционного права; Конституция Российской Федерации 1993 г.; рецепция конституций.

Keywords: reception of law; reception of constitutional law; The Constitution of the Russian Federation in 1993; reception of constitutions.

 

В истории развития какого-либо процесса происходит непосредственная или опосредованная коммуникация с другими подобными явлениями. В ходе данного контакта одно перенимает обычаи, традиции, нормы, ценности, культуру у другого, в результате чего формируется нечто новое, дополненное, возможно, и более совершенное.

Взаимодействие характерно для разных областей, в том числе и для права. С древности одним из важнейших факторов развития государственных и правовых институтов выступало взаимопроникновение культуры. Со времен античности считали, что знание правовой материи других народов играет большую роль для законодателя. В современном мире тем более практически невозможно найти чистую национальную правовую культуру. Все они представляют собой связь внутренних и внешних черт. Правовые системы всех стран не существуют изолировано, они активно контактируют, что позволяет оценить собственный опыт правовой жизни, обнаружить пробелы и недостатки, устраняя их, и наполнять его новыми идеями. В период масштабной глобализации, интернационализации и распространения организаций, объединяющих большинство стран мира на взаимных правах и обязанностях (например, Европейский Союз, ООН), ни одно современное государство не может себе позволить полное игнорирование иностранных систем права [1, с. 5]

Такая характерная для большинства правовых национальных систем взаимосвязь называется рецепцией права. Однако, многие исследователи не сошлись во мнениях об определении понятия «рецепция права». Одни понимают его как восприятие одной страной элементов правовой культуры другой страной [2, с. 5]. Другие – как возрождение, восстановление старого материала права [3, с. 206]. Третьи – как заимствование содержания и форм из правовых систем других государств и их опыта [4, с. 127].На мой взгляд, под рецепцией права следует понимать заимствование, повторяемость, восприятие категорий и институтов права одной страной у другой в силу схожих исторических, социально-экономических и культурных условий.

Рецепция права может осуществляться в различных формах в зависимости от конкретных факторов.

По источникам заимствования рецепция классифицируется на заимствование зарубежного и отечественного опыта [5]. Об этом будет подробно изложено ниже на примере Конституции Российской Федерации 1993 г.

По способу заимствования рецепция бывает горизонтальной (передача правовых элементов между категориями одного уровня, например, между Основными законами разных стран) и вертикальной (заимствование правового опыта между категориями разного уровня, например, между Основным законом страны и принципами международного права) [5].

В зависимости от субъектов правоотношения выделяется рецепция норм частного (заимствование принципов и институтов частного права публичным правом или одной страной у другой) и публичного права (заимствование норм и институтов публичного права частным правом или одним государством у другого).

По способу воздействия на правовую систему существует полная (тотальная (заимствование множества юридических институтов)) и частичная (принятие отдельного элемента, отрасли права) рецепция права [1, с. 10].

Также рецепцию можно разделить в зависимости от отрасли права, из которой происходит заимствование характерных институтов.

Таким образом, внедрение необходимых и новых элементов в национальное право осуществляется различными способами и с разных сторон. Рецепция права выступает одним из способов развития права государства в целом, а также его отдельных отраслей.

Материал государственного (конституционного) права, как отрасли, закрепляющей в себе характеристики государства, организацию государственной власти и взаимоотношений личности и государства, зачастую черпается через механизм рецепции.

Процесс рецепции конституционных институтов, как правило, занимает достаточно длительное время. Это может приводить к неравномерности конституционного развития в мире. Многие исследователи задумались об этой проблеме, например, А. Н. Медушевский, который предположил существование «конституционных циклов» - чередование демократических и авторитарных фаз развития государственных институтов [6, с. 455]. Хотя данная проблема зависит и от политической элиты, осуществляющей или не осуществляющей важнейших механизмов для государства. Это может натолкнуть на мысль, что конституционное развитие имеет не просто неравномерный характер, а изломанное движение, зависящее от конкретных сил, преобладающих у власти в определенный момент времени. Поэтому рецепция в конституционном праве достаточно сложное явление, которое должно осуществляться рационально и согласно с существующими условиями в государстве.

Проникая в историю России, ее государственного строя, заметно, что рецепция права имела место в государстве в период реформ и кардинальных изменений. Например, при создании Свода законов Российской Империи М. М. Сперанский опирался на образцы римского, французского, прусского и австрийского законодательства в целях достижения полноты Свода [7].

Однако, в российской истории существовал период отказа от некоторых видов рецепции как механизма развития права. Советский Союз старался продемонстрировать отсутствие связей с прошлой правовой системой, и многие исследователи подтверждают невозможность взаимодействия нового социалистического права со старым неприемственным буржуазным правом. Но о полном отказе от заимствования иностранного практического опыта говорить невозможно, т. к., как уже выше упоминалось, ни одна правовая система не может существовать изолированно от внешних факторов.

Широкое распространение рецепция права имела в период смены государственного порядка и больше всего имело свое отражение в конституционном праве. Например, в начале 90-х годов ХХ века становление нового государственного строя происходило в том числе на основе заимствования опыта правовых систем других стран, устройство которых соответствовало представлениям о будущем России. Большое значение имело создание нового Основного закона, закрепляющего новые принципы и нормы молодой Российской Федерации.

