Статья:

Исследование рынка мобильных приложений в сегменте электронных учебных расписаний

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Информатика, вычислительная техника и управление

Выходные данные
Валеев М.В., Козубцев И.Н. Исследование рынка мобильных приложений в сегменте электронных учебных расписаний // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 2(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование рынка мобильных приложений в сегменте электронных учебных расписаний

Валеев Михаил Владимирович
преподаватель, Техникум информационных технологий, экономики и права Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, Кемерово
Козубцев Иван Николаевич
студент, Техникум информационных технологий, экономики и права Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, Кемерово

 

THE MARKET SEARCH OF MOBILE APPS IN SEGMENT OF THE E-LEARNING SCHEDULE

 

Michael Valeev

teacher, Kemerovo college (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Kemerovo

Ivan Kozubtsev

student, Kemerovo college (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Russia,Kemerovo

 

Аннотация. данное исследование посвящено выявлению спроса на мобильные приложения сегмента электронных учебных расписаний (сокр. ЭУР), а также формирования представления о потребностях пользователей относительно таких приложений.

Abstract. The market search focuses on the identification of the demand for mobile applications of the e-Learning Schedule segment (ELS), as well as the presentation of user needs for such applications.

 

Ключевые слова: мобильное приложение; электронное учебное расписание занятий; информационные технологии; автоматизация систем электронного расписания.

Keywords: mobile application; e-Learning schedule; information technology; E-Schedule automation.

 

Актуальность исследования обусловлена проблемой информатизации в образовательных учреждениях и конкретно проблемой проектирования информационных систем для работы с электронным учебным расписанием (сокр. ЭУР) в образовательных учреждениях.

Проблема проектирования таких информационных систем выражена:

1. Особенностями разработки программного обеспечения для систем ЭУР, отвечающего стандартам качества и степени инновационности.

2. Проблемой оптимизации процессов разработки, хранения, распространения элементов ЭУР и организации доступа к ним.

3. Организацией и переорганизацией процессов разработки и обеспечения расписанием образовательных учреждений.

Объектом исследования является рынок мобильных приложений, предметом исследования является программные решения из сегмента электронных учебных расписаний.

Целью исследования является изучение спроса и предложения сегмента электронных учебных расписаний на рынке мобильных приложений для создания прототипа удовлетворяющего потребности пользователей.

Задачи, выполненные в процессе исследования: 1) выбор методов для проведения исследования; 2) сбор данных для анализа; 3) проведение анализа полученной информации.

Данное исследование носит экспериментальный характер. Результаты исследования повлияли на разработку прототипа мобильного приложения электронного учебного расписания, несущее рабочее название «Мобильное расписание». Был определен состав элементов пользовательского графического интерфейса, позволяющий пользователю использовать все возможности программного решения, а также был определен функционал для работы пользователя с электронным учебным расписанием.

Сбор информации разделяется на сбор первичной и вторичной информации. Сбор первичных данных производится методом анкетирования респондентов по определенным вопросам. Сбор вторичной информации производится посредством выборки данных, предоставленных магазинами приложений «Google Play» и «Microsoft Store Россия».

Данные предоставленные магазинами упомянутые выше использованы из открытых публичных источников. Сбор и анализ данных был совершен с использованием онлайн-сервисов Google, такие как «Google Формы» и «Google Таблицы».

Анкетирование проводилось по следующему принципу:

1. Разработка вопросов. Были сформированы вопросы анкеты, позволившие получить данные об интересах потребителей относительно мобильных приложений электронного учебного расписания.

2. Разработка анкеты. Был определен порядок вопросов в анкете, разделов анкеты.

3. Выбор средства анкетирования. Анкетирование проводилось с применением онлайн-сервиса «Google Формы».

4. Проведение анкетирования. Респондентам было предложено заполнить анкету на форме Google Формы, пройдя по ссылке.

5. Сбор и анализ данных. Онлайн-сервис Google Формы предоставило удобные инструменты для сбора и анализа информации, а также дало возможность импортировать данные в электронную таблицу для более детального анализа.

Выборка данных предоставленных магазинами приложений производился следующим образом:

1. Поиск предложения. На соответствующих сайтах магазинов производился поиск приложений из категории образования относящихся к электронным учебным расписаниям. Такие приложения должны предоставлять функционал для работы с расписанием образовательных учреждений. Было использовано несколько запросов для поиска, такие как «учебное электронное расписание», «расписание занятий», «расписание пар» и другие, так или иначе обозначающие наименования учебных электронных расписаний.

2. Сбор данных. Собирались данные о наименовании, разработчике, цене, рейтингах приложения и отзывах потребителей. Все данные были отфильтрованы и занесены в электронную таблицу в онлайн-сервисе Google Таблицы для анализа.

3. Анализ. Встроенными инструментами Google Таблиц было получено множество аналитических диаграмм и других таблиц из данных выборки.

