Статья:

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Басак Е.С. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(76). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Басак Екатерина Сергеевна
магистрант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Рассматривая меры пресечения теневой экономической деятельности, необходимо помнить о том, что на современном этапе развития государства в экономической сфере, существует крепкая взаимосвязь теневого сектора с деятельностью организованных преступных формирований.

Борьба с криминализацией теневой экономики должна осуществляться не только в рамках одного государства. Необходимо совместное участие всех стран, так как данный процесс носит трансграничный характер и является негативным проявлением в экономической сфере на международном уровне.

В статье «Теневая экономика: государственные меры борьбы» коллективом авторов рассматриваются способы государственного воздействия на теневую экономическую деятельность и функции субъектов управленческой деятельности по пресечению теневой экономики[2, c.106].

Способы борьбы государства с теневизацией экономических отношений представляются следующим образом:

  1. Разработка эффективной государственной стратегии социально-экономического развития и расширение законодательной базы. Данное направление деятельности необходимо осуществлять на международном уровне, так как это позволит создать наиболее эффективные совместные меры по противодействию и сдерживанию теневой экономической деятельности, осуществляемой как преступными формированиями, так и отдельными лицами, не состоящими в организованных группах.
  2. Усовершенствование социальной политики взаимодействия государства с лицами, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность.
  3. Создание результативных карательных санкций за совершение действий, направленных на сокрытие полученного дохода, ведение экономической деятельности вне контроля государства, направление легализованных денежных средств и имущества за рубеж или на финансирование запрещенной законом экономической деятельности, а также иные действия в экономической сфере, запрещённые на законодательном уровне.
  4. Применение воспитательной политики, направленность которой заключается в формировании у лиц, занимающихся предпринимательской и иной финансово-хозяйственной деятельностью, законопослушного поведения при осуществлении такой деятельности.
  5. Сотрудничество с международными организациями в сфере противодействия теневой экономике и ее криминализации.

Субъекты управленческой деятельности оказывают противодействие теневой экономике следующим образом: 

  1. На макроуровне – Федеральные органы государственной власти
  • Определение приоритетных направлений развития политики противодействия теневизации экономической деятельности;
  • Формирование нормативно-правового регулирования противодействия на федеральном уровне;
  • Оказание содействия научным исследованиям по изучению причин и развития теневой экономики;
  • Создание условий, способствующих развитию предпринимательской и иной экономической деятельности в рамках закона;
  • Формирование у населения негативного отношения к теневой экономической деятельности, в том числе к криминализации теневого сектора.
  1. На мезоуровне – органы власти субъектов федерации и местного самоуправления:
  • Создание региональной концепции противодействия теневой экономической деятельности и определение ее основных направлений;
  • Содействие в развитии малому и среднему предпринимательству при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в легальной экономике;
  • Защита прав и законных интересов субъектов экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  1. На микроуровне – общественные организации, объединения
  • Создание общественных направлений, деятельность которых заключается в противодействии теневой деятельности в экономической сфере.

В предыдущем пункте настоящей исследования, рассматривались специальные меры противодействия теневой экономической деятельности уголовно-правового характера. Теперь рассмотрим экономико-правовые и идеологические меры пресечения теневизации экономики.

К экономико-правовым мерам противодействия нелегальному сектору экономики можно отнести:

  • Создание программ по поддержке реального сектора производства;
  • Формирование налоговой политики таким образом, чтобы предприятия, организации и индивидуальные предприниматели не осуществляли свою финансово-хозяйственную деятельность за рамками государственного контроля;
  • Разработка мер по снижению спроса на оказание незаконных финансовых услуг, а также создание препятствий для деятельности организованных преступных формирований;
  • Ужесточение регулирования за деятельностью, которая представляет наибольший интерес для преступных организаций;
  • Постепенное снижение наличного денежного оборота;
  • Продолжение разработки способов осуществления эффективного финансового контроля за движением доходов, имущества и капиталов;
  • Устранение пробелов и правовых противоречий в законодательном регулировании, исключение двойственности толкования норм, направленных на пресечение теневого и криминального сектора экономики;
  • Обеспечение эффективности исполнения закона;
  • Разработка мер по изъятию незаконно полученного сверхдохода или иного имущества;
  • Проверка причастности лиц к организованным преступным формированиям или участие в совершении экономического преступления, при выдвижении таких лиц на выборные должности.

Рассматривая меры идеологического воздействия на теневую экономику, следует учитывать специфику региона, где такие меры применяются, а также эффективность их использования. Также, представляется необходимым разработка единых идеологических мер конкретного государства в зависимости от их развития, менталитета и применения национального права.

К идеологическим мерам можно отнести:

  • Формирование у населения негативного отношения к деятельности организованных формирований в экономической сфере, а также сведение на нет влияния криминальных обычаев и традиций;
  • Создание условий, при которых население будет добровольно сотрудничать с правоохранительными органами;
  • Информирование населения о положительных результатах совместной деятельности по борьбе с преступными организациями и их деятельностью в экономической сфере; 
  • Проведение воспитательных и оперативно-профилактических работ в исправительных учреждениях;
  • Проведение воспитательных бесед с лидерами организованных преступных формирований и их участниками, для создания представления общественной опасности от их деятельности, а также формирования у указанных лиц законопослушного поведения;
  • При помощи общественного мнения оказывать воздействие на участников преступных организаций.

