Статья:

Инженерная графика: литературные источники и их роль в учебном процессе

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Инженерная геометрия и компьютерная графика

Выходные данные
Свирепа Д.М., Гобралев Н.Н., Афонина Е.В. Инженерная графика: литературные источники и их роль в учебном процессе // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инженерная графика: литературные источники и их роль в учебном процессе

Свирепа Дмитрий Михайлович
канд. техн. наук, доцент, Белорусско-Российский университет, Беларусь, г. Могилев
Гобралев Николай Николаевич
канд. техн. наук, доцент, Белорусско-Российский университет, Беларусь, г. Могилев
Афонина Елена Владимировна
канд. техн. наук, доцент, Брянский государственный технический университет, РФ, г. Брянск

 

Engineering graphics: literary sources and their role in the learning process

 

Dzmitry Svirepa

сandidate of technical sciences, associate professor, Belarusian-Russian University, Belarus, Mogilev

Gobralev Nicolai

сandidate of technical sciences, associate professor, Belarusian-Russian University, Belarus, Mogilev

Afonina Elena

сandidate of technical sciences, associate professor, Bryansk State Technical University, Russia, Bryansk

 

Аннотация. Проанализированы виды литературных источников, применяющихся в учебном процесс «Инженерной графики», и сделан вывод о целесообразной форме и содержании конспекта лекций.

Astract. Analyzed types of literary sources that are used in the educational process of «Engineering Graphics», and concluded that the appropriate form and content of the lecture notes.

 

Ключевые слова: инженерная графика; литературные источники; конспект лекций; конспект-клише.

Keywords: engineering graphics, literary sources, lecture notes, synopsis clichés.

 

В учебных заведениях процесс получения студентами новых знаний проходит под руководством преподавателя. Он, используя свой опыт, владение дисциплиной и наработанные методические приемы, стремится сделать этот процесс оптимальным и более эффективным. Но глубокое и полноценное усвоение материала дисциплины невозможно без самостоятельной работы над ним обучаемого, в которой полученные им на занятиях сведения анализируются, уточняются и дополняются. По сути дела преподаватель набрасывает только план подачи  материала с указанием опорных его фрагментов. А дополнять и развивать этот план должен сам индивидуум.

В высших учебных заведениях, в сравнении со средними школами, в ходе аудиторных занятий  очень подробно рассматривать учебный материал не получается. И студенты, просто внимательно прослушав, усвоить  его не могут. Многое им приходится изучать по литературным источникам.

Как же с ними обстоят дела при изучении «Инженерной графики»?

Основным понятием этой общетехнической дисциплины является «чертеж» - средство графического представления информации о каком-либо изделии или процессе. Он является многоуровневым понятием, имеет как схожие черты так и существенное разнообразие в зависимости от области применения (машиностроение, строительство и др.). Поэтому разновидности литературы по правилам выполнения и чтения чертежей также очень большие.

Все существующие литературные источники можно условно классифицировать следующим рядом – стандарты, учебники и справочники, методические указания и пособия, практикумы, конспекты.

Государственные, отраслевые и другие стандарты являются основными источниками литературы.  В них рассматриваются как общие правила построения чертежей (группа 3, включающая стандарты, начиная от ГОСТ 2.301-68 и до ГОСТ 2.318-81), так и правила по изготовлению чертежей, всевозможных их разновидностей. Приведенные в них требования являются обязательными для исполнения. Стандарты являются наиболее подробными литературными источниками по чертежам.

В учебниках рассматриваются теоретические положения по принципам построений плоских изображений объемных тел. Они часто дополняются задачниками, в которых эти положения находят практическую и прикладную реализацию.  В учебниках и задачниках приводятся  примеры, закрепляющие теоретический материал.

В справочниках материал стандартов приводится в сокращенном виде. Они содержат, как правило, отдельные выдержки из всего содержания стандартов, чаще всего используемые при выполнении той или иной графической работы. Например, справочники по машиностроительному черчению со сведениями по конструктивным элементам деталей, по метизным изделиям с резьбой, по обозначениям марки материалов деталей и т.д. Существуют аналогичные справочники по строительному черчению, по чертежам электрических схем и много других.

В методических пособиях приводятся законченные блоки учебного материала из теоретического курса. Они адаптированы для работы студентов и охватывают, например, курс лекций по начертательной геометрии в соответствии регламентированным рабочей программой объемом или практикум по выполнению учебно-практических работ по компьютерной графике.

Методические указания  по назначению такие же, что и методические пособия, но в них учебный материал значительно   меньшего объема и перерабатывается в более доступную для понимания студентов форму. Они содержат сведения по выполнению конкретных индивидуальных графических заданий, имеют примеры их выполнения и предназначены в основном для самостоятельной работы.