Для проведения анкетирования в Google Форме были размещены следующие вопросы, разделенные на несколько разделов:

1.       Информация о респондентах: 1) пол; 2) возраст; 3) Статус (Студент, преподаватель);

2.       Информация об мобильных устройствах.

3.       Информация о наличии приложения электронного учебного расписания и интереса к таким приложениям:

1)       Наличие приложения, или желание его получить;

2)       Частота использования приложения;

3)       Загружает ли приложение расписание из сети или нет;

4)       Отслеживает ли приложение ежедневные изменения в расписании;

5)       Уведомляет ли такое приложение пользователя об изменениях.

Анализ полученных данных производился средствами офисных онлайн-сервисов, которые получая данные из таблиц, и производили диаграммы различных типов. Далее были выведены закономерности по различным факторам над полученными данными. После был сформирован отчет по итогам исследования.

Исследование проходило в 3 этапа: 1) опрос студентов города Кемерово посредством Google Форм; 2) анализ спроса и предложения магазинов мобильных приложений; 3)  анкетирование студентов Техникума информационных технологий, экономики и права (сокр. ТИТЭиП).

В опросе первого этапа приняли участие 12 респондентов из различных образовательных учреждений города Кемерово.

После сбора и анализа собранных данных можно утверждать, что у  подавляющего большинства (75%) респондентов такого приложения нет (Рисунок 1). Это может означать, что респонденты не интересуются такими приложениями или просто не знакомы с ними.

 

Рисунок 1. Диаграмма, показывающая в процентном соотношении количество ответов респондентов касаемо наличия приложения

 

Далее респонденты поделились своими предпочтениями касаемо мобильного приложения. Большинство, а именно 90% из 10 ответивших, считает, что приложение должно загружать расписание занятий через сеть (Рисунок 2). 70% из 10 ответивших, считает, что такое приложение должно отслеживать ежедневные изменения, вносимые в расписание и  66,7% из 10 ответивших, интересно наличие настройки позволяющие управлять уведомлениями приложения  (Рисунок 3).

 

Рисунок 2. Диаграммы метода ввода расписания

 

Рисунок 3. Диаграмма, показывающая процентное соотношение ответов касаемо уведомлений приложения

 

Предположим, что потребители не заинтересованы в таком мобильном приложении из-за качества предложения на рынке мобильных приложений. Если разработчики предложат качественное приложение и сопровождающий сервис, то есть большая вероятность того, что на приложение появиться большой спрос среди студентов и преподавателей. Данная гипотеза требует проверку, и дополнительные исследования. Также существует вероятность, что такие приложения не интересны потребителям вне зависимости от качества и функционала, что в свою очередь также требует проверки. 

Для ответа на выше поставленные гипотезы был проведен второй этап исследования. Была произведена выборка сведений из магазина мобильных приложений в Google Play на предмет приложений ЭУР. В статье рассматриваются данные только по данному магазину приложений, так как количество его предложений значительно выше остальных. В результате этапа исследования были выделены два направления разработок: приложения для всеобщей аудитории и приложения для аудитории одного учреждения. Каждая из направлений вносит свои особенности разработки и поддержки мобильных приложений и их сервисов. Приложения для общей аудитории позволяет нарастить большую аудиторию, но функционал у таких приложений меньше и не отвечает специфическим требованиям образовательных учреждений. Приложения второго направления за счет тесного контакта и сотрудничества со студентами и преподавательским составом позволяет быстро реагировать и удовлетворять потребности пользователей.

Из выборки было детально исследовано 10 приложений, по критериям пользовательского рейтинга и функции ввода и отслеживания изменений расписания:

1. Универ - расписание ВУЗов от «Расписание занятий для студентов»,

2. Расписашка от «team13»,

3. Расписание занятий от «Ефремов Иван»,

4. Расписание МГТУ им. Носова от «Mikhail Tyugaev»,

5. Расписание занятий УГНТУ от «ORIGINS»,

6. Расписание занятий УлГТУ от «ProdigyDev»,

7. Couple - расписание занятий от «Dima Dasin»,

8. StudyTime - Расписание вузов от «StudyTime»,

9. Расписание занятий от «IDAL MEDIA»,

10. Расписание ОмГТУ от «4bureg».

Примечание. Сначала указано название приложения, затем  наименование разработчика.

На следующей диаграмме представлен рейтинг приложений от разработчиков на основе оценок пользователей из магазина Google Play (Рисунок 4).

Рейтинг приложений отражает, как пользователи оценили качество приложений по 5-бальной шкале. Числа в рядах (черного и белого цвета) означают  количество пользователей давшие ту или иную оценку, черным обозначены те, кто оценил на 5 балов, белым – на 4 бала, и красным – на 1 бал. Процентное соотношение выбрано как количество пользователей оценивших на определенный бал ко всему количеству оценивших приложение.