В целом, совершение преступлений подразумевает под собой не только совершение противоправного деяния. В данном контексте стоит говорить о том, что у лица, совершающего преступление, нарушены или отсутствуют культурные традиции и внутренние ценности, благодаря которым человек способен существовать в обществе, не нарушая закон.

Помимо этого, важную роль играют убеждения человека и характер их устойчивости. Одним из существенных условий, позволяющих укрепиться морально-правовым убеждениям, является факт их повторения и перехода в привычку. Повторяя то или иное действие, лицо может изменить, укрепить или наоборот нейтрализовать те или иные убеждения [3, с. 256].

Говоря о личности человека, совершающего преступления в экономической сфере, нужно понимать его мотивы - денежный доход. Одной этой цели достаточно для подавления чувства долга, вины и стыда. Американский социолог Т.Парсон называет это экономической мотивацией
[4, с. 50]. Таким образом мы видим, насколько большую роль играют нравственные основы правовых норм, а также решения, принимаемые государством.

Формирование правильной правовой культуры населения играет большую роль. В данную категорию включается [1, с. 19]:

  • правовое знание;
  • правосознание;
  • социально-правовая деятельность. 

Правовое знание передается в обществе путем общения в виде нравственно-правовой информации, содержащей представление о правовой и нормативной системе общества, а также понимание этой системы и информированность каждого отдельного индивида.

Правосознание подразумевает степень осознания правовых фактов. Анализируется способность общества применять правовые критерии для проведения разграничения между деструктивными и конструктивными фактами.

Социально-правовая деятельность подразумевает формы взаимодействия в обществе. Изучаются имеющиеся у населения стереотипы, стандарты, само поведение индивидов, а также их деятельность в сфере правоотношений.

Совокупность указанных ранее элементов правовой культуры, необходимы для:

  • создания плана и реализации действий по противодействию преступным организациям в финансово-хозяйственной деятельности государства;
  • преодоления теневых и криминальных процессов и явлений в экономической сфере.

Организованная преступность является одним из опаснейших паразитических явлений в экономической сфере. Преступные формирования предпринимают активные попытки внедрения и конкуренции с важнейшими социальными институтами государства, для беспрепятственного осуществления теневой и криминальной экономической деятельности в легальных структурах.

Итог такой конкуренции напрямую зависит от степени удовлетворения основных социальных потребностей общества. Имеется в виду удовлетворение потребностей в материальном обеспечении и безопасности, так как перед обществом встает важный вопрос: кто сможет обеспечить стабильность жизни, удовлетворение потребностей и гарантировать развитие личности?

У организованной преступности, как и у законопослушного общества, есть свои преимущества и недостатки.

Негативные последствия и недостатки преступных формирований были рассмотрены в данной работе выше. Попробуем выделить преимущества организованной преступности при осуществлении теневой экономической и криминальной деятельности:

  • результат деятельности является более эффективным, так как отсутствует обязанность по соблюдению установленных законом правил осуществления экономической деятельности. В то время как законопослушное общество обязано следовать требованиям государства, применять законы, использовать юридические процедуры и т.д.
  • быстрая смена деятельности, в зависимости от потребностей, возникающих в обществе, которые неурегулированные или ненадлежащим образом урегулированы правом. В этом плане законопослушное общество значительно медленнее реагирует на изменения, так как проходит несколько стадий: осмысление новых потребностей; их обсуждение; разработка и принятие законов, позволяющих урегулировать проблемные вопросы, относительно новых потребностей.
  • Упрощенная форма вовлечения новых лиц в преступную организацию, опираясь на эффективность деятельности и экономические стимулы, которыми обладает такое преступное сообщество при осуществлении совей деятельности в экономической сфере. Отсюда следует логичный вывод, что если общество с правильно-сформированным правосознанием, будет применять все формы социального контроля, а также если оно будет стимулировать труд своих граждан, то деятельность преступных формирований будет значительно усложнена.

Преимущества законопослушного общества заключаются в:

  • Оказание поддержки в законопослушном поведении и осуществлении легальной экономической деятельности со стороны государства, правоохранительных и иных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • Осознание легитимности своих действий, открытости и морального превосходства над организованными формированиями;

Таким образом, успех деятельности законопослушного общества или преступных организаций напрямую зависит от того, какой из институтов наиболее эффективно осуществляет свою деятельность, привлекает на свою сторону новых членов общества и гарантирует стабильность во всех сферах государства.

Мы приходим к выводу, что эффективное противодействие криминализации теневой экономической деятельности и организованной преступности осуществимо при взаимодействии общегосударственных мер социально-экономического, уголовно-правового, а также идеологического характера. Вопросы формирования правильного правового мышления населения следует относить к первоочередным задачам государства, так как именно от деятельности общества зависит дальнейшее развитие законодательства и права в целом.

 

Список литературы:
1. Амиров К.В. Правовая культура как фактор развития социальной активности трудового коллектива : дис. К.ф.н. – Казань, 1989 – с. 19-20
2. Гончаров, В. Н. Теневая экономика: государственные меры борьбы / В. Н. Гончаров, И. А. Денисенко, М. Н. Шевченко // Право и управление. XXI век. – 2020. – Т. 16. – № 2(55). – С. 106-115.
3. Сорокина П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали – М.: Астрель, 2006 – с. 256-259
4. Motivation of economical aktivities// Parsons Т. Essays in Sociological Theory. Revised Edition. Free Press, Macmillan. N.Y. (London), 1964, p. 50 — 68.