Вообще рецепция Конституций получила массовое мировое распространение. Р. Гудин пишет: «Читая большие объемы конституционно-правовых текстов, поражаешься, насколько схож их язык; изучая историю разработки конституции любого государства, удивляешься, насколько велик объем осознанного заимствования» [8]. Хотя эти моменты довольно очевидны, ведь Основные законы должны содержать главные принципы устройства государства, которые содержатся в правовой доктрине и используются большинством стран мира и которые написаны доступным языком, понятным любому гражданину.

Российская Конституция не исключение из правил. При ее разработке в тексты были включены заимствованные нормы и идеи международного права. К важнейшим источникам их закрепления можно отнести Устав Организации Объединенных Наций [9], Конвенцию о защите прав человека и основных свобод [10], Всеобщую декларацию прав человека [11], Международный пакт о гражданских и политических правах  [12] и другие. Непосредственное отражение общепризнанных принципов и норм международного права можно увидеть в гл. 1 и 2 Конституции РФ [13].

Нормы из Основных законов разных стран, например, Конституции Франции [14], Основного закона ФРГ [15], Конституции США [16] и др., также подверглись заимствованию со стороны российского права. Например, близость к французской модели видна в форме правления, в порядке избрания Президента и в круге его полномочий как главы государства [14]. Из Основного закона ФРГ 1949 г. воспринята концепция основных прав как непосредственно действующего права. В частности, ст. 18 Конституции РФ воспроизводит в более широкой редакции абз. 3 ст. 1 Основного закона ФРГ [13, 15]. Из опыта США принято, например, прямое руководство со стороны президента некоторыми министрами [8].

В конце 1990-х гг. профессор Миланского университета М. Ганино приводил точку зрения на то, что в российской форме правления есть 50% элементов, которые принадлежат французской модели, 30% - модели США, 20% происходят из имперской традиции [17]. Исходя из последнего положения, несомненно, нельзя упустить в качестве основного источника заимствования отечественный опыт. Многие правовые положения и конституционные институты перешли из Конституций СССР в Конституцию РФ, немного изменившись под устройство нового государства.

Однако, конкретно проследить рецепцию российской Конституции 1993 г. [13] достаточно сложно, т. к. определить точный источник восприятия норм какой-либо страны практически невозможно, ведь каждая Конституция любого государства анализирует и принимает зарубежный опыт и международные принципы. Поэтому, в основном, российская конституционная рецепция имеет компиляционный характер.

Восприятие конституционных моделей и ценностей Россией происходило в период неустойчивости и неподготовленности общества и государства, что привело к их деформациям и негативным последствиям. Причиной этому также послужила другая система ценностей и достаточно низкий уровень правовой культуры в период 1990-х гг. Известный французский юрист Н. Ролан отмечал, что современное западное юридическое мышление соединило в себе начала римского права и рационализма нового времени, поэтому оно применимо к западному типу цивилизации, но не подходит для юридической культуры, создаваемой на основе других систем ценностей [18, с. 87].

Тем не менее, российская Конституция 1993 г. [13] сохраняет свою стабильность. При этом стабильность не должна быть синонимом стагнации, а наоборот, иметь характер привнесения чего-то нового, соответствующего постоянно развивающимся реалиям современного общества России и всего мира.

В настоящее время тенденция заимствования опыта и правовых элементов, институтов продолжается на различных уровнях как из зарубежного, так и отечественного права. Однако, необходимо иметь определенные границы в рецепции для развития уникального опыта, унаследованного от предшествующих поколений.

 

Список литературы:
1. Рыбаков, А. В. Рецепция права: общетеоретический аспект // Весник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 4 (13). – с. 5-12. 
2. Общая теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 2002. – Т. 2. – 672 с.
3. Косарев, А. И. Римское частное право. – М., 1998. – 254 с.
4. Головистикова, А.Н. Теория государства и права / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев // М., 2002. – 517 с.
5. Виды рецепции в российском конституционализме // Евразийский юридический портал : сайт. – Режим доступа : https://www.eurasialegal.info/ - Загл. с экрана. 
6. Медушевский, А. Н. Теория конституционных циклов. М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 
7. Ткаченко, С. В. Рецепция права: идеологический компонент. – Самара., 2006. 
8. Ильченко Т. Ю. Рецепция российской Конституции // Право и государство: теория и практика. 2015.
9. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. –  Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод  (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. – 2001. - № 2. – Ст. 163.
11. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Рос. газ. – 1995. – 5 апреля.
12. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 12. – 1994.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
14. Конституция Французской Республики // сайт. – Режим доступа : https://www.conseil-constitutionnel.fr/ - Загл. с экрана.
15. Основной закон ФРГ // сайт. – Режим доступа : https://www.1000dokumente.de/ - Загл. с экрана.
16. Конституция США // сайт. – Режим доступа : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm - Загл. с экрана.
17. Ганино М. Конституционная реформа в Италии и России: сравнительный анализ // Российский конституционализм: проблемы и решения материалы международной конференции). М.: Институт государства и права Российской академии наук, 1999.
18. Мурунова, А. В. Ментальные механизмы международного взаимодействия национальных правовых систем в условиях глобализации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. – 84-88 с.