Студенческие конспекты. Это самый распространенный вид источников литературы. Студенты ведут конспекты по лекционному и иногда по практическому курсу занятий. В них отмечаются основные, наиболее значимые сведения. Как правило, содержание и структуру конспекта задает преподаватель, надиктовывая текстовые фрагменты и зарисовывая на доске или представляя другим образом  блоки учебного материала. Заносимый в конспект материал студент не только логически связывает с проводимыми преподавателем пояснениями, но и оформляет его в соответствии со своим эмоциональным статусом. Даже индивидуальный почерк студента способен подключать отдельные области подсознания при написании, а затем и в анализе конспекта.

Какая же целесообразная форма конспекта для «Инженерной графики», а точнее конспекта лекций по ее разделу «Начертательная  геометрия»?

Специфика названной дисциплины заключается в выполнении большого числа графических построений, которые вначале на доске делает преподаватель, а затем повторяют в своих конспектах студенты. Причем, нередки случаи, когда незначительное изменение исходного чертежа ведет к не наглядному решению задачи, а значит к непониманию. Такие  негативные аспекты приводят к тому, что материал лекции усваивается не полностью и не всеми студентами одинаково [1]. Особенно это заметно на примере установочных сессий для студентов-заочников. Отличительной чертой занятий с ними является предельно сжатая программа, согласно которой они учатся по 12-14 часов в день, а количество практических занятий по детальному разбору и закреплению учебного материала сведено к минимуму.

Это отмечалось преподавателями графики машиностроительного профиля Белорусского национального технического университета.  Проверка содержания студенческих конспектов показывает, что графические иллюстрации выполняются не всегда хорошо и с ошибками, а текстовый материал записывается сокращенно или часто вообще отсутствует. По учебникам же изучить предмет довольно непросто, так как материал перегружен поясняющими графическими иллюстрациями и описаниями. Для их осмысления требуется определенная подготовка. Данный вывод подтвердился также рядом  социологических исследований, проведенных на кафедре «Инженерной графики» Белорусско-Российского университета [2,3].

Повысить эффективность ведения лекций по начертательной геометрии можно следующим образом.

Очевидно, что учебный процесс должен оставаться организованным в виде лекций и практических занятий. В условиях массового образования такая форма обучения является более предпочтительной. Объем графического материала тоже нельзя уменьшать, так как чертежи – это элементы образного мышления, которое значительно быстрее словесного и описательного. Нужно, по-видимому, изменить способ представления лектором иллюстраций и передачи изображенной информации студенту, чтобы исключить потери времени на ее перерисовывание и записывание под диктовку. Это удобно организовывать с использованием мультимедийных технологий.

Кроме того, изложение материала лекции должно быть таким, чтобы у слушателей была возможность для самостоятельного творческого мышления. Лучше всего, когда в конспекте будут свободные места, на которых студенты, систематизируя и анализируя предыдущий материал, смогут делать какие-то пометки - записывать кратко ход решения задачи, отмечать опорные моменты, делать выводы.

В наибольшей степени учитывать отмеченные пожелания сможет организация лекций по начертательной геометрии с использованием подготовленных конспектов-клише, которые будут заранее приобретаться студентами. В них в излагаемой последовательности будут  представлены все необходимые теоретические выкладки, приведены формулировки основных определений и аксиом, а также изображены чертежи с условиями задач. При изложении лектором материала студентам достаточно лишь следить за ним по конспектам, вникать в суть разъяснений и только дублировать проводимые построения. А чтобы направить их действия на повторение, анализ и систематизацию материала, нужно предлагать  им самостоятельно  записывать в краткой, символьной форме алгоритм предыдущего решения. По окончании лекции или при домашней ее проработке студенты в конспекте должны будут письменно ответить на вопросы по общему анализу ее материала с целью выявления в нем полезности, наиболее запомнившихся моментов и формирования предложений по улучшению  изложения. Это будет способствовать развитию у них творческого мышления. После  экзамена эти конспекты-клише  целесообразно собирать, а содержащуюся в них информацию анализировать для внесения корректив.

Такие конспекты-клише уже применялись в учебном процессе кафедры «Инженерная графика» Белорусско-Российского университета на занятиях со студентами-заочниками. Их анализ показал, что заполнение записями было более насыщенным, чем конспектов в виде простых тетрадей, а студенты, которые их вели, успешно сдавали экзамен.

 

Список литературы:
1. Гобралев Н. Н. Инженерная графика: форма изложения и содержание конспекта / Н. Н. Гобралев, Е. В. Ильюшина // Вестник Белорусско-Российского университета. – Могилев, 2011. №2 (31). С. 29 – 33.
2. Гобралев Н. Н. Инженерная графика: возможный путь повышения качества усвоения  материала / Н. Н. Гобралев // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии. Материалы международной научно-технической конференции. – Могилев, БРУ, 2011. Ч.2. С. 262.
3. Гобралев Н.Н. Социологический опрос как форма обратной связи «студент-лектор» для координации учебного процесса / Н. Н. Гобралев // История, философия, политика, право: Научные труды преподавателей гуманитарных дисциплин. Могилевский гос. ун-т продовольствия; БИП - институт правоведения – №.7. Могилев, 2014. С.36 – 39.