Статья:

Правовые основы участия правоохранительных органов в мероприятиях налогового контроля

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Гафаров Э.И. Правовые основы участия правоохранительных органов в мероприятиях налогового контроля // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 102-107.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы участия правоохранительных органов в мероприятиях налогового контроля

Гафаров Эльдар Ильмирович
студент, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ г. Екатеринбург

 

LEGAL BASIS FOR THE PARTICIPATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN TAX CONTROL MEASURES

 

Eldar Gafarov

Student, Ural Institute of Management - RANEPA branch, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. в статье рассматриваются актуальные проблемы налогового контроля в целях противодействия уклонению от уплаты налогов, а также проводится анализ выездных налоговых проверок, проводимых совместно с участием сотрудников органов внутренних дел как наиболее эффективный способ выявления налоговых право­нарушений и повышения возмещения ущерба бюджету Российской Федерации.

Abstract. The article discusses the current problems of tax control in order to counter tax evasion, and also analyzes field tax audits conducted with the participation of employees of the internal affairs bodies as the most effective way to identify tax violations and increase redress for the budget of the Russian Federation.              

 

Ключевые слова: налоговые преступления; налоговый контроль; налоговая проверка; Федеральная налоговая служба; органы внутренних дел; налоговые правонарушения; МВД России.

Keywords: tax crimes; tax control; tax audit; Federal Tax Service; internal affairs bodies; tax offenses; Ministry of Internal Affairs of Russia.

 

В настоящее время налоговая система Российской Федерации сохраняет существенный потенциал криминогенных факторов, так как теневая экономика находится на высоком уровне. Согласно НК РФ налог является обязательным платежом, а следовательно и платится на принудительной основе [1]. Исходя из этого, российские юридические лица всегда старались уменьшать свои налоговые обязательства. Налогоплательщики пытаются различными противозаконными методами уклониться от налогообложения. Для бюджета Российской Федерации это является проблемой, которую можно решить путем улучшения мероприятий налогового контроля. Налоговый контроль является одной из функций налогового администрирования и необходимым условием эффективного налогового администрирования. Осуществление нало­гового контроля в нашем государстве довольно трудоемкий процесс, в следствии чего, в организации осуществления налогового контроля Федеральная налоговая служба активно взаимодействуют с другими исполнительными органами власти, а именно с органами внутренних дел и с Федеральной таможенной службой. Основными целями налогового контроля является выявление налоговых правонарушений и обес­печение несения наказания за совершение налоговых преступлений. На основании этого можно говорить о том, что налоговый контроль – основной способ противостояния уклонению от уплаты налогов [3, С. 304]. Нестабильная рыночная экономика и несовершенство нормативно-правовых актов способствуют росту экономических преступлений, в том числе и в налоговой сфере, в связи с чем актуальность вопросов взаимодействия налоговых и правоохранительных органов только повышается. Основная цель взаимодействия данных органов власти – выявление налоговых правонарушений и преступлений.

В настоящий момент пробелы в налоговом законодательстве способствуют развитию и совершенствованию различных налоговых махинаций по уклонению от уплаты налогов. Наиболее эффективным будет считаться совместная работа данных органов с таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов и органами внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их выявлению и расследованию, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен значимой инфор­мацией в целях исполнения возложенных на них задач [4, С. 231].

Полномочия органов внутренних дел, а именно оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, в налоговых правоотношениях заключаются в проведении совместных выездных налоговых проверок с ФНС России. Сотрудники органов внутренних дел привлекаются к участию в конт­рольных мероприятиях по запросу налоговых органов. Взаимодействие этих государственных структур регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Так в ст. 36 НК РФ определены полномочия органов внутренних дел по поводу совместного участия в выездных налоговых проверках с налоговыми органами. Кроме того, в федеральном законе “О полиции” от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ в п. 28 ст. 13 говорится об «обязанности ОВД по запросам налоговых органов учувствовать в налоговых проверках». Также в 2009 г. вышел приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений”, который регулирует порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок. Основанием для направления запроса могут являться:

  • наличие у налогового органа данных о возможных нарушениях налогового законодательства, необходимость их проверки с участием специалистов – ревизоров или сотрудников оперативных подразделений;
  • назначение выездной налоговой проверки на основании мате­риалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных ОВД в налоговый орган для принятия по ним решения согласно п. 2 ст. 36 НК РФ;
  • необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для проведения определенных мероприятий по осу­ществлению налогового контроля;
  • необходимость содействия должностным лицам ФНС России в случае воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты их жизни или здоровья.