 

Рисунок 4. Диаграмма рейтинга приложений на основе оценок пользователей

 

Изученные мобильные приложения (Таблица 1) были разделены на несколько групп по механизму ввода и хранения электронного расписания:

1. Выделенная база данных ЭУР (ВБД). Приложение запрашивает у сервера хранящий ЭУР, через сеть интернет, информацию о необходимом для пользователя расписании. Администрирование сервера возлагается на разработчика или образовательное учреждение. Заполняет базу данных разработчик или ответственное лицо от образовательного учреждения.

2. База данных пользователей (БДП). Механизм такого подхода схож с первой группой, за исключением того, что заполнение базы переложено на пользователей, а администрированием сервера занимается разработчик.

3. Ручной ввод и локальное хранение. У приложений такого группы отсутствует сервер БД ЭУР, расписание храниться на устройстве (локально), а заполнение базы полностью возложено на конечного пользователя.

Таблица 1

Функционал получения расписания, реализованные разработчиками в приложениях

Приложение

Ввод и хранение расписания

Отслеживание изменений

Расписание МГТУ им. Носова (Mikhail Tyugaev)

ВБД

Присутствует

Расписание занятий УГНТУ (ORIGINS)

ВБД

Присутствует

Расписание занятий УлГТУ (ProdigyDev)

ВБД

Присутствует

Расписашка (team13)

Ручной

Отсутствует

Расписание занятий (Ефремов Иван)

ВБД

Присутствует

Расписание ОмГТУ (4bureg)

ВБД

Присутствует

Универ - расписание ВУЗов (Расписание занятий для студентов)

Ручной

Отсутствует

StudyTime - Расписание вузов (StudyTime)

БДП

Присутствует

Couple - расписание занятий (Dima Dasin)

БДП

Присутствует

Расписание занятий (IDAL MEDIA)

Ручной

Отсутствует

 

Первые два этапа исследования дало представление о рынке мобильных приложений ЭУР. Не все студенты пользуются приложениями, предпочитая им традиционные способы получения и хранения. Одногруппники делятся актуальным расписанием между собой разными способами. Также не все образовательные учреждения желают разрабатывать и внедрять такие приложения.

На третьем этапе было проведено анкетирование студентов ТИТЭиП. 42 респондента отвечали на 16 вопросов. Вопросы были разделены на разделы:

1. Об устройствах и их характеристиках,

2. О способах получения расписания,

3. Об интересе относительно таких приложений,

4. О функциональном составе такого приложения.

По результатам третьего этапа исследования была сформирована статистика (Рисунки 5, 6).

 

Рисунок 5. Диаграммы статистики о методах получения расписания студентами (сверху), об интересе респондентов к приложению ЭУР (слева) и о количестве используемых ОС (справа)

 

Рисунок 6. Диаграмма предпочтений студентов по функциональному составу приложения

 

Удивительным стал факт того, что разделом расписания на сайте института, на нем также храниться расписание ТИТЭиП, пользуются крайне малое количество респондентов. Такой факт может быть связан с некоторыми проблемами:

1. Студенты получают или считают, что получат неполную или не актуальную информацию о расписании занятий.

2. Студентам трудно получить доступ к разделу с расписанием занятий и информации о расписании.

3. Студенты, возможно, не знают, что такой раздел существует.

4. Студенты считают, что другие способы легче и эффективнее.

В ходе исследования не было принято действий по обнаружению таких проблем в ТИТЭиП.

Среди студентов очень популярны устройства с платформой Android. Разработка и продвижение на данной платформе требуют гораздо меньше ресурсов и затрат, что дает весомое преимущество.

Также респондентам было предложено выбрать несколько элементов состава информации о расписании занятий по их предпочтениям (Рисунок 7).

Рисунок 7. Диаграмма предпочтений по составу расписания занятий

 

В первую очередь студенты хотели видеть в приложении расписание их групп, затем расписание за все неделю, всеобщее и по дням. Также респонденты поделились, какие функции они хотели видеть дополнительно, их количество ровно 10.

Результаты данного исследования позволяют наблюдать общую поверхностную картину. Для более углубленного представления о мобильных приложениях электронных учебных расписаний, рынке таких приложений, спросе и предложений, требуется более качественные и углубленные исследования. Однако данных было достаточно для создания прототипа мобильного приложения.

 

Список литературы:
1. Валеев М.В. О разработке информационного и аналитического обеспечения задач бизнес-планирования производственного предприятия / М.В. Валеев, А.В. Медведев // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего. Материалы Международной конференции. – Кемерово, ЗСНЦ. – 2015.  – С.58-61.
2. Валеев М.В., Шадрина А.Ю. Компьютерное моделирование влияния рыночных и технико-экономических показателей инвестиционного проекта на предельное значение его жизненного цикла // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономически систем. Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань, НИЦ Аэтерна. – 2017.  – С.65-67.