Многие считают, что выездные налоговые проверки являются самой эффективной формой налогового контроля. Так, Р.В. Баташев в своей статье “О некоторых аспектах организации и проведения выездных налоговых проверок” на основе проведенного им анализа делает вывод, что «выездная налоговая проверка занимает центральное место в системе налогового администрирования и является важнейшей формой реализации контрольно-аналитической деятельности налоговых органов» [6, С. 8].

Указанная мысль основана на том, что выездная налоговая про­верка, по сравнению с камеральными налоговыми проверками имеют много преимуществ, так как они могут охватывать значительно больший период проводимой проверки и количество проверяемых налогов. Кроме того, мероприятий налогового контроля, которые можно осуществить при проведении выездной налогового аудита больше, чем при проведении камеральной, поступления в бюджет больше, а также максимальный срок проведения выездной проверки, больше, чем у камеральной, а, следовательно, у контролирующего органа есть воз­можность более углубленно провести анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В процессе взаимодействия налоговых органов с сотрудниками экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России расширяются полномочия проверяющей группы, так как про­исходит наиболее эффективное сочетание средств и методов работы обеих структур, что позволяет более эффективно работать по направле­нию выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений. При проведении совместных проверок улучшается показатели по доказыванию нереальности или мнимости сделок, взаимозависимость контрагентов проверяемого юридического лица, лучше анализируется цепочка сделок. Проводится больше опросов представителей проверяе­мого лица и его контрагентов (кроме директоров и главных бухгалтеров опрашивают людей, оказывавших конкретные услуги) [7, С. 123].

Кроме того, взаимодействие рассматриваемых органов при проведении налогового контроля несет в себе определенный психологи­ческий аспект, влияющий на налогоплательщиков, стимулируя их более ответственно подходить к вопросам начисления и уплаты налогов и осуществления своих законных обязанностей. Следовательно, совместная работа налоговых и правоохранительных органов воз­действует на уровень налоговой сознательности налогоплательщиков, повышая тем самым уровень налоговой культуры и налоговой дисциплины общества в целом. В случае, когда проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющие должны принять меры по сбору доказательств.

При выявлении признаков налогового преступления результаты проверки направляются в следственные подразделения правоохрани­тельных органов, а именно в Следственный комитет Российской Федерации. По материалам проверки могут быть приняты следующие решения:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • о составлении протокола об административном правонарушении;
  • о передаче материалов для рассмотрения налоговым органам для принятия мер налогового контроля;
  • о завершении проверки в связи с не установлением нарушения законодательства.

Также хочется сказать, что подразделения ЭБиПК МВД России наделены самостоятельными полномочиями в сфере налогово-проверочной деятельности, что в сочетании с мероприятиями оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности значи­тельно повышает их результаты в отношении борьбы с преступлениями и правонарушениями экономической и налоговой направленности [5, С. 432].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что с точки зрения нормативно-правового регулирования взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел налажено, механизм их взаимо­действия прописан в нормативно-правовых актах, да и экономический эффект от совместной работы выше, чем от самостоятельной работы налоговых органов. Кроме того, для осуществления наиболее эффективного налогового контроля, а также для пресечения и пре­дупреждения совершения преступлений, их дальнейшего раскрытия и расследования, и привлечения к ответственности необходимо постоянное взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов.

Таким образом, для устранения недостатков налоговой системы и выявления различных схем уклонения от уплаты налогов нужно проводить единую налоговую политику, направленную для всех участников налоговых правоотношений. Решение данных вопросов поможет максимально декриминализовать налоговую сферу и снизить случаи уклонения юридических и физических лиц от налогообложения.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 27.12.2019).
2. Организация и методика проведения налоговых проверок: учеб. пособие / И.Р. Пайзулаев, 2015, с.87.
3. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2018, 304 с. 
4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп., 2019, 231 с.
5. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ». «ИНФРА-М», 2016, 432 с
6. Баташев Р.В. О некоторых аспектах организации и проведения выездных налоговых проверок // Инновационная наука. 2015. № 11, с.8
7. Семёнов А.С. Совместные выездные налоговые проверки органов внутренних дел и Федеральной налоговой службы как форма налогового контроля // Налоговое планирование, 2016, с